«Инструмент для заточки клинка»

1220

Описание

Статья опубликована в журнале «Прорез» № 5, 2004 (№ 20).



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сергей Митин ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЗАТОЧКИ КЛИНКА

Раз уж мы с вами разобрались как следует с техникой заточки, то теперь надо бы применить свое умение на практике. Лучше всего начать с ножей на кухне. Жена, наверняка, обрадуется и более благосклонно посмотрит на ваше увлечение ножами, связанное с довольно-таки существенными расходами.

Только для того, чтобы наточить ножи или что-нибудь другое (ножницы, например), недостаточно уметь это делать, надо еще иметь на чем точить! Проще говоря, надо обзавестись соответствующими инструментами. Какими? Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать, что надо делать (это только половина успеха), нужно знать, почему следует делать именно так, а не иначе. Поэтому давайте с самого начала.

В основе каждой точилки (так для краткости предлагаю называть инструменты для заточки) лежит тот или иной абразивный элемент, именно то, что шлифует сталь лезвия, придавая ему нужную форму. В обиходе часто абразивный элемент называется бруском, хотя необязательно он имеет форму бруска. С одинаковым успехом это может быть, например, изготовленный из абразивного материала цилиндр, тонкая пластина, шайба или что-то иное в зависимости от назначения и принципа действия точилки. Сначала давайте рассмотрим, как все это действует в общих чертах. Каждый абразивный материал состоит из двух механически перемешанных между собой фракций: абразивных зерен-кристалликов материала значительно более твердого, чем обрабатываемый материал (в нашем случае сталь), и матрицы из более мягкого материала, которая удерживает абразивные зерна в виде заданной формы, хотя бы того же бруска. Твердость матрицы обычно бывает соизмерима с твердостью обрабатываемого материала, иногда даже немного меньше. Правильно подобранная твердость матрицы позволяет ей стираться в процессе работы, обнажая все новые и новые абразивные зерна из глубинных слоев, в то время как старые, с уже истертыми, притупленными режущими гранями выкрашиваются из массы материала. Иначе говоря, стирая сталь, стирается и изнашивается абразив, и это нормальный процесс его работы. Более того, правильно подобранный к условиям работы характер абразива — это залог его эффективности. Выберите абразив со слишком твердой по отношению к обрабатываемому материалу матрицей — и он сразу же «засорится», теряя свои свойства. Матрица не будет стираться и освобождать истертые, с притупленными гранями, зерна. Какое-то время они будут работать, но все хуже и хуже, и, в конце концов, перестанут стирать обрабатываемый материал вообще. Однако еще раньше стертые частички обрабатываемого материала будут как бы «приклеиваться» к материалу матрицы, заполняя пространство между выступающими гранями абразивных зерен и «выглаживать» абразивную поверхность, лишая ее абразивных свойств. Не верите? Убедитесь, пожалуйста! Возьмите кусок алюминия и попробуйте точить его на предназначенном для обработки стали абразиве. Долго он будет точить, прежде чем засорится окончательно? Вот именно! А если матрица слишком мягкая, это тоже нехорошо. Абразив будет точить менее эффективно потому, что усилие на режущих гранях абразивных зерен будет не стирать обрабатываемый материал, а вырывать зерна из слишком мягкой матрицы. К тому же в результате самостирания абразив быстро потеряет нужную форму поверхности контакта с обрабатываемым материалом. Обработка тогда не будет точной. Характерным примером может служить старый, выслуженный брусок, который и в «молодости» был предназначен для заточки кос из мягкой стали. Видите — он стал вогнутый в середине, да еще и боковые грани имеет закругленные, потому что лень и глупость подсказывают: «Точи на краях: так быстрее и проще!» Ну и попробуйте, работая на таком — пардон! _ инструменте, сохранить постоянный угол — основу правильной заточки лезвия!

Вот поэтому-то, имея дело с марочными ножами, клинки которых изготовлены из твердых, износостойких современных нержавеющих сталей лучше всего приобрести соответствующий для их заточки инструмент, чтобы избежать риска испортить дорогой клинок. Если уж не жалко было истратить 100-200-300 долларов на клинок, то тем более глупо пожалеть 15-30-50 долларов на соответствующую точилку. Еще глупее экономить на этом, имея в доме несколько порядочных клинков. Кстати, кухонные ножи тоже лучше и приятней точить на порядочном инструменте, а ими ведь пользуемся чаще всего, и, следовательно, заточки требуют тоже чаще, чем ножи из нашей коллекции. Сразу оговорюсь — большая ошибка думать: «Марочную точилку я буду беречь для марочных ножей, а кухонные и чем попало наточить можно!». Раз уж вы купили хорошую точилку, то точите на ней все, что надо точить в доме. Если это действительно современная качественная точилка от хорошей фирмы, то она еще и вашим детям послужит. Хотите верьте, хотите проверьте, но действительно получается очень дешево по отношению к сроку службы, качеству и эффективности заточки. Хотя в момент покупки цена может показаться…

Ладно, конец первого лирического отступления (следующие тоже будут), возвращаемся к нашим абразивам. Матрица — это, как правило, что-то керамическое, от простейшей обожженной глины до разновидностей технического фаянса, более подробный состав нас не интересует. А абразивные зерна — это твердые окислы металлов в кристаллической форме. Например, окись кремния SiO2, популярный такой песочек, которого полно под ногами. Он ведь намного тверже самых что ни на есть твердых сталей, надо только придать ему надлежащую форму с помощью соответствующего вяжущего материала — матрицы, и уже можно точить. Именно на основе окиси кремния и делаются абразивы подешевле. Между прочим, этот самый песочек в большей или меньшей степени содержится практически в каждом грунте. Поэтому копать ножом ниииизяяяяя! А кристаллическая окись алюминия Al2O3 — это уже абразив потверже. Да-да, не удивляйтесь, пожалуйста! Сам алюминий мягкий, а вот кристаллический его окисел — это природный сапфир, рубин (в зависимости от окраски) или искусственный корунд— один из наиболее твердых материалов на свете. На его основе делаются абразивы подороже, предназначенные для шлифования более твердых сталей или с большей скоростью. Большая скорость нас как раз не интересует, даже наоборот. Дело в том, что шлифование с большой скоростью, например на высокооборотном шлифовальном кругу, вызывает сильное нагревание обрабатываемого материала, что в нашем случае чревато неконтролируемым и нежелательным самопроизвольным отпуском закаленного клинка. Или хотя бы части режущей кромки лезвия. Тоненькая полоска стали нагревается мгновенно, периодическое макание обрабатываемого клинка в воду не может этому воспрепятствовать. Поэтому никогда не точите ножи — неважно, доморощенные или фирменные, — на высокооборотном шлифовальном кругу, вероятнее всего, вы испортите клинок бесповоротно!

Еще бывают абразивы на основе всяческих карбидов, например бора или того же кремния. Они довольно дорогие в производстве и поэтому встречаются реже, чем абразивы на основе корунда. Определенная разница заключается в форме абразивных зерен, а именно в остроте их режущих граней, что, в свою очередь, зависит от структуры кристаллической решетки данного химического соединения. 8 эти материи углубляться тоже не будем, потому что разница для нас не такая уж существенная, за исключением алмазных абразивов, но к ним вернемся чуть позже. Для нас существенно качество абразива. А оно, в свою очередь, характеризуется однородностью размеров абразивных кристалликов-зерен и твердостью удерживающего их вместе вяжущего материала — матрицы. Если зерна будут неодинаковые по своим размерам, то может оказаться, что один конец бруска у нас мелкий, а другой — крупный. А если мелкие и крупные зерна перемешаны между собой более или менее равномерно, как это часто случается в дешевых абразивных инструментах, тогда заточка получается не слишком точной, а результат тем более случайный, чем большая разница в размерах зерен. Я ведь это все вам не с чужих слов рассказываю. Перепробовал я множество всяческих абразивов, от простейших наидешевейших до дорогих алмазных брусков отличного качества, не обошел вниманием, конечно, и дешевые дальневосточные подделки фирменных абразивов. С этими как раз первое впечатление очень обманчиво. Попробуешь точить и прямо-таки «ужаснешься» — вот это даааа, шлифует как сумасшедший! Только результат, к сожалению, выходит мизерный, действительно хорошо наточить нож на таком абразиве очень трудно. Именно потому, что размеры зерен очень неоднородные. Ну разве что вас удовлетворит работа полуострым ножом. К тому же засоряются и «лысеют» такие абразивы прямо-таки мгновенно. Одним словом, очень дорого получается в пересчете на количество ножей, которые можно на них наточить, и качество заточки как раз специально для сверхэкономных… А некачественная, неоднородная по своей твердости матрица стирается тоже неоднородно, и рабочая поверхность нашего инструмента приобретает хаотическую, нерегулярную форму.

В общем, с качеством все ясно — качественный инструмент работает так, как нам нужно, а не так, как ему заблагорассудится. К чему я клоню? К происхождению абразивов — натуральному или искусственному. С искусственными все более или менее ясно: как они «устроены», я уже объяснил. Натуральные «устроены» точно так же, практически это всегда кристаллическая окись кремния — более или менее мелкие кристаллики кварца, связанные осадочными породами, что-то вроде окаменевшего ила. Натуральных камней, пригодных для использования в качестве абразивных материалов, вообще-то очень много, и встречаются они во всех частях света. Только вот американцам пришла в голову патриотическая мысль назвать точильные камни арканзасскими (Arkansas Whetstones), по имени штата, где у них находятся наибольшие залежи новакулита — так геологи научно называют этот минерал. В наше время при нашей искусственной цивилизации мы иногда встречаемся со своего рода «эффектом отраженной волны», когда по непонятным причинам утверждаем безапелляционно, что все натуральное всегда лучше, чем искусственное, именно потому, что натуральное. Так вот, в случае абразивных камней это правило как раз несправедливо. Дело даже не в абразивных свойствах как таковых, в большей степени в их однородности и повторяемости. Величина абразивных кристалликов в природном камне может колебаться в достаточно широких пределах так же, как и твердость удерживающей их вместе осадочной породы — матрицы. Представляете себе брусок, который шлифует неодинаково в разных местах по длине и по ширине? А найти глыбы, из которых промышленным способом можно было бы выпиливать однородные бруски, не так то легко. Да и пилить его тоже несладко: абразив ведь все-таки что-то вроде копания ножом получается! Поэтому-то бруски и точилки на основе натуральных камней стоят, как правило, дороже искусственных. А точат часто хуже, почти всегда медленней, да и изнашиваются быстрее. Конечно, правильно подобранным комплектом хороших арканзасских брусков можно отлично наточить клинок даже из очень твердой современной нержавеющей стали. Но если такого же эффекта можно достигнуть проще, быстрей и дешевле с помощью абразивов искусственных, то надо быть действительно большим любителем всего натурального, чтобы пренебречь выгодой. Просто результаты работы на натуральных абразивных камнях для меня как-то разбегаются с вложенными в них деньгами и усилиями.

Если уж кто-то решится приобрести комплект брусков из природного камня, то советую придерживаться следующих правил.

Купить как минимум три бруска — мягкий (soft), средний (medium) и твердый (hard). Мягкий камень содержит относительно крупные кристаллики кварца, а матрица его имеет пористую, губчатую структуру. Поэтому легко (относительно, конечно) стирается, обнажая следующие «свежие» абразивные кристаллики. Такой камень шлифует сталь быстрее, но более грубо, на нем можно профилировать режущий клин сильно затупленного лезвия. Но и сам камень стирается устрашающе быстро, особенно если принять во внимание его цену. Средний камень имеет более плотную и более твердую матрицу, а абразивные зерна в нем помельче. На среднем камне можно точить средне затупленные лезвия, он оставляет за собой более гладкую (чистую) поверхность, стирается сам помедленней, но и сталь стирает соответственно медленней. Твердый камень — он и есть твердый, и кристаллики содержит самые мелкие. На твердом камне дошлифуем лезвие до идеальной, бритвенной, остроты. Он наиболее долговечный, но и шлифует сталь очень уж «нежно». Сверхтвердые арканзасские камни — это уже искусство ради искусства, для тех, кто хочет отполировать свое лезвие до зеркального блеска, что на практике как раз не всегда имеет смысл. Бритвы, кстати, можно точить на твердом или сверхтвердом «арканзасе», если кто-то по старинке бреется опасной бритвой и также по старинке хочет точить ее непременно на натуральном камне.

Покупая, следует выбирать как можно более длинные бруски именно потому, что природный камень стирает сталь медленно и тот же эффект достигается значительно большим числом проходов, чем на искусственном, а тем более на алмазном бруске. Для заточки большинства рабочих, охотничьих и туристических ножей длина бруска из природного камня — 20 см (8 дюймов); это абсолютный минимум. Для кухонных ножей с длинными клинками, особенно изготовленных из твердой и износостойкой современной нержавеющей стали, нужен еще более длинный брусок из природного камня. Работа на коротком бруске может попросту оказаться настолько неудобной и малопроизводительной, что больше сил будете расходовать на поминание всех и вся, чем на собственно заточку. Поэтому настоятельно советую далеко обходить всяческие «находки» в виде «дешевых и хороших» брусочков, нарезанных из отходов больших, полноценных брусков. «Дешевых и хороших» вещей не бывает, за каждую сдирают с покупателя столько, сколько могут, если бы могли больше, то содрали бы больше.

Вместе с брусками из арканзасского камня обязательно купите легкое минеральное масло, которое чаще всего продается в комплекте с ними (но не всегда). Работать на природном камне насухо нельзя ни в коем случае! Пористая рабочая поверхность его очень быстро засорится частичками стали, и «освежить» ее будет довольно трудно. А масло попросту «втискивается» между матрицей камня и частичками стали, отделяя их друг от друга так, как отделяет приржавевшую гайку от болта. Что, конечно, совсем не значит, что камень при таком правильном использовании никогда не засорится. Напротив, после каждой заточки камень надо хорошенько промыть горячей водой с мылом и жесткой щеткой именно от частичек стертой стали, смешанных с маслом. А перед следующей заточкой слегка увлажнить (необязательно, чтобы с него капало) камень маслом снова. И упаси вас Господи хоть раз использовать для этой цели масло растительное! Оно проникнет в поры камня на неопределенную глубину, там со временем полимеризуется от соприкосновения с воздухом (как полимеризуется олифа — это ведь тоже растительное масло), и тогда ваш камень можно будет использовать только как пресспапье, а лучше всего выбросить, чтобы не напоминал об ошибках. По той же самой причине никогда не точите на натуральном камне грязный, засаленный кухонный нож — всегда хорошенько вымойте его перед заточкой.

Несомненным недостатком природных камней является их сравнительно большой вес и хрупкость, которые не располагают к тому, чтобы пользоваться таким инструментом в полевых условиях. Да и грязная это работа. Когда я точу на натуральном камне, то всегда ухитряюсь испачкаться до ушей сам и испачкать все вокруг противным черным месивом из масла и частичек стертой стали. Очень трудно от него потом отмыться, да и сам камень отмыть нелегко. А часто рекламируемое производителями и продавцами достоинство, что они якобы «точат, стирая минимум стали с лезвия», — это уж, извините, бред сивой кобылы, рассчитанный на наивных богатых покупателей. Как это можно точить не стирая? Или «много» точить, «мало» стирая? Вся заточка ведь базируется именно на контролируемом стирании стали с лезвия с целью придания ему нужной формы, в отличие от бесконтрольного и носящего случайный характер стирания при затуплении ножа. Это же самая что ни на есть обычная обработка металла резанием, а именно шлифовка, если уж воспользоваться научной терминологией! Для тех, кто внимательно прочитал мои статьи о технике заточки, этот вопрос, думаю, даже не возникает.

Есть, однако, у природных камней и действительное, не выдуманное, достоинство, которое как раз однозначно связанно с их главным недостатком — малой износостойкостью. Выработался ваш брусок из натурального камня в своей середине? Это, конечно, плохо. А вы возьмите ровную бетонную плиту побольше, полейте ее хорошенько водой и притрите рабочую поверхность вашего бруска опять до плоской формы. Конечно, наработаетесь при этом как следует, но опять же тем меньше, чем раньше вы за это возьметесь и меньше «запустите» свой брусок. А когда поверхность будет уже плоская, в чем убедитесь, прикладывая линейку, бросьте на эту самую плиту лист средней наждачной бумаги, тоже лучше водостойкой, и придайте вашему «обновленному» бруску надлежащую чистоту рабочей поверхности. И так далее, пока ваш брусок не сотрется до такой малой толщины, что просто сломается, но, уверяю вас, это не наступит слишком скоро, даже если вы будете точить один-два ножа ежедневно.

Еще одно достоинство природных камней заключается в сохранении ими натуральной формы кристалликов твердых карбидов, содержащихся в массе стали. Дело в том, что сталь имеет кристаллическую структуру, как и каждый металл. При сложном составе, характерном для современных высоколегированных сталей, часть легирующих добавок образует с содержащимся в составе стали углеродом микрокристаллики очень твердых карбидов, которые в значительной степени улучшают режущие свойства стали. Абразивные зерна природного камня, как правило, мягче, чем эти кристаллики, или, по крайней мере, имеют сравнительную с ними твердость. Поэтому зерна природного абразива не нарушают форму кристалликов в процессе заточки, проще говоря, не разрезают их, а обходят или сами выкрашиваются из матрицы при столкновении. С одной, стороны это не позволяет придать режущей кромке лезвия именно такую форму, какую мы хотим, и лезвие всегда будет наточено «не совсем точно» и будет резать чуть-чуть хуже, чем могло бы. Но, с другой стороны, именно натуральная, определенная кристаллической решеткой форма микрокристалликов способствует наибольшей их устойчивости и вытекающей отсюда прочности режущей кромки, а стало быть, и долговечности заточки. Вывод: лезвие, наточенное на природном точильном камне режет менее агрессивно, но держит заточку дольше при прочих равных условиях. Сразу оговорюсь — разница, хотя и реально существует, в действительности очень мала, и на практике можно ее почувствовать только при действительно мастерской заточке, которая уже абсолютно ничего не оставляет для критики и поправки.

А «на десерт» расскажу вам, как пользовались абразивными материалами доисторические люди. Попробуйте, например, пользуясь современными инструментами, провертеть дырку в камне, да еще не в каком-нибудь, а в твердом, пригодном для того, чтобы сделать из него каменный топор и насадить на топорище. Не простая задача, правда? Еще более трудной она была для пещерного человека, который, как известно, электрифицированными инструментами и твердосплавными резцами не располагал. А все-таки дырки в камнях сверлил! Как? Очень даже просто. Брал трубчатую кость соответствующей толщины, берцовую, например, привязывал к ней поперек палку, чтобы удобней было крутить. Затем посыпал срез кости мокрым песочком, вбивал этот песочек в кость, легонько ударяя плоским камнем, еще подсыпал и т. д. Получался абразив: кость — это мягкая матрица, а песок — это абразивные зерна в ней. Уперев приготовленную кость в обрабатываемый камень, крутил туда-сюда, подсыпая по мере надобности мокрый песок и меняя кость по мере ее стирания. Я так когда-то попробовал сверлить, получалось даже, только вот, наверное, месяцами надо было бы крутить-вертеть, пока порядочного размера камень просверлишь. Но первобытным людям особенно спешить было некуда…

Иллюстрации

Оглавление

  • Иллюстрации
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Инструмент для заточки клинка», Сергиуш Митин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства