«Я так думаю»

910

Описание

Евге́ний Вале́рьевич Гришкове́ц (род. 17 февраля 1967, Кемерово) — драматург, режиссёр, актёр, писатель.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Я так думаю (fb2) - Я так думаю 110K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Евгений Валерьевич Гришковец

Я так думаю Евгений Гришковец

Здравствуйте!

Лето закончилось. Всё. Звонят друзья, приятели, которые на лето потерялись. Возвращаются, хотят встречаться. Последние дни только и отвечаю на вопрос: «Как дела? Как сам? Как семья?» Я говорю им: «Всё хорошо…, если бы не Украина».

У меня действительно всё хорошо. Я провёл лето с семьёй и было много радостей. Я пишу новый спектакль и чувствую, что получается. В субботу женился младший брат Алёша. Женился на хорошей и любимой им барышне. У них у обоих есть работа и перспективы. Старшая Наташа перешла на второй курс. Сын Саша идёт в 4 класс. Маша загорела и вытянулась за лето. Родители были на свадьбе

Я как мантру твержу про себя: «Всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо». Я уговариваю себя, убеждаю: «Всё хорошо». Но не могу отогнать, хоть на время забыть и не чувствовать тревогу и какую-то душную тоску. Я смотрю на детей, который занимаются своими чудесными детскими делами, не обращая внимания на работающий телевизор, по которому изо дня в день идут только военные новости, и сердце холодеет и сжимается от тревоги и тоски. От страха за них и за тот мир, который их ждёт, тот мир, в котором я не смогу их защитить, мир, который рушится и рвётся прямо сейчас. Рушится безвозвратно.

Я чувствую свою полную беспомощность и вижу свои слабые руки… слабые, чтобы уберечь и защитить даже самое дорогое и любимое.

А дома всё хорошо… Хорошо кроме новостей в телевизоре. И, значит, не хорошо.

Всё лето я много говорил и спорил об Украине, о происходящем, о Путине, об Америке. Всё лето. Много! Бесконечно говорил по телефону. Написал тысячи смс. Я слышал проклятия в свой адрес и в адрес моей Родины. Я слышал дикости во славу моей Родины. Я слышал непонимание моей Родины. Я говорил и слушал, слушал и говорил. Несколько раз и сам срывался на проклятия. Я смотрел новости, Материалы по теме

Сейчас же я хочу сказать очень спокойно то, что я обо всём этом думаю. Сказать тем, кому хоть как-то интересно то, что я думаю, и не безынтересен я сам.

Это не программное заявление, не манифест и не анализ происходящего. Это просто то, что я думаю. Я так считаю… Это мои личные, исключительно частные соображения. Что-то мне самому в моих мыслях кажется наивным, эмоциональным и банальным… Но я так думаю. Я так считаю…

Я ТАК ДУМАЮ

Я пишу это и чувствую себя ужасно одиноко. Ужасающе! Потому что я давно не слышу тех, с кем был бы согласен.

Мне всегда было важно в процессе наблюдения и переживания разных времён и политических передряг найти человека, который был бы профессиональным политиком, политологом, аналитиком, журналистом… Человека более моего информированного, знающего, умного, и при этом профессионала, которому бы я доверял и как-то соотносил своё мнение и видение происходящего с его более глубоким и основательным. Проще говоря, мне важен был кто-то, способный объяснить мне суть политических и экономических процессов. В таком человеке мне важно было всё: от репутации и способа высказывания до стиля одежды. Такие были. Теперь нет. Давно. А в последние месяцы нет и в помине. Я не согласен со всеми. Есть те, кому я верю, но нет тех, с кем я согласен.

Я не согласен с Михалковым и не согласен с Макаревичем, с тем, что он говорит и делает. Я не согласен с Эхо Москвы и каналом Дождь не согласен, я не согласен с Первым каналом, НТВ и Россией 24. Я не согласен с BBC и CNN. Я не согласен с Путиным, не согласен с Обамой и Меркель. Я не согласен с выбором украинского народа. Не согласен как с их выбором европейского пути, так и не согласен с тем, кого они выбрали в качестве президента. Я не согласен с тем, вокруг чего сейчас так сплотилось российское общество. Я не согласен с той войной, которой не видно конца и края.

Я очень мало высказывался о происходящем. Но даже тех моих нескольких высказываний хватило для того, чтобы в нескольких украинских городах сожгли мои книги, хватило, чтобы потерять много знакомых, приятелей и даже друзей.

Я с этим не согласен! Я не согласен с тем, что так можно относиться ко мне и моим книгам только потому, что я не согласен с теми, кто решил мои книги сжечь, а также сжечь всяческие отношения со мной. Я не согласен с тем, что так легко можно что-то сжигать.

Я не согласен с тем, что у меня берут интервью украинские или российские журналисты и не публикуют его только потому, что я сказал не то, что хотели от меня услышать. Не согласен с тем, что эти интервью исчезают, будто этих разговоров не было.

А сейчас я хочу высказаться, чтобы те, кому это интересно, узнали от меня, что я частным образом думаю. Я выскажусь, чтобы кто-то перестал меня подозревать в том, в чём меня подозревать не стоит. Или чтобы кто-то утвердился во мнении, что его подозрения на мой счёт были не напрасны.

Сразу оговорюсь… Никаких писем в поддержку или же наоборот я не подписывал. Ни в каких списках протестующих или одобряющих моего имени нет. Правда, мне и не предлагали ничего подписывать. Так что и факта гордого и смелого отказа в моей биографии нет.

Так вот… Я думаю…

Я думаю, что то, что происходит сейчас — это страшная катастрофа, причины которой коренятся очень глубоко в истории, а последствия будут такими тяжёлыми и неизбывными, что и представить сейчас нельзя. (Простите мне эту банальность, но я так думаю. Я часто бываю банальным в своих соображениях об истории и политике).

Я думаю, что то, что происходило в Киеве в конце прошлого года, а теперь происходит во всей стране, никакого отношения к борьбе за свободу не имеет. Однако, украинцы совершенно уверены, что они боролись и борются за свободу. Свобода же это такая таинственная субстанция!.. О!!! О свободе я думаю очень много.

Как было сказано в одном стихотворении, которое я целиком не помню, а авторство мне неизвестно… Услышал как-то от кого-то, был впечатлён и запомнил одну строку: «Освобождение — залог не для свободы». Как же я с этим согласен!

Тот, кто пытается освободиться, никогда не будет свободен именно от того, от чего освобождается. Чем сильнее жажда освобождения, тем сильнее несвобода. Человек может стать даже рабом. Рабом идеи освобождения.

Мои украинские знакомые, приятели и друзья, многие искренне считают и даже уверены, что они свободнее нас, русских. Свободнее меня… Они убеждены, что эта свобода у них в крови. Этакая историческая свобода, непокорность и национальная гордость. Они всегда были вольными, но угнетёнными и порабощёнными, однако, несгибаемо хранили идеалы свободы. А мы, русские, наоборот, были и есть покорные судье и государю, а в силу этого мы, как считают мои украинские знакомые, склонны к порабощению других. Мол, сами несвободны, так и вы будьте покорны.

Со мной раньше часто, а в последнее время постоянно, украинские знакомые говорили в лучшем случае, как с дурачком, который ничего не понимает, витает где-то в просторах своей театрально-литературной фантазии и не видит через свои розовые очки тяжести и гнёта российской жизни. Они говорили со мной, как с тем, кто покорен судьбе и покорен Путину. Они делали такой вывод только из того, что я способен жить и работать в стране с мрачной диктатурой.

Все мои слова о том, что всё не так просто, что моё отношение к тому, как живёт моя страна, сложно, глубоко и многослойно… Что очень много людей, моих соотечественников и современников, совершенно искренне поддерживают или даже любят Путина, и при этом остаются нормальными, хорошими людьми, совсем не заслуживающими презрения и ненависти… Все мои слова о том, что я не пошёл на Болотную по целому ряду причин, но только не потому что я боюсь, вызывали у моих украинских знакомых этакую всепонимающую ухмылку. Мол, рассказывай, рассказывай… Я думаю, что если бы сказал им, что боюсь, это было бы им понятнее, и они, наверное даже пожалели бы меня. Но я говорил так, как говорил. И они мне не верили или считали слепым, глупым, а главное, несвободным.

На меня смотрели свысока и, в лучшем случае, как на человека неплохого, но заблудшего и оправдывающего свои заблуждения. В худшем случае меня легко и не задумываясь оскорбляли. Почему? А потому что я думаю иначе. По-другому. Какая же это, простите меня, свобода — презирать человека, который думает по-другому? Тут свободой и не пахнет!

Мне не раз приходилось общаться с сектантами разных сект, или с теми, кто открыл истину где-нибудь в Индии, или с жёсткими, ортодоксальными вегетарианцами (что тоже своего рода сектантство). Все эти люди считали и считают себя носителями особого знания и понимания жизни. Они уверены, что находятся на высшей, чем остальные, ступени развития и постижения мира. Они говорили со мной с высоты своего просветления и знания. Им была дана уверенность в своей непререкаемой правоте. У всех сектантов есть простая и ясная идея, которая даёт им эту уверенность. Убеждённость! Убеждённость в своей исключительности.

Я часто сталкивался с такой же уверенностью в своих украинских знакомых. Видел в них это явное превосходство над собой, видел идею. Идею национальной своей правоты и приверженности к свободе, которой во мне нет. Нет, потому что я живу в России. Живу и ничего для свободы не делаю. Только ропщу. Да и то, ропщу шёпотом и на кухне.

Я видел признаки этой идеи и национальной свой правоты в весьма образованных и умных людях. Они жили и живут этой идеей как огромная секта. Однако, жизнь простой идеей — это высшая форма несвободы. Я думаю — это рабство. Любые самые казалось бы лёгкие формы национализма — это рабство. Я националистические идеи ясны, просты и сладки. Но они не имеют ничего общего со свободой мысли и духа. Нахождение всех исторических и философских объяснений национальными своими особенностями — это рабство.

Мне посчастливилось побывать в Африке. В Ботсване, Намибии. Я там встретил удивительно свободных, открытых и достойных людей. Они радостно шли на общение, не задумываясь, ни о каких расовых, социальных и прочих различиях между нами. Они в Ботсване, живя в саванне, не знали рабства. Они живут в мире людей и животных… А потом я попал в ЮАР. В Ботсване и Намибии я быстро привык совсем не опасаться местных людей, полностью им доверять и даже доверять им жизнь. В ЮАР я столкнулся сразу с ненавистью к себе со стороны внешне ничем не отличимых от намибийцев людей, столкнулся с желанием меня обмануть, обворовать, ограбить, или и того хуже. А это были такие же по происхождению люди, что и в Ботсване. Один этнос.

Именно там я со всей ясностью увидел, что рабство развращает в первую очередь и в гораздо большей степени не рабовладельца, а раба. Апартеид был, в сущности, рабством. У чёрных людей в ЮАР как не было прав, так же и не было никакой ответственности. Всё было просто: во всём виноваты белые, а они, коренные ни в чём не виноваты. Именно эта уверенность и сообщила им ощущение полного права меня ограбить и даже убить на их земле. А в соседней бедной Ботсване люди мне были рады просто как человеку. И не видели во мне объекта ненависти, зависти и наживы.

Как только кто-то приходит к убеждению или убеждён сызмальства в том, что во всём виноват кто-то иной, что вся ответственность за то, что происходит и идёт не так, как ему угодно, лежит на ком-то, а не на нём самом — он превращается в раба. Корень глубокой, давней и могучей ненависти к России с Лениным или с Путиным, с Петром I или с Екатериной II, ненависть, которую я видел и слышал в украинских моих знакомых кроется как раз в этом. В этой уверенности, что ответственность за все беды, за все бесконечные исторические неудачи и унижения целиком и полностью лежит на России, на Ленине, на Путине, Петре I, Екатерине II… ну и на мне, в конце концов. Потому что я так думаю. А я так думаю. Просто думаю — и всё.

А я думаю, что Украина ещё на первом Майдане открыла ящик Пандоры. Из этого ящика тут же явился Ющенко, смертельно больной патологической ненавистью к России. Он был так этим болен, что ничего не мог делать другого, кроме как ненавидеть мою Родину. Я думаю, он на работу ходил ненавидеть. Этой своей ненавистью он довёл страну до такого убожества, что Украина выбрала Януковича. И кто бы что ни говорил, а Януковича именно выбрали, избрали. Своего. Он не с Луны упал и не с российского самолёта спрыгнул с парашютом. Вот и вышло: был Ю, пришёл Я — последние буквы алфавита. Символично.

Кстати, я думаю, Янукович ненавидел Россию не меньше Ющенко. Он ненавидел её даже сильнее, потому что он её боялся. И Путина ненавидел и боялся. А ненависть плюс страх — всегда самая лютая и подлая ненависть. Если бы не ненавидел, не шантажировал бы, не врал, не пытался играть на два лагеря, не проявлял бы глупую спесь и не сотворил бы весь тот кровавый кабак, который мы сейчас имеем. Я думаю, что теперь русская земля горит у него под ногами. Я так думаю. Хотя, чертям огонь не страшен.

Думаю, что ненависть и свобода несовместимы в принципе.

Я думаю, что в крови на втором Майдане повинен именно Янукович. Я так думаю. Я не знаю. Но думаю так, что снайперы были именно его. Я думаю, Януковича, конечно, надо судить. И судить его должна Украина. Но только не сейчас. Позже. Иначе это будет слишком короткий суд. Да и судьи те, что сейчас у власти, тоже должны дождаться суда над ними. Я думаю, что и Яценюк и Турчинов должны сидеть на одной скамье с Януковичем, на одном суде. Но я думаю, никакого суда не будет или будет так нескоро, что фигуранты до него не доживут, или не доживут по другим причинам.

В том ящике Пандоры оказался среди прочих бед и Крым…

Весть об аннексии Крыма застала меня в Тбилиси. Первого марта я, глядя из столицы Грузии на происходящее, думал, что началась или вот-вот начнётся полномасштабная война. Как же я тогда испугался! Испугался за детей своих…

Я думаю, что Крым был аннексирован. Я так думаю. Балканский прецедент, на который так много ссылались Путин и компания в связи с Крымом, в данном случае считаю несопоставимым. Считаю, что Крым был вчистую аннексирован. И это ужасно!

Думаю, что тот крымский референдум был совершенно незаконным. Но также думаю, что люди голосовали на нём искренне и радостно. Думаю, что голосовали не под автоматами и не по принуждению в подавляющем своём большинстве. Хотя, может быть, кого-то и заставили… Могли, и было кому. Но большинство людей радовались. У меня телефон тогда не умолкал ни на минуту. Звонили из Севастополя, пели. Из Керчи, Феодосии. Тоже пели. Пили и пели.

Референдум был справедливый, но незаконный. Однако, о какой законности можно было говорить в стране, где, как я думаю, руководство было совершенно незаконным? Потому что власть они захватили, сбросив президента. И это было беззаконие.

Януковича свергли справедливо, но незаконно. Вследствие — получили справедливый, но незаконный референдум в Крыму. Беззаконная справедливость и свобода — разные вещи.

Как только кто-то уверует в справедливость без закона, тут же начинается кровопролитие и мракобесие.

Крым — это большая беда и скала, о которую разобьются многие и многие попытки примирения, о которых пока даже говорить рано.

Думаю, что много людей, тех, что тогда голосовали на том референдуме, скоро пожалеют об этом, если уже не пожалели.

Но украинский Крым был жалок! Фактически жалок. Замусорен и изуродован до невозможности. Я не мог смотреть на дикие строения, поставленные с нарушениями всех мыслимых и немыслимых законов и норм, которые обезобразили дивные берега и горы. Не мог смотреть на то, в каком упадке находятся архитектурные шедевры, важнейшие для нашей культуры и истории. Форос прекрасен! Но как же он загажен и унижен! Сплошной крымско-татарский сервис и еда, дикая застройка Севастополя, ржавое железо в бухтах, заплёванные камни некогда обильно политые кровью, пьянство и упадок… Симферополь больше похож не на город, а на какой-то оптовый рынок… Изменится ли это теперь? Ой, не знаю! Ой, не знаю…

Крым аннексировать было нельзя. Я так думаю! А что было делать? Я не знаю! Аннексировать было нельзя, но аннексировали его красиво. Мастерски. Я правда так думаю. То есть, уж что-что, а аннексировать научились. И я думаю, что не соверши Путин этого мастерского беззакония, то было бы столько крови, и было бы так страшно, что и думать об этом не хочется.

И ещё я думаю, что справедливо то, что в Севастополе теперь стоит русский флот без аренды. Незаконно стоит, но справедливо. Справедливо, что корабли НАТО там стоять не будут. Нечего им там делать. Справедливо то, что английские военные моряки не будут прогуливаться вольготно по Севастополю, ощущая себя опять победителями. И немецкие не будут. Только гостями. Но не скоро…

Мне, как человеку, носившему бескозырку, невыносима сама мысль о том, что Севастополь мог бы быть не «город русских моряков». Справедливо то, что над Севастополем Андреевский флаг.

Я думаю, что не могут в одном учебнике истории в качестве героев соседствовать защитники Севастополя всех времён и Степан Бандера. Это невозможно! Не могут столь разные памятники стоять в одной стране. Вот теперь они уже стоят в разных странах. К сожалению, всё это незаконно… И не цивилизованно!

Однако, я так думаю.

Таковы мои нецивилизованные мысли. Знаю же и сам сказал, что справедливость опасна… Но я такой справедливости в случае с Севастополем рад.

Двойные стандарты? Да, двойные. Но мне есть с кого брать пример двойных стандартов. «Цивилизованный» мир продемонстрировал эти примеры.

Руководство Украины незаконно. Думаю, что оно несамостоятельно и преступно. Преступно своей несамостоятельностью. Я думаю, что Америка напрямую и непосредственно рулит нынешним украинским руководством. Думаю, что Америка сделала ровно то, что хотела. Сделала и продолжает делать. Делает, даже не стесняясь откровенности и грубости своих действий.

Я думаю, что Америке совершенно безразлично, демократично или нет устройство Украины. Безразличны украинцы и то, что с Украиной будет. Безразлично даже будет Украина или нет.

Я думаю, что Обама бездарный и глупый человек. Он амбициозный и слабый политик. Обидчивый и нелепый. Думаю, что он сущий позор Америки и той политики, которая связана с его временем и им лично.

Удивительно, как Обама буквально за последний год как-то совсем иссох, истощал и осунулся. Он быстро поседел и стал какой-то сивый. Он совсем перестал улыбаться, и говорит пафосно и многозначительно. С таким выражением лица только врут! А сохнут так люди, которых никто не любит. А Обаму не любит никто. Весь мир. Америка не любит. Просто прекрасный пример для подражания украинскому руководству.

А украинские лидеры ещё более пафосны. Они пафосны, как плохие провинциальные актёры плохого театра, занятые в плохой пьесе. Смешно, когда в убогом театра актёры пытаются изображать аристократов или иностранцев. Да ещё когда и пьеса им не очень понятна. Вот это и происходит с основными лицами украинской власти. Как же они смешны и пошлы в этом!

Яценюк говорит всегда многозначительно. Он делает постоянные паузы. Изречёт что-нибудь и обводит слушателей взглядом… Ну артист да и только! Артист провинциальный, в самом худшем смысле этого слова.

Порошенко любит пышные фразы и цветастые обороты речи. Я думаю, ему кажется, что он внушителен и грозен. Но жесты мелкие и невыразительные. Порошенко склонен к артистизму и дешёвым эффектам. Вспомните хотя бы, как на фоне своего самолёта и под дождиком он сообщал нации о том, что не летит в Турцию из-за вторжения России. Как всё было выстроено, и дождик был уместен… Смешно. Я думаю — это смешно.

А как Порошенко кланялся и улыбался, вручая генсекретарю НАТО Расмуссену, чей писклявый голос никак не соответствует грозной должности, какую-то медаль. Медаль непонятно за что. Даже Расмуссен, я думаю, не понимал, что ему дают и зачем. Смешно это было и стыдно. Так я думаю.

Думаю, что кому-то смешно видеть походочку Путина, которую сам Путин ощущает поступью. Кому-то, наверное, смешны его «манеры». Мне же уже давно не смешно.

Мне жаль Ангелу Меркель, которая за последние полгода сильно сдала, как-то скукожилась и постарела. Я думаю, ей очень не нравится то, что ей приходится делать и говорить. Думаю, ей не нравится говорить с Путиным, которого она, как мне кажется, терпеть не может и на дух не переносит… Но ей не нравится встречаться и с Порошенко, которого, думаю, она видит насквозь и презирает. Думаю, что ей очень не нравится исполнять указания из Вашингтона. А я думаю, что ей, почему-то приходится их получать и исполнять. Ей не нравится Франсуа Олланд и не нравится с ним обниматься при встрече. Ей не нравятся её коллеги по Евросоюзу, которые мелки и невыразительны. Ей не нравится тащить на своих усталых и покатых плечах этот аморфный и разношёрстный Евросоюз, раздираемый амбициями. Я думаю, ей противен Дэвид Кэмерон, этот спесивый и очевидно неумный парень, смотрящий на Европу из-за Ла-Манша презрительно и свысока. Думаю, она понимает, что этот парень, похожий на породистую собаку, относится ко всем и к ней в частности, как к собакам непородистым.

Я думаю, что госпожа Меркель лучше всех остальных понимает, какую кашу заварила Америка в Украине, несмотря на её робкие попытки это варево как-то предотвратить. И она знает, что эту кашу придётся, как всегда, по большей части расхлёбывать ей и Германии. Она это знает, потому что из ГДР, и понимает, с кем имеет дело в Украине и России.

Я думаю, что ООН — это вялая и утратившая хоть какое-то влияние организация. Организация вполне ручная и управляемая. Во многом ООН, как мне думается, является формальностью и существуют по-привычке. Не припомню столь невыразительного, невнятного и слабого генерального секретаря ООН, как нынешний. Думаю, что ОБСЕ и прочие и прочие организации тоже превратились в некую формальность и обслуживающий конкретные интересы персонал.

Я думаю, что украинцы и Украина всё ещё надеются на помощь и поддержку Америки и Европы. Робко надеются на то, в чём были абсолютно уверены ещё в январе на Майдане. Они, наивные, радовались хороводу и веренице персонажей из Госдепа, Конгресса США и из Европы. Они принимали пресловутое печенье на Майдане за чистую монету. Я думаю, украинцы уже понимают, что их развели. Они просто не хотят в это верить. Не хотят этого понимать… Не хотят понимать, что с Украиной происходит то же самое, что в старом добром анекдоте… Анекдот-то старый, но будто придуман сейчас и именно про США с Европой и Украину.

Анекдот короткий: После ресторана, боулинга и караоке только в бане Галя поняла, почему ей не надо было ни за что платить.

Я думаю, что помимо того, что происходящее является страшной бедой и катастрофой… Это всё также и результат удивительной глупости. Просто эта глупость такая абсолютная, что хочется верить, что всё это какой-то очень умный и хитрый план. Не хочется верить, что столько дураков и бездарей сейчас руководят странами так называемого цивилизованного мира.

Но именно и только глупостью можно объяснить то, что этот цивилизованный мир сделал ставку на тех людей, которые стоят сейчас у власти Украины. И те, на кого сделали ставку, тоже глупы. Думаю, что Яценюк и Порошенко просто послушные дураки. Иначе не понять их глупых и безрассудных действий. Умные люди так себя не ведут. Умные люди обычно способны понимать и оценивать меняющуюся ситуацию, свои возможности и адекватно оценивать себя. Умных людей так не обмануть.

Своей глупостью они сделали Путина многократно сильнее, чем он был. Не думаю, что это могло быть частью хитрого плана. Путин же является Путиным давно. Не понимать этого могут только дураки. Путин весьма предсказуем. Он Путин во всём, и не понимать этого было глупо, и глупостью остаётся.

Глупо так долго носиться с некими европейскими ценностями. Глупо полагать и надеяться, что «заграница нам поможет», и жить иллюзиями. Жизнь иллюзиями приятна, но до поры до времени.

И глупо не видеть, что Европа Украину в объятия не примет. Европа брезгливо смотрит новости из Украины. Наивно думать, что европейцы считают европейцами тех, кого видят в этих новостях. Наивно надеяться, что Европа захочет иметь в своём составе страну с некрасивыми домами, заборами, пятиэтажками, которые, к тому же, разбиты бомбами и артиллерией. И Европа не желает вникать в тонкости происходящего. Европа только пытается сохранить лицо и ощущение свой былой силы. Но на самом деле она опасается за газ, и понимает, что Украина газ воровать будет, как и воровала. Европа быстро поняла, что украинцам лучше в руки деньги не давать, потому что деньги чудесным образом тут же исчезают в украинских руках.

Европа тщательно моет руки после каждого контакта с Украиной и украдкой нюхает надушенный носовой платок, когда с Украиной говорит. Глупо всего этого не замечать. Я так думаю.

А той Европы, куда так хочет Украина, уже попросту нет…

Та Европа, которую мы полюбили с первой же встречи в конце восьмидесятых — начале девяностых, та Европа, которая нас потрясла и вдохновила… уже попросту исчезла. Её той уже не существует.

Когда я впервые увидел Европу, я понял, что прежней жизнью уже жить не смогу. Европа меня поразила, очаровала… Европа изменила мои представления о быте и устройстве жизни, о порядке, чистоте и даже изменила мой внешний вид.

Мы в девяностые годы стремились сделать «евроремонт». Мы хотели, чтобы если ни на улице, ни в подъезде, то хотя бы в квартирах у нас была Европа. Мы мечтали отправить своих детей учиться в Европу. Отправить даже ни за знаниями, а за европейскостью. Мы трудились и стремились приблизить Европу…

И где та Европа теперь? Где те Париж, Брюссель и даже Стокгольм, которые были всего четверть века назад? От той Европы с незыблемыми традициями и неменяющимся веками пейзажем остались только островки и клочки. То есть места, куда ещё в массовом порядке не добрались мои соотечественники, и где над черепичными крышами не поднялись минареты.

Где та Европа, если во Франции нужно опасаться за кошелёк сильнее, чем в Челябинске? Если целый район Брюсселя, кстати, недалеко от Штаб квартиры НАТО, нужно обходить или объезжать за версту? Если тебя не пускают в кафе в Копенгагене, потому что ты очевидно не араб… Что с Европой, если гражданин Великобритании перед камерой обезглавливает американского журналиста?…

Я думаю, что то, что происходит в Европе, говорит о полном отсутствии видения и понимания дальнейшего развития. Европа утратила не только могущество, но и авторитет. Европа перестаёт быть авторитетна не только в политике и экономике, но и стремительно теряет своё культурное владычество.

Европа измельчала и несёт на себе явные признаки вырождения, не желая их замечать и продолжая жить по привычке, с прежними замашками и амбициями, как старик, отказывающийся признать, что силы его покинули и одряхлели как мозг, так и мышцы.

Европа прежде не опускалась до столь явной лжи, как это она сделала теперь. Во время Балканских событий, во время Чечни подача новостей и пропаганда американская и европейская ещё сильно отличались. Теперь же не отличаются вовсе. Европа хоть как-то тогда сомневалась, пыталась разобраться, рассмотреть события с разных точек зрения. Нынче этого нет в помине. Все новости и взгляды односторонни, прямолинейны и именно по этой причине глупы и лживы. Этого в прежней Европе не могло случиться. Это было просто стыдно прежнему старому свету, родине демократии и подлинных свобод. Теперь не стыдно. Почему? Не знаю. Думаю, что Европа безвозвратно утратила самостоятельность и гордость.

Думаю, что наступило время полного отсутствия свободы слова, какого не было даже в эпоху холодной войны. Я так думаю. Если европейские новости копируют американские, то какая тут свобода?…

У нас свободы слова не было никогда. Точнее, вроде бы была, но мы уже этого не помним. Кажется и вовсе не было. Но стало ещё хуже.

В последние полгода с наших телеэкранов исчезло немало заметных лиц телеведущих и журналистов. Думаю, они ушли по причине нежелания лгать так много, как им прежде не приходилось. Я так думаю. Остались те, кому всё равно или же те, кому удаётся вроде бы и не соврать, но и не сказать правду. Исчезли те политологи, аналитики и те люди, которые в любом случае говорили в разных программах хоть какие-то контрапунктные слова и мысли.

Несколько очагов «свободы слова» вроде Эха, Дождя или Независимой газеты вроде бы есть… Но я думаю, что их сохраняют для создания иллюзии свободы слова. А сами эти очаги больше всего напоминают бунт в богадельне.

Многие и очень многие исчезли и замолчали от страха.

Зато поднялись и взросли те, кто врёт самозабвенно, убеждённо, с верой в то, что врать необходимо, когда родина в опасности. Эти редакторы, политологи, аналитики, журналисты и ведущие видели Путина живьём. Возможно, задали ему вопрос, возможно, даже получили ответ и ощутили просветление, а также познали высший смысл лжи в нынешнее «смутное время».

Я думаю, что российская пропаганда сегодня так глупа и бездарна, что попросту недостойна страны. Её уровень говорит о недоверии к тем, на кого она направлена. Я думаю, нам просто не доверяют. Враньё — это всегда недоверие.

Украина же сейчас, как мне думается, попросту не может себе позволить свободу слова, как некую роскошь во время войны. Как быстро эта свобода слова там исчезла! Та свобода, которой так гордились все мои украинские знакомые ещё совсем недавно. Гордились и тыкали меня в неё носом, мол, вот, смотри, у нас есть то, чего у вас нет и быть не может.

Я думаю, что украинские СМИ, устраивая очередную информационную истерику или вещая о победах и доблести в сущности обречённых своих солдат… Эти самые СМИ и себя считают добровольческим батальоном, который ведёт беспощадный бой за свободу и независимость Украины. Ложь, ложь и ложь. Ложь, как оружие. В той борьбе за свободу, которую ведёт Украина, в первую очередь приносится в жертву свобода слова. А в сущности, я думаю, свободы слова в украинском государстве и не было. Говорить, что хочешь, и свобода слова — это разные вещи. Я так думаю.

Я думаю, что когда Путин говорил про задержанных на территории Украины десантниках… Говорил, что он думает, что они заблудились, на самом деле так не думал. Я думаю, он думал иначе.

Я думаю, что на юго-востоке по-настоящему, действительно, есть повстанцы и ополченцы, точнее, я думаю, что они там тоже есть, кроме разных солдат-удачи и наших военных. Я этого точно не знаю, но так думаю. Думаю, наших военных там много, а если понадобится, станет ещё больше. Думаю, что это неправильно и незаконно. Но наш министр иностранных дел и президент говорят, что их там нет. И я почему-то думаю, что они говорят неправду. Думаю, что это ужасно.

Думаю, что на Донбассе и Луганщине творятся настоящие ужасы. Что там сейчас много людей с оружием, которые осуществляют такое беззаконие, что и думать страшно. Любая война в сегодняшнем мире притягивает и буквально призывает ото всюду всякий сброд и человеческую мерзость. Думаю, там сейчас много мародёров, уркаганов, наркоманов, отморозков и прочей нечисти. Они вооружены. И они там правят свой страшный бал. Думаю, что с ними нужно бороться всем. И украинским военным, и тем, кто числятся ополченцами. Но думаю, что там все так перемешались, что мародёров от ополченцев или от бойцов национальной гвардии мирным людям отличить трудно, некогда и не хочется.

Думаю, люди в тех городах, где нет сейчас повстанцев, банд, или украинских военных молятся, чтобы война миновала их, и чтобы всё шло, как было.

Думаю, что жители Мариуполя уже не надеются, но всё же молятся, чтобы их город не был взят, и чтобы в него не пришли бои. Я так думаю.

Я думаю, что украинские войска и добровольческие батальоны стреляли и стреляют по жилым кварталам. Бомбят города с самолётов, забрасывают минами, обстреливают ракетами и повинны в гибели многих мирных людей. Стреляют и стреляли плохо, но много. Я думаю, что многим стрелявшим всё равно, будут там убитые или нет. Война имеет такое свойство. Она притупляет многие чувства, обостряя только некоторые. Украинские и европейские СМИ утверждают, что регулярные украинские войска не обстреливали города, не бомбили, а я думаю, что бомбили и обстреливали.

Думаю, что многие добровольческие батальоны сражаются люто и смело. Жестоко сражаются. Сражаются за Украину. Но жестокость в гражданской войне — это преступление. А я думаю, что всё, что происходит — это гражданская война и никакая другая.

Думаю, что Стрелков и прочие, вроде полевого командира с позывным Моторола — военные преступники. Но и все бойцы и командиры батальонов Айдар и Азов — тоже военные преступники. Все, кто там воюет добровольно — все преступники. И те, кто сражается идейно, и те, кто приехал пострелять за деньги или за адреналин. Те, кто туда пошёл по приказу, скорее невинные жертвы, если только не проявляли особого рвения и усердия.

Однако, к некому Мотороле я испытываю большую симпатию, чем к батальону Айдар. Ругаю себя за это, считаю это неправильным. Но пока так. Почему? Да, видимо, потому что та идея, которая лежит в основе тех причин, которые создали этот батальон и собрали в него людей, мне отвратительна. Национализм в любом виде и проявлении, как я думаю, не имеет оправдания.

Я правда не понимаю, как так много людей в Украине реально могут надеяться на военную победу на юго-востоке. Хотеть они её могут, это вполне понятно, но как они могут в неё верить? Не могу этого понять! О чём они думали и думают? Они что, думают, что возьмут Донецк и Луганск и всё? И будут налаживать мирную жизнь, как ни в чём не бывало?

Неужели ещё не понятно, что прежней Украины с Донбассом и Луганщиной уже не будет? Её уже нет. О той Украине можно вспоминать, как об СССР. То есть, как о чём-то любимом или ненавистном, но безвозвратно ушедшем.

Я понимаю, что Украина не переживала Чечни и чеченских компаний. Украина не знает горя и унижения поражения от, казалось бы, маленького региона. Украина не переживала перехода от желания видимой лёгкой и быстрой победы и шапкозакидательства к отрезвлению и признанию невозможности победы, как таковой. Украина не имеет такого опыта. И недолгая история украинской государственности была до февраля нынешнего года бескровной…

А Украина тогда была в восторге от Чечни, героизировала чеченских головорезов и сама ехала туда пострелять москалей. Теперь те же самые чеченцы… Не другие, а те же самые, воюют на Донбассе, стреляют украинцев. Я так думаю, теперь Украина в известной степени исполняет роль России того времени. Но пока ещё идёт первая фаза. Жажда победы… Я думаю, что скоро это пройдёт. Просто надо вспомнить, что Грозный штурмовали ни один раз. Брали Грозный. И что?

Я думаю, что всё в Украине кончится гораздо хуже, чем тогда для России с Чечнёй. Я почему-то думаю, что третьего Майдана не будет, хотя о нём много разговоров. Думаю, что Майдан себя исчерпал, как инструмент народного волеизъявления. С нынешней властью никто так церемониться не будет, чтобы два с половиной месяца стоять в холода на Майдане. Я думаю, что нынешняя украинская власть будет сметена своими же измотанными, обманутыми и отчаявшимися войсками. Я в этом не уверен. Я это не предрекаю. Я так думаю.

А мы? А мы будем получать всё новые и большие санкции, будем роптать, но терпеть, будем гордится своей сильной и гордой позицией… Думаю, будет плохо… Думаю, будет плохо, и долго. Будет хуже, чем многие думают. Многим.

Кто-то не возьмёт кредит и не купит вожделенное жильё. Кто-то разорится, кто-то решит повременить с рождением ребёнка, кто-то не женится, не выйдет замуж. Кому-то станет совсем невыносимо жить в России, чьим-то планам не суждено состояться, рухнут карьеры, судьбы…

Но при этом, я думаю, санкции не повредят тому, на кого они направлены. Путин, думается мне, сейчас очень интересно живёт. Вижу, что ему интересно и азартно. Он же вообще у нас боец. Он с лихостью проверяет на прочность и мировое сообщество и нас. И думаю, что он при этом решает какие-то свои сугубо личные задачи.

Решение с продовольственным эмбарго, я думаю, был сильный ход. Во-первых, это чувствительно для Европы, я сам это видел, находясь в Греции. Видел растерянность и отчаяние людей, которые вырастили фрукты и вдруг поняли, что работали зря. Думаю, что это эмбарго чувствительно не только для греков. Во-вторых, ход сильный потому что Путин понимал, что русские люди с пустыми кастрюльками на демонстрацию не выйдут, в кастрюльки стучать не будут, не поднимут кипишь из-за еды. Постесняются что ли?… Потерпят… Ведь потерпим же? Потерпим! Потерпим даже несмотря на то, что решение принял он, а терпеть придётся нам. Но, думаю, справимся.

Позавчера поехали и закупили много впрок консервированного французского зелёного горошка и кукурузы. Не особенных каких-то, а самых обычных. Бондюэль. Эти консервы ещё пока есть. Но скоро, сказали, их не будет. Просто дети привыкли к ним сызмальства. Мы не брали впрок креветок, кальмаров и мидий. Пресловутого французского сыра впрок не брали. Зелёный горошек и кукуруза… Было противно закупаться впрок. Унизительно. Вспомнились давно прошедшие годы и, казалось бы, забытые навсегда ощущения.

Рыба на рынке в Калининграде сильно подорожала. Не на семь процентов, как сказано было в новостях, а почти вдвое. Норвежской лосось стоил 350 рублей в среднем, а теперь тот же лосось, только продавцы утверждают, что он не Норвежский, а из каких-то дальних морей, стоит на рынке 600, а в магазинах 700. Хотя, лосось тот же. У Калининграда, конечно, особое географическое положение, но думаю, что в целом по стране как-то так же всё.

Мясо сильно подорожало: свинина была 350, сейчас 500.

А в новостях говорят о росте на 7 %, на 3 %, на какие-то 0,8 %. Показывают губернаторов. Губернаторы все радостные, говорят, мол, давно было пора. Говорят, что своего добра завались, и у нас всё только лучше. С советских времён не помню столько репортажей про грандиозные успехи наших сельхозпроизводителей. В стране сыра за одну неделю стали производить аж на 10 % больше. И сыры у нас прекрасные, свежие, никакой плесени…

Я думаю, что всё это ложь и неуважение к тем, кто это эмбарго вытерпит и оплатит его из своего кошелька. То есть, это неуважение к нам. Это также и презрение к нашим детям, которые гораздо сильнее держатся чего-то привычного и знакомого, в том числе и в еде…

Мы эмбарго выдержим. Но вот лгать нам не надо! Это оскорбительно! Человек ложь терпеть долго не будет. Ложь унизительна! Я думаю, что если ложь будет столь откровенной и бессовестной, если наш премьер-министр будет лично инспектировать цены в магазинах, как он пообещал, и сообщать нам, что цены выросли максимум на 8, 3 и 0,8 %, то нашему терпению быстро придёт конец. Я думаю, в этом случае у Путина не так много времени, как ему в данный момент кажется. Я так думаю…

А эмбарго-то мы вытерпим. В этом смысле на нас расчёт правильный.

Я думаю, что украинское общество ошибается давно, я думаю, что оно отравлено идеей освобождения и что Украина раб этой идеи. Вот только вопрос от кого сейчас освобождается Украина? От Путина или от Пушкина?

Я думаю, что сейчас проходит катастрофическая и жестокая операция по разрыву Украины и России. Эта страшная операция фактически уже завершена. Остались какие-то ниточки.

Происходящее похоже на разъединение двух сиамских близнецов, которые друг без друга полноценно жить не смогут. Сейчас разрывают два организма, имеющих одну кровеносную систему. Это не один организм. Их два! Есть два отдельных сознания, два сердца, две души. Но кровеносные сосуды одни на двоих. Эта жуткая операция производится без наркоза и самыми грубыми инструментами. Кровеносные сосуды рвутся через жизни, семьи, дружбы, дела, связи, судьбы, историю, культуру. Рвутся, разрубаются с размахом. Крови очень много. Кровь общая. Боль зашкаливает. Опомниться никто не может.

Разорванное обратно не срастить. Такую рану не залечить, не зашить. А других, близких организмов, чтобы к ним прирасти, нет и не будет. И доноров не будет. Группа крови уникальная. Я так думаю.

Вот я написал то, что думаю, и то, как считаю. Длинно написал, может быть, путанно, возможно, банально. Я ещё много чего другого думаю о происходящем. Но полагаю, что и так понятно, как и каким образом я это вижу и как понимаю.

Я так думаю.

Так почему же сожгли мои книги? Их сожгли ни в магазине, ни в библиотеке. Их сожгли люди, которые их купили и читали. Люди принесли их из дома. Надеюсь, эти книги людям нравились. В этих книгах от того, что я думаю так, как думаю, не изменилось ни одной буквы, ни одной запятой. Но отношение к ним изменилось. И ко мне тоже изменилось… И я не знаю, будь у тех людей возможность, чтобы они сделали со мной лично? Не знаю. Думать за них не берусь.

Но я думаю, что жгли мои книги люди, ослеплённые в тот момент ненавистью. То есть, в тот момент тотально несвободные люди.

Они тогда не думали, они были уверены, что я не прав, так что всё, что со мной связано, надо уничтожить. А ещё они были уверены, что правы они, что я виноват, потому что думаю не так, как им хочется, и должен быть наказан. Они наказали меня — сожгли книги. Мне было больно.

Такая абсолютная уверенность в своей правоте и в правильности своих действий говорит о несвободе. Когда кто-то абсолютно уверен в том, что он тотально и во всём прав, а другой человек тотально не прав — это несвобода.

Я думаю, что свобода в сомнениях. Свобода в ответственности. Свобода в бесконечной тревоге и опасении нарушить чужую свободу. Например, свободу думать иначе, иначе понимать, видеть, жить… Говорить. Так я думаю.

И маленькая притча напоследок.

Помню, у меня был приятель в Кемерово. Давно. Город жёсткий. Приятели были разные. Он был постарше меня. Когда-то по малолетству и глупости в пьяной драке убил он ножом двух человек. Потом долго сидел на какой-то суровой зоне. Вернулся, занялся каким-то делишками а-ля девяностые. Но тянулся к нам, к творческим. Просто посидеть, послушать, побыть среди других людей. Мы не возражали. Он был тихий, умный и страшный. Мы знали его прошлое, и оно всегда висело в воздухе… И вот как-то при нём в компании я стал ругать какого-то приятеля заочно. Говорил, что он сволочь, лжец, что подонок, каких мало и мерзавец. Говорил, что он такой, такой и ещё вот такой. Говорил много, резко, категорично, а главное, страшно гневно… Он, наш в прошлом убийца, сидел, слушал и вдруг, дождавшись паузы, тихо и холодно сказал: «А давай его убьём!»

Это прозвучало так… И ещё он на меня так посмотрел, что волосы зашевелились у меня на загривке. Тогда я понял, как нелепы, глупы и ничтожны все мои слова, упрёки и гнев на того человека, которого я только что ругал последними словами. Это был сильный урок на всю жизнь.

P.S. Я думаю, что Украина совсем не знает демократии. Последние полгода это наглядно показали. Они путают справедливость с демократией, вольницу со свободой… Но демократию они не знают совсем. Они представления о ней не имеют. Мы в России о ней знаем куда больше. Потому что мы знаем, что у нас её нет. Я так думаю.

Ваш Гришковец.

комментарий

jukl

09 сентября 2014 | 01:38

Редко приходится читать статью, которая так была бы созвучна моим собственным мыслям. Этим сказано все. Или почти все, потому что в некоторых мелких частностях Гришковец все же не прав. Или не совсем прав. Вот он называет Гиркина и «Мотороллу» военными преступниками. У этого определения есть четкое содержание. Кейтль, скажем, был военным преступником. Потому что сохранились подписанные им приказы уничтожать по сто и более заложников за убитого партизанами немецкого солдата. Кейтль приказывал убивать людей, виновных лишь в том, что они были одной национальности с теми, кто вел подпольную борьбу с немецкой армией. Или американец Келли. Он приказал и лично участвовал в убийстве 87 человек во Вьетнаме. Это были не партизаны, не пленные. Это были люди, виновные в том что они вьетнамцы и они жили в районе, где действовали партизаны. Это действительно военные преступники. А в чем вина Гиркина? В том что он добровольно приехал на Украину и эффективно воевал там? Но тогда назовем военными преступниками князя Львова, он воевал с англичанами в Натале во время англо-бурской войны, Николая Гумилева — он сражался с итальянцами в Эфиопии, Эрнста Хемингуэя и Джорджа Оруэлла, они воевали на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании. Почему же Гиркин больший военный преступник чем Оруэлл? Зверств, расстрелов мирных жителей, пыток за ним не числят даже украинские СМИ. Только за то что русский еврей воюет в столь родной нам русской Украине? Я думаю Гришковец тут погорячился.

И что там о наемниках и солдатах удачи на стороне ополченцев? Я не специалист, но догадываюсь, что наемники воюют не даром, наемник получает больше 1000 долларов в день, специалист много больше. Кто платит наемникам в рядах ополчения? Путин? Почему же на наемников у него хватает денег, а прилично одеть ополченцев не хватает? На всех фото и видио это оборванная орда, одетая кое-как в разномастную смесь камуфляжа и гражданского платья. Что-то тут не так.

Ну и по поводу горошка погорячился уважаемый автор. Есть горошек, не стоит устраивать запасы. Не Бодюэль, так «Дядя Ваня» Тоже ничего. И рыба есть. В моем Красногорске в Магните лежит сибирский осетр 520 р. Можно пережить отсутствие норвежской лососины. И свинина почему-то от 280 до 400 р в зависимости от отруба. Не скажу я про Калининград, но вот в Красногорске — так. В Москве дешевле, поэтому езжу туда за едой. Но это мелочи. Могу я и по 700 р покупать рыбу, просто не люблю жирную лососину. Куры вот подорожали. Были 89, стали 104 р. Наверное тем кто живет победнее это неприятно. Но цены и так каждый год только растут. Цены, они как пешки в шахматах, назад не ходят.

Мелочи это все. А вот не мелочи, когда уважаемые люди начинают с дрожью в голосе говорить, надо непременно вернуть Крым, потому что это нарушение суверенитета, или еще чего-то ужасного. Не мелочи это, потому что эти уважаемые, либеральные, демократически мыслящие люди рассуждают как завзятые крепостники. Оттягал Троекуров у Дубровских деревеньки — надо вернуть, несправедливо. В деревенках то ЛЮДИ! А на них взгляд как на недвижимое имущество. Вы, уважаемые, либеральные, сперва спросите у людей, чего они хотят? Был я В Крыму, знаю, 9 из 10 и 98 из 100 на предложение обратно вернуться под власть Киева ответят нецензурно, возможно и с оскорблением действием. Они левой ногой крестятся, что минула их чаша, изливающаяся над Донбассом, что «вежливые люди» не позволили нацистам определять кто свидомый, а кто не очень.

Ах, либералы наши, ну почему не прийдет им в головы, что единственный способ заставить Абхазию с Осетией стать Грузией, Приднестровье — Молдавией, а теперь Крым — Украиной, привлечь добром тамошних жителей. Чтобы хватали они не российские, а украинские, молдавские и грузинские паспорта. А когда для поддержания национального единства вырезают школьниц на выпускном балу, сносят тактическими ракетами жилые дома и обрушивают ракетный шквал на спальные кварталы, то это только множит ненависть и рознь и не бывать уже ни национальному единству, ни государственной целостности. А этого либералы наши почему-то понять не могут, у них все Гиркин виноват.

Впрочем, последнее время стал я замечать, что либералы наши отчасти имеют к либерализму и демократии не больше отношения, чем г-н Жириновский, который тоже именует себя либеральным демократом.

Или я не прав?

broomstick

09 сентября 2014 | 05:16

Уважаемый Евгений Валерьевич!

Прочитав Вашу статью, не могу не почувствовать Вашу больи Ваше соучастие в украинской трагедии. Но если Вы прочитаете мой комментарий и он Вас заинтересует, я была бы Вам признательна, если бы Вы ответили на ряд моих вопросов как дончанки, русской во всех прослеженных поколениях.

Вопрос 1. Вы пишете о том, что Вы не согласны с украинским выбором и не согласны с тем, кого они выбрали президентом. Когда я читала эти строки, мне показалось, что Вы как профессионал русского слова не можете не чувствовать тот диссонанс, который несут эти фразы. Я бы поняла, если бы Вы написали, что Вам не нравится то, о чём Вы писали, но слово «согласен» звучит крайне странно. Просто представьте для чистоты лингвистического эксперимента, как в хоть в российской, хоть в американской прессе появляется Ваша статья, глде Вы пишете, что Вы не согласны с выбором Барака Обамы в качестве американского президента и не согласны с американской Конституцией, и что по Вашему мнению американцам следовало бы выбрать того-то и жить так-то… Нет, думаю и Вы этого представить не смогли бы. А то, почему Вы можете написать это в отношении украинцев, и является российским «коллективным бессознательным». Честно и откровенно, без всяких излишних интеллигентских экивоков это выразил совремменный идол россиян Стрелков — Гиркин, сказавший, что Украина не может претендовать на свою государственность, так как является историческим недоразумением, недогосударством.

Это отношение к Украине и украинцам со стороны России и россиян прослеживается довольно давно, задолго до всех майданов. Я, русскоязычная, житель Донбасса, смотревшая стопроцентно русскоязычное телевидение, всегда напрягалась, когда слышала с экрана русских каналов эти полупрезрительное, снисходительно-насмешливые клички нашей страны- «незалежная», «самостийная», Хохляндия. И это в ту пору, когда официально провозглашались добрососедские отношения между нашими странами! Но даже в незамысловатых, чисто развлекательых программах типа КВН звучало это великодержавное отношение к своим несмылёным младшим братьям — Ишь, какие! Со свиным рылом, да в калашный ряд!

Прав наш (да, именно, наш!) Яценюк, который сказал: «Сначала мы были братьями, потом друзьями, потом просто соседями и партнёрами, а сейчас стали врагами». Вмешавшись без спроса в наш выбор, в нашу жизнь, развязав эту непростительную войну, Россия растёрла в пепел всё то уважение, ту симпатию, тот интерес к русскому народу и его культуре, его жизни, который мы, несмотря ни на что сохраняли в наших сердцах. Это не просто фраза. Я верю Вашей искренности и Вашей боли, поверьте же и Вы мне. Как это трудно давить в себе те приступы ненависти, которые я испытываю не только к преступному режиму, но и тем, которые своими рейтингами и своим безразличием или трусливым молчанием способствуют наглому, лживому и циничному кумиру нации, который оттолкнул от Росси практически весь мир, все нации!

Вопрос 2. Где, в какой части Вашей статьи Вы были более искренны, честны и естественны — в первой, где метались между поисками того, в чём можно было бы упрекнуть Путина, но так, чтобы это было не слишком опасно, но в то же время подстраховочно (вдруг белые победят?) и киданием камней в украинцев за их неправильный выбор, но так, чтоб уже не слишком обидно, чтоб и здесь очков поднабрать, и там, не слишком всё порастерять, или во второй, где Вы так по-человечески убедительно горевали о резком подорожании продуктов и унизительной необходимости (ради детей, конечно же!) закупать впрок любимый Бондюэль, французский сыр и причие вкусные мерзости…

С искренним уважением к Вашим нравственным мукам,

Лидия

samkos

09 сентября 2014 | 11:41

Написано много, смешано всё в кучу: Обама постарел… Меркель «скукожилась»… западные политики жалкие… Обама жалкий… Порошенко смешной…. Яценюк артист…

Только путин, «один в поле воин», не жалок. Выходит и движением руки восстанавливает историческую справедливость, которая подчиняется только ему одному. Ведёт слепой народ путём, никому больше не ведомым.

Западные политики меняются. Обамы и Меркали уйдут, другие политики подправят ошибки. Коллективный разум эффективней единоличного правления оторвавшегося от реальности правителя.

Путин — не Христос. Он не может обладать абсолютной истиной. Не может видеть будущее. Он ошибается, и за эту ошибку будут расплачиваться поколения россиян, в том числе и автор этого эссе.

gennaddich

09 сентября 2014 | 14:11

НЕ мне, конечно же, суметь переговорить Гришковца. Это и понятно. Но дочитать до конца не хватило сил. Общее впечатление таковое: исповедь запутавшегося человека, который умом твердо знает — он ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ свою родину и своё правительство, но сердцем и душой чувствует — они, и родина, и, в первую очередь, правительство, что-то ДЕЛАЮТ НЕ ТАК.

Да мы не знаем всей прелести демократии, как не знаем и коммунизма. Ибо и то и другое — всего лишь красивый миф. Да, мы не ощущаем всего вкуса свободы, потому что всегда кому-то что-то нужно отхватить, оторвать, откусить ОТ НАШЕЙ родины. Но к нас стремления к этому было есть и остается больше, чем у вас. И да! МЫ боролись ЗА СВОЮ свободу, так как мы понимали это тогда, зимой. Сейчас всё по-другому. Сейчас враг, откуда не ждали, уже даже не у ворот. Он у нас В НАШЕМ доме. И враг этот, увы — кремлевская хунта и равнодушный «запутавшийся», верящий в гений правителей народ. И заметьте, не мы пришли на вашу землю отвоевать себе кусочек демократии и горстку свободы. Это вы пришли к нам, топтать, насиловать, убивать.

Так о чем тут рассуждать?

я ТАК думаю

Олег Лысков

09 сентября 2014 | 21:52

Автору браво и бис! В лучших традициях современной (путинской) России талантливый драматург и режисер становится прозорливым и нещадным в критике деятелем культуры. Ничего в России не меняется, вернее в российской интеллигенции, за благосклонность власти имущих и краюшечку хлебушка и, желательно с масличком, хают весь мир и воспевают хлеб дающих. Если убрать словесную шелуху, то получим однозначные тезисы российской пропаганды: правительство Украины самозванцы, нелегитивное и дурные, вместе со всем народом продались за печеньки США и ЕС, хотя там никому не нужны, босота такая; Гиркин и Моторолла — преступники (но «лучшие» потому что наши), а украинские Айдар и Азов — это националисты (непонятно, почему только они, их ведь еще с десяток есть); все европейские страны — помойка и сборище негодяев-демократов и т. д. по списку……… Сплошная критика и нигилизм, все в серых и черных тонах. Непонятно, почему такой одаренный мыслитель не привел никакого анализа причин всего происходяшего, хотя…… он их указал — украинцы и правительство дураки, а он он со своей великодержавной колокольни это узрел и нам указал. Поэтому бис и браво автору!!!!!

olegbulatov

10 сентября 2014 | 08:09

Конечно не правы.

toptay

10 сентября 2014 | 12:13

Статья — образец изысканной демагогии, в просторечии просто болтовни. Трудно воспринимаемая стилистика изложения и поэтому многие «выкрутасы» изложения приходилось перечитывать. Понял, что, в то что он пишет сам точно не верит, просто художественное произведение какое то. Повесть о настоящем человеке какая то. Очень понимаю его якобы украинских друзей которые от него отвернулись. Вертел, крутил, перекручивал но написал однозначно статью с пророссийской позицией, ну немножко попытался «сахарку» подбросить когда о Крыме запел. И то потом «исправился!» Я ему бы тоже руки не подал, потому что его друг, о котором он в конце пишет, сиделец, сказал бы о нем просто: «шестерка»! Желаю ему успешно пережить все его жестокие страдания на очередном отдыхе со «всем хорошо»

rosnedv

10 сентября 2014 | 12:58

во многом согласна с автором. Не понимаю реплик про труса. По чему все должны бороться? Кого-то поддерживать? А человека просто болит внутри, как и у меня, когда вся родня мужа на Украине.

Вот про продуктовый ответ думаю, что никаких голодных бунтов точно не будет. В каждом регионе по-своему, и Калининград точно больше пострадал в виду больших связей с Европой, а Черноземье все подорожало, но не в разы. Бондюэль с Кубани, сама сегодня прочитала на банке, что там аж 2 завода, свинина но уж никак не 500 руб, 270 вот в супермаркете, может не самая ценная часть. В общем, для бунта маловать

lenom

10 сентября 2014 | 14:16

Очень жаль потерять уважение к замечательному писателю… Гришковец присыпал написанное сверху ложкой сахара, а горечь от прочитанного не убавилась. Я так понимаю, ему очень хотелось показаться нейтральным и объективным. Но не получилось… Оказался просто трусливым… Хотя, это просто я так думаю…

ig7311

11 сентября 2014 | 01:58

Уважаю.

На выходных перечитаю «Рубашку» и «Асфальт». — Этим отвечу тем, кто бросает книги в огонь.

tanya.orden

12 сентября 2014 | 10:08

Ни черта этот Гришковец не понимает, а все думает и думает. Сидим в доме, а вокруг разгорается пожар. А мы вышли, сели на завалинку и думаем: тушить или не тушить. А вдруг до нас не достанет? А может ну его, пусть сгорает, мы новый дом построим. А если тушить, то вдруг зальем водой кого-то и нарушим его права. С такими интеллигентскими штучками да на фронт, в окопы с раздумьями: стрелять или не стрелять. Если стрелять, так ведь я могу убить кого-то, нарушу его право на жизнь. За деревьями (раздумьями) леса (сути) не видно. А суть проста и страшна в своей простоте: в Украину пришел фашизм со всей своей атрибутикой — запретом на инакомыслие, арестами СБУ, страхом перед репрессиями, фанатичной ненавистью к образу врага. Нет только одного — любви к фюреру. Маленькая Галичина взрастила молодое поколение нациков с такой ненавистью к русским, что остальной народ страны ужаснулся. Зомбоящик захлебывается от этой ненависти, машина пропаганды работает на износ и это, увы, дает свои плоды. Не народ борется против российских захватчиков, а военная хунта, взявшая власть вооруженным путем, борется с жителями юго-востока за их неповиновение и их уничтожает, истребляет людей, думающих по-русски. А вы там, в России, разбираетесь в своих внутренних противоречиях, в своих тряпочках и игрушках в песочнице. Поднимитесь над процессом, узрите главную мысль: Украина лишь инструмент, с помощью которого подрежут сухожилия России. вы хотите жить на своей родине? так защищайте ее, не лейте на нее и на управителя грязь, консолидируйтесь. Иначе завтра бежать будет некуда. Я отвечаю за свои слова, это взгляд из сожженной Одессы.

pappa79

12 сентября 2014 | 10:41

Общий смысл опуса — Ай-яй-яй, непорядок, ботинки-полуботинки, кеды-полукеды. И нашим и вашим, чтобы никого не обидеть.

eshishatskiy

12 сентября 2014 | 21:56

Так много слов, так много «не»,а суть того, что происходит в Украине так и осталась для автора за рамками простого и понятного. Сидя в Москве или ином месте «великой»,а вернее большой России, можно пофилософствовать на тему «Россия-Украина»,а вот нам — гражданам Украины, жителям, почти растоптанного, Донбасса всё видится очень ясно и прозрачно. Кто пришел на нашу землю с оружием в руках — мы видим. Что эти пришельцы делают на нашей земле — мы знаем. От чего освободили нас эти «братья» — от тысяч «отжатых» машин, десятков тысяч ювелирных изделий из разграбленных «ювелирок»(переправленных в «великую»), от возможности жить и работать, от возможности учиться в школах или вузах, ну и тысячи граждан Украины освободили от самой ЖИЗНИ.Мы видим кто и как создал эти гнусные содружества недочеловеков(днр и лнр), мы знаем кто содержит и вдохновляет УБИЙЦ, кто вооружил их до зубов и кто ввел свои ВС на нашу Родину. Мы пока не знаем сколько миллионов украинцев смогут удовлетворить кровавую жажду России, но учитывая, что даже кровь соотечественников для неё большого значения не имеет, жертвы с украинской стороны в несколько млн. человек никого не смутят в «великой».Сейчас на подступах к моему городу концентрируются войска ВС РФ С ТАНКАМИ И ГРАДАМИ,БТРами И ПРОЧИМ ОРУДИЕМ МАССОВОГО УБИЙСТВА, а здесь живут мои дети и, начавшие учебный год в мариупольской школе, внуки, сбежавшие из Донецка от барадаев и стрелковых, пушилиных и захарченко, В этой земле лежат мои родители и многие поколения предков пришедшие сюда с основателями города и создававшие его более двух веков, а теперь кучка «патриотов без Родины» с чеченами и осетинами, терскими и донскими казаками, русскими нео и фашистами, которым, как они сами заявляют, — ничего не жалко пришли нас-украинцев уничтожать кто за «идею»,а основная часть за деньги. Но не смогли справиться, потому подразделения ВС РФ срочно ушли в отпуска(вместе с оружием)и вместе с этим отребьем хотят сделать нас «СЧАСТЛИВЫМИ» т. е. освободить как Донецк, Луганск и прочие оккупированные территории Украины. Понятно, что автору «из подвала» виднее! Печально, но!!!

ogt_ya

14 сентября 2014 | 11:54

Самое адекватное рассуждение в свете украинских событий. Плюсуюсь однозначно. Отдельное спасибо за «ненависть и свобода несовместимы» и за анекдот про Галю!!!

per_aspera

17 сентября 2014 | 18:15

А вы уверены, что это писал именно Гришковец? Во-первых, по форме. Литератор и драматург его уровня не должен, да и не может допускать грамматических ошибок типа неправильного сочетания в предложениях частиц ни- и не-… И пунктуационных, кстати, тоже. И вообще никаких… Во-вторых, по содержанию. Тут, конечно, экзистенциальный стиль автора прослеживается ярко. «Надеюсь..», «Я думаю…», «Мне кажется…», «Я не знаю…». Достаточно объемное (по меркам Интернета), эссе напрочь беззубо и рефлексивно по смыслу — все неправильно, все обманывают, кое-кто, возможно, и прав, но мне кажется, что все-таки не прав, кто виноват, мне кажется, я не знаю, а что делать, мне не сказали.

himan

19 сентября 2014 | 23:58

вот ведь, талантливый писатель! одна беда- космополит! а у них так- пока хорошо, это Родина, если что то надо сделать для Родины, а ещё хуже- пожертвовать чем то СВОИМ, Уродина! двойное гражданство, и если чё, как Хазанов в 93- «я валю в израель!»

Оглавление

  • комментарий
  •   jukl
  •   broomstick
  •   samkos
  •   gennaddich
  •   Олег Лысков
  •   olegbulatov
  •   toptay
  •   rosnedv
  •   lenom
  •   ig7311
  •   tanya.orden
  •   pappa79
  •   eshishatskiy
  •   ogt_ya
  •   per_aspera
  •   himan Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Я так думаю», Евгений Валерьевич Гришковец

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства