«Удивительные приключения Маруси»

530

Описание

Серия «Приключения Маруси» – это уникальный издательский проект, который стал бестселлером сначала во Франции, а потом и более чем в 50 странах мира! Общий тираж книг более 100 млн экземпляров. Про весёлую Марусю снимают мультфильмы, которые с успехом идут в России и за рубежом. В книгу «Удивительные приключения Маруси» вошли 8 новых историй об этой знаменитой девочке. Маруся приглашает своих любимых читателей заглянуть в прекрасный мир музыки и балета, а потом отправиться на помощь зверятам, которым очень нужна забота и уход. А какие же приключения без волшебства? Любопытная Маруся попадает в дом к Деду Морозу и в самую настоящую сказку, где живут эльфы, драконы и заколдованная птичка. В книгах о Марусе простым и понятным языком описаны разные ситуации, с которыми дети могут столкнуться в реальной жизни, ну и, конечно, есть немножко вымысла, ведь маленьким мальчикам и девочкам так важно верить в чудо! Телеканал «Мама» рекомендует всем детям и их родителям читать книги из серии «Приключения Маруси» и подружиться с этой любопытной девочкой. На русский язык книгу пересказала...



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Удивительные приключения Маруси (fb2) - Удивительные приключения Маруси [сборник] (Приключения Маруси) 73261K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Жильбер Делаэ - Марсель Марлье

Жильбер Делаэ, Марсель Марлье Удивительные приключения Маруси (сборник)

Gilbert Delahaye • Marcel Marlier

Martine petit rat de l’opeґra. Martine deґcouvre la musique

Martine et le chaton vagabond. Martine et son ami le moineau

Martine dans la foret. Martine et un chien du tonnerre

Martine la nuit de noel. Martine au pays des contes

Издание печатается с разрешения издательства Casterman. Belgium

Права приобретены при посредничестве литературного агентства Anastasia Lester

© Мавлевич Н. С., пересказ текста на русский язык, 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

D’apre`s les personnages creґeґs par Gilbert Delahaye et Marcel Marlier / Leґaucour Creґation

Texte Martine au pays des contes de Jean-Louis Marlier

Авторы персонажей – Жильбер Делаэ и Марсель Марлье / разработка творческой мастерской «Леокур Кресьон»

Автор текста «В стране сказок» – Жан-Луи Марлье

* * *

Балет

Моя подруга Лара занимается балетом. Как она танцует! Засмотришься! И я бы тоже так хотела.

– Я смогу, как ты думаешь? – спросила я у мамы.

Мама улыбнулась:

– Чтобы так танцевать, надо долго учиться. Балет не забава, а упорный труд.

– Я готова учиться в балетной школе! Как Лара.

И у меня началась новая жизнь. В первое время ничего не получалось. Сколько раз я хотела всё бросить! Но постепенно балетный класс стал моим вторым домом.

Ведёт занятия Ирина Юрьевна. Она очень терпеливая. Подойдёт к каждой девочке, покажет, поправит, похвалит.

– Ногу выше! Держи спинку! Ну-ка, ещё разок, Маруся! Смотри, показываю. Ещё раз… Хорошо!

Прежде чем танцевать, говорит нам Ирина Юрьевна, надо стать гибкой, как виноградная лоза. А для этого работать и работать у станка!

Станок – это длинная круглая палка, прикреплённая к стене, за которую держатся балерины во время занятий. На ногах у них балетные туфли – пуанты.

Балетные движения – как буквы в алфавите. Их надо выучить, но только не глазами, а всем телом. Вот мы и тренируемся.

Первое, чему нас научили в классе, – это позиции рук и ног. Как надо их держать, когда начинаешь или заканчиваешь танец.

Вот пять основных позиций.

Все движения имеют названия. Звучат они непривычно, потому что это французские слова. Взять хотя бы вот эти:

1. Деми плие́ – полуприседание.

2. Плие́ – тут надо присесть поглубже.

3. Релеве́ – подъём на кончиках пальцев.

Запомнить диковинные слова гораздо легче, чем научиться проделывать всё то, что они означают. Раз-два-три – дегаже́! Отводим ногу в сторону, вперёд и назад.

Раз-два – гранд батма́н! Ногу вскинуть высоко!

Раз-два-три и раз-два-три! Рон де жабм – ногой по кругу! Чисто, плавно и легко! Час за часом, день за днём.

– Ещё раз, девочки! Смотрите в зеркало и не сбивайтесь с такта! Дружно, вместе! Маруся, Лара, молодцы! Надо довести до блеска это упражнение.

Лучших учениц Ирина Юрьевна просит показать подругам какую-нибудь позу или движение. И вот в один прекрасный день она вызывает меня:

– Ну-ка, Маруся, выйди вперёд!

В класс, кроме девочек, приходит каждый день котёнок. Он живёт у Ирины Юрьевны и очень любит музыку и танцы. Ни одного занятия не пропускает. И имя у него балетное: Пируэт.

Пируэт наверняка знает все фигуры. Не удивлюсь, если он их и делать умеет. Недаром иногда ложится на пол и дрыгает лапками. Больше всего ему, как я заметила, нравится камбре́ – когда мы прогибаем спину по-кошачьи. Учёный Пируэт следит, у кого лучше получается. И мурлычет от удовольствия.

Мы с Пируэтом подружились. Он мой постоянный зритель. Глядит во все глаза и не отходит. А я стараюсь, чтобы ему понравилось.

– Смотри, Пируэт, вот трудная фигура. Упражнение на гибкость. Попробуй удержи за пятку ногу выше головы!

– И пробовать не буду. Мяу!

Что такое шпагат? Кто же не знает: это тонкая верёвочка. Ну, а в балете и гимнастике шпагат – одно из самых трудных упражнений. Я очень долго тренировалась, пока не научилась вот так, прямой верёвочкой, растягивать ноги.

В балетной школе не бывает пустяков. Даже взмахнуть рукой – искусство. Рука балерины – как птичье крыло. Пальцы рук – точно пёрышки. Ирина Юрьевна так и зовёт нас – птенчиками:

– Итак, мои птенчики, поднять руки венчиком! Головки держим высоко, будто на них короны! Нагнулись – выпрямились, смотрим вверх! На сцене важно каждое движение. Какой должна быть балерина?

Лёгкой, как пёрышко. Ловкой, как белка. Изящной, как лебедь. Быстрой, как ветер. И неутомимой, как… …как вечный двигатель!

Я слушаю Ирину Юрьевну и правда чувствую себя то лебедем, то ивой на ветру, то гибким стебельком. Вот что такое танец! Да-да, теперь мы танцуем, а не просто учим фигуры.

Танцуем ада́жио – медленно и грациозно. Порхаем бабочками – резво и быстро.

Учиться трудно, но какая радость, когда сливаешься с музыкой, сама становишься мелодией, и танец твой – немая песня!

А как-то раз со мной на занятие увязался Таксик. Увидел, как мы устаём, как Ирина Юрьевна в перерыве разминает мне заболевшую ногу. И удивился:

– Зачем так мучиться, Маруся?

Ирина Юрьевна ответила ему и мне:

– Талант, Маруся, это очень много, но далеко не всё. Его, как драгоценный камень, надо отполировать, тогда он засияет. Иначе так и останется тусклым. А будешь трудиться – станешь звездой балета.

Звезда балета, прима-балерина – волшебные слова. На спектакли звезды приходят толпы людей. Многие приезжают издалека, чтобы только увидеть её на сцене. Ей аплодируют, её вызывают на бис, ей дарят цветы. Её гастролей ждут в других городах, её слава гремит на весь мир…

– Маруся, ты что, замечталась? Правая нога на пальчики, делаем арабе́ск!

Нет, до звезды ещё, пожалуй, далеко. Смотрю, как кружатся и прыгают ученицы старшего класса. Я даже так пока что не умею. Но и они когда-то только начинали.

Иной раз вечером после занятий у меня кружится голова от усталости, еле хватает сил раздеться и лечь в постель. Вот тут-то, перед сном, приятно помечтать о том, как я вырасту и меня возьмут в балетную труппу. Может быть, даже в Большой театр. Мечтать так мечтать! И каждый вечер буду выходить на сцену.

Я уже видела много классических балетов в театре и в записи: «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен», «Щелкунчик»… И мне так хочется исполнить в них главные партии.

Кажется, я засыпаю. Но продолжаю танцевать во сне. Всё, что с таким трудом давалось в классе, вдруг получается легко-легко, точно по волшебству.

Вот я взвиваюсь в антраша́, прыжке на скрещённых ногах.

А вот скользящий, «кошачий» прыжок – глисса́д.

Иду изящным танцевальным шагом па де бурре́.

Едва касаясь пола, взлетаю в гранд жете́, большом прыжке с поворотом.

Ещё глиссады, танец рук под ласковую музыку.

Однажды мне приснился самый прекрасный в жизни сон. Как будто я…

…как будто я на сцене Большого театра.

Партер и ложи – всё блестит.

Я танцую партию Золушки в балете Прокофьева. Сердце бьётся так сильно, как будто хочет выпрыгнуть из груди. Из-за кулис смотрит Пируэт.

– Браво, браво, Маруся!

Первое действие. Золушка в доме злой мачехи. Приходит фея, начинаются чудеса. Вместо лохмотьев замарашки на мне воздушное белое платье. На сцене гаснет свет, потом вдруг вспыхивает ярче прежнего.

Теперь я в королевском дворце, в бальном зале. Принц поднимает меня на руки и несёт по сцене. Мы с ним танцуем медленный вальс. А в зале сидят папа с мамой и все мои родные и друзья. Балет закончился, зрители встали с мест и хлопают в ладоши. А громче всех – Ирина Юрьевна, счастливая успехом ученицы.

Так жалко было просыпаться…

Но ничего не сделаешь – пора на занятие.

Большой театр, жди меня!

Музыка

Лето, каникулы, путешествия!

У нас теперь есть домик на колёсах – большой прицеп, в котором можно жить. В нём есть и стол, и стулья, и кровать. И игрушки, и книжки. Даже мой велосипед уместился! Мы выбрали по карте красивый городок в горах, остановились в кемпинге, и меня отпустили покататься.

– Только не очень далеко и не надолго! – сказала мама.

– Не беспокойся, мама, я не заблужусь.

Не я одна тут с велосипедом – вот ещё ребята. Мы быстро познакомились и подружились. Все собираются в город – там сегодня праздник.

– Поехали с нами, Маруся! Только скорее – опоздаем.

Мы быстро доехали до города. Сколько тут народу! Вдоль главной улицы стояли люди. Тут и горожане, и туристы, и жители окрестных деревень. Не каждый же день бывает праздник!

Мы еле протолкнулись в толпе. Сейчас начнётся! Военный оркестр открывает парад. Торжественно зазвучали фанфары.

Музыканты в старинных мундирах и высоких шапках! Я только в книжках такие видала.

Медные фанфары блестят на солнце – красота!

Но где мой Таксик? Я испугалась – в такой толпе маленькой собачке недолго и потеряться.

Ах, вот он где: выбежал вперёд, смотрит и не может понять, что это за странный человек в красивом белом мундире с красными лампасами стоит лицом к музыкантам, ни на чём не играет, а только молча размахивает руками.

– Это дирижёр! Он управляет оркестром.

Каких только инструментов тут нет! Посмотри, Таксик, это духовые инструменты.

А вот ударные: барабаны и тарелки. Да-да, не удивляйся, Таксик, медные тарелки! В них бьют изо всех сил, а они не бьются. Слышишь, как звенят? Дзынь-бамс! Большие барабаны громко ухают. Малые рокочут дробью. А вот духовые инструменты. Труба с выдвижной рукояткой называется тромбон. Трубы побольше – литавры и тубы.

После парада любопытные зрители окружают музыкантов. Мне тоже интересно. Вот эти девочки, конечно, не военные. Они из музыкальной школы, а сегодня, в честь праздника, маршировали с горнами и барабанами.

– Можно и мне подуть в горн?

– Конечно, можно, держи!

Я думала, только дунь – и горн запоёт. А он захрипел.

– Нет, видно, и на горне просто так не поиграешь. Но, если уж учиться музыке, я бы выбрала скрипку. Или виолончель.

– Правда? – спросила меня Лера, девочка-горнистка. – Тебе нравится виолончель?

– Конечно. Я вообще люблю музыку.

– Тогда пойдём со мной. Моя сестра Вероника как раз играет на виолончели, и сегодня у неё концерт. У меня есть два билета.

– Вот это повезло! Спасибо!

Струнный оркестр – скрипки и виолончели – я могу слушать часами.

– А где твоя сестра? – спросила я Леру.

– Вон, в белом платье, видишь?

Но тут на нас зашикали соседи: «Тише, не мешайте!»

В антракте Лера познакомила меня с Вероникой.

– Как ты научилась играть? Это трудно?

– Ты тоже хочешь? – улыбнулась Вероника. – Ну, приходи к нам завтра в гости. Я тебе всё расскажу и даже поучу. Сейчас каникулы, времени много.

– Я с удовольствием!

– Только не забудь сказать своим родителям.

– Ладно!

Уже довольно поздно. Темнеет. Мама с папой, наверно, волнуются. Да и праздник уже кончился. Или не кончился? Что это за весёлая толпа?

Смеются, поют, играют на аккордеонах.

– Сейчас на площади будут танцы. Ты с нами?

– Ой, нет! Мне пора домой.

– Успеешь! Гулять так гулять!

Мы с Таксиком немножко поплясали и быстро-быстро побежали и поехали в наш кемпинг.

Папа с мамой ждали меня около походного дома.

– Где ты была? Почему так поздно? Ты упала с велосипеда?

– Нет-нет, всё в порядке. Я была на празднике. Познакомилась с Вероникой.

– С Вероникой? А кто это?

– Моя новая подруга. Мы повстречались на концерте. Она играет на виолончели. И меня обещала научить. Можно я завтра пойду к ней в гости?

– Нет, это неудобно. К незнакомым людям…

– Но мы с Вероникой знакомы. Она сказала, у неё сейчас есть время. И у меня… Ну, пожалуйста, можно?

Утром папа позвонил Веронике. К телефону подошел её дедушка:

– Конечно, мы ждём Марусю! Пусть приходит, когда захочет. И Вероника ждёт. Нет-нет, это очень удобно! Мы будем так рады! Вероника с удовольствием будет с ней заниматься. Тем более, у девочек каникулы.

Ура, мой папа согласился! После обеда я отправилась к Веронике.

Сначала Вероника решила проверить, есть ли у меня слух. Достала разные стаканы и рюмки и налила в них воду: в одни – до краёв, в другие – до половины или на донышко.

А мне дала стеклянную палочку:

– Постучи по этому стакану. Теперь по этой рюмке. И ещё… Послушай… Слышишь разницу?

– Ещё бы! Одни звучат тоненько, другие – басовито.

– Молодец. Музыканты говорят: высокие звуки и низкие. И записывают их значками-нотами на нотном стане. Я тебе покажу.

Про ноты я немножко знала и раньше. Так что с нотной грамотой дело пошло быстро.

– А теперь – сюрприз! – сказала Вероника. – Я начала учиться музыке, когда была такая же, как ты. И мне купили виолончель-половинку, потом она мне стала мала.

– И где она теперь?

– Да вот она, смотри!

– Вот эта самая?

– Ну да. Я её сохранила. Думаю, она тебе подойдёт. Великовата немножко, но это не страшно.

– И я могу на ней учиться?

– Да, только надо привести её в порядок.

– Что ты делаешь?

– Меняю порванные струны на новые. Вот так. А теперь надо настроить инструмент. Ну, всё готово.

Мы с Вероникой занимаемся каждый день. И обе не нарадуемся!

Я с утра жду не дождусь, когда начнётся наш урок.

– А зачем надо левой рукой скользить по струнам?

– Чтобы менять высоту звука. Вот послушай!

– Мне так хочется хоть что-нибудь скорее сыграть самой!

– Не торопись. Для начала попробуй сыграть гамму без смычка, одними пальцами… Так-так… Ещё разок… Уже лучше…

Я стараюсь изо всех сил. Вероника меня хвалит.

– В следующий раз покажу тебе, как держать смычок.

Урок за уроком – я уже неплохо читаю ноты. Вероника учит меня владеть смычком. Это довольно трудно. Сначала получался только скрежет.

– Ничего-ничего! – говорила Вероника. – Всё получится. Держи руку свободнее. Хорошо!

Ох, хорошо, да не очень. Так трудно за всем уследить! Как сидишь, как водишь смычком, как прижимаешь струны… И ноты разбегаются перед глазами, точно муравьи. А ещё надо выдерживать ритм, не спешить и не медлить.

Однажды ночью мне приснился сон. Как будто я сижу на крыше и играю на виолончели. Передо мною горы, сияет луна. Мелодия льётся, как лунный свет. И Таксик тихо подвывает. Но вдруг один палец срывается со струны. Я беру фальшивую ноту. И вся красота пропадает.

– Гав! Гав! Как плохо! – лает Таксик.

Наутро я приехала на урок в плохом настроении. Вероника это сразу почувствовала.

– Что с тобой? – спросила она. – Почему ты грустишь?

– Мне кажется, я никогда не научусь играть. Это слишком трудно. Я устала. Мне снятся дурные сны.

– Не обращай внимания на сны! Сначала всем бывает нелегко. Нужно много терпения. И у тебя всё идёт хорошо. Только не унывай!

Прошёл почти месяц.

Теперь по вечерам, в хорошую погоду мы играем в саду. Мы с Вероникой – на виолончелях, а дедушка – на флейте. Они меня хвалят, говорят, я способная. Но каникулы скоро кончатся. И что же тогда?

– Почему ты опять загрустила?

– Мне никогда не стать виолончелисткой. Каникулы слишком короткие. Я только-только начала учиться, а папа не захочет, чтобы я пошла в музыкальную школу.

– Не огорчайся, что-нибудь придумаем! – сказала Вероника. – Давай посоветуемся с дедушкой.

И дедушка Вероники решил поговорить с моим папой.

Он пришёл к нам в кемпинг прямо с утра. Мы уже запаковывали вещи, собирались уезжать домой. Папа пригласил гостя в наш домик, мама налила всем чаю.

– Ну как, Маруся чему-нибудь научилась у вас с Вероникой?

– Я потому и пришёл. У вашей дочери отличные способности. Ей бы нужно пойти в музыкальную школу.

– Правда? – папа по-настоящему удивился.

– Да-да, поверьте! Я сам музыкант. У девочки хороший слух, твёрдая рука. Инструмент её слушается. А это бывает не так часто.

– Да я не против музыкальной школы, – согласился папа. – Но у нас нет виолончели.

– Об этом можете не беспокоиться!

Не беспокоиться? Хорошенькое дело! На чём же мне играть? Но очень скоро появилась Вероника и принесла свою виолончель-половинку.

– Возьми, Маруся, мне она уже не нужна, а тебе пригодится!

Мне стало неловко – как принять такой подарок?!

Но Вероника твердила:

– Возьми! Мне будет так приятно знать, что ты играешь на моём инструменте.

– Спасибо, Вероника! Спасибо за виолончель и за уроки. Мы ведь ещё увидимся?

– Увидимся, конечно! Приезжай через год.

Вот так закончились мои каникулы.

Это было прекрасное лето!

Кошечка

На день рождения мне подарили толстую тетрадку в красивом переплёте. «Можешь вести дневник», – сказала мама. И вот сегодня вечером я делаю первую запись.

21 июня, воскресенье

Мы с моим младшим братом Филей ходили на речку. Туда, где у самого берега причалена дедушкина лодка. Наш дед – заядлый рыбак. А нам он разрешает забираться в лодку и играть.

Мы принесли с собой корзинку – в ней всё, что нужно для обеда на природе.

Было ужасно жарко. Но здесь, в тенёчке, на воде так хорошо!

Я очень люблю это место. Тут много живности: лягушки, утки, бабочки, стрекозы.

Филя укрепил зонтик от солнца, я накрыла на стол.

У нас обоих разыгрался волчий аппетит – ещё бы, на свежем воздухе!

А уж мама постаралась, столько вкусного положила в корзинку.

И вдруг, откуда ни возьмись, дикая кошка! Прыгнула в лодку, вцепилась в куриную ножку. Я вскочила, лодка накренилась, Филя полетел в воду. Я закричала:

– Брысь, воровка! Брысь!

А Филя вылез из воды и тоже давай кричать:

– Не прогоняй её! Она ждёт котят!

Мне сразу стало стыдно.

Я вылезла на берег и позвала:

– Кис-кис!.. Иди сюда!

Мы её приманили и дали ей поесть.

Ну и голодная же эта кошка!

Ела-ела, наелась. Потом умылась и разлеглась на солнышке. Ну, пусть отдохнёт. А мы бултыхнулись в речку.

Что может быть приятнее, чем искупаться в жаркий день!

Водичка тёплая и чистая. Мы плавали, ныряли, брызгались, пока совсем не выбились из сил. Потом пошли переодеться в дедушкин рыбачий домик. Он тут же на берегу стоит. В нём разные инструменты хранятся.

Заходим – и что же мы видим?! На дедушкином кресле лежит наша киска. Да не одна – с ней пятеро новорождённых котят! Тут им мягко, спокойно, никто не тревожит.

Вот это да!

Но что же делать? Уйти и запереть кошку с котятами в домике нельзя.

Выгнать и оставить без крова – тем более. Котята такие крохотные, беспомощные!

– Давай возьмём их всех домой? – попросил Филя.

– Шесть кошек? Мама ни за что не согласится.

– Тогда давай построим для них домик.

– Давай! Вот подходящий ящик.

Мы починили старый ящик, положили внутрь подстилку-одеяльце и мягкую подушку с кресла.

И кошке-маме будет тут удобно, и котята не замёрзнут ночью.

27 июня, суббота

Какая страшная гроза разразилась сегодня ночью!

Я проснулась от грома и поскорее закрыла окно. Дождь барабанит в стёкла. Сверкают молнии.

В саду сломалось дерево от ветра.

В доме отключилось электричество.

Таксик дрожмя дрожит от страха.

Наверное, решил, что начался потоп. Я гладила его и утешала. А сама всё время думала: как там кошка с котятами?

Вдруг их затопило? Котята утонут!

Вдруг буря опрокинула ящик и котята задохнутся?

Спать не могу, записываю свои страхи в дневник.

Поскорее бы утро!

28 июня, воскресенье

Гроза утихла. Я села на велосипед и поехала к речке.

Котята оказались целы.

Но их только двое.

Остальные пропали.

Где же они?

20 июля, понедельник, прошёл почти месяц

Пропавшие котята так и не нашлись. Надеюсь, они не утонули и их подобрали добрые люди.

Зато те двое, что остались, растут очень быстро. И уже вылезают из ящика. Мы дали им имена. Одного назвали Шустриком, а другого – Пушком. Я приношу им угощение.

Шустрик жуткий обжора, приходится отгонять его от блюдца:

– Уйди! Дай и братцу поесть!

А Пушок очень робкий. Его даже мышка обидит. И сам он не больше цыплёнка. Он мой любимчик. Так хочется его приласкать, но трусишка убегает.

Зато Пушок игривый. Играет с бумажкой, играет с ромашкой, с голубиным пером и с полосатым хвостом. Уж как я старалась его приручить, но он боится, не даётся в руки.

Сегодня Филя предложил:

– А ты притворись, будто спишь. Котёнок подойдёт, и ты его поймаешь.

Так я и сделала.

Пушок подкрался близко-близко. Ещё немножечко – и я смогу его погладить.

Но стоило мне шевельнуться, как Пушок отскочил и бросился бежать не разбирая дороги.

Мы закричали:

– Стой! Там речка! Ты утонешь!

Но он только помчался ещё быстрее. От страха котёнок совсем ошалел: прыгнул с берега на поваленную иву. А ствол ведь мокрый, скользкий.

– Лови, лови его скорее! Упадёт! – кричал мне Филя. – Ведь он, наверно, не умеет плавать.

Мы за Пушком, Пушок – от нас.

Вот он уже на другом берегу, а там со всего маху, без оглядки, раз-раз! – залез на дерево, на самую верхушку.

Смотрит оттуда вниз и жалобно мяукает. Он и рад бы спуститься, да не может. Дерево-то высокое, а он такой крохотный, страшно ему.

– Бедный Пушок! Он упадёт и разобьётся! – Филя чуть не плакал.

И что теперь? Как нам спасти несчастного котёнка? Мы стали думать и придумали.

У рыбачьего домика стояла лестница. Мы притащили её, прислонили к дереву, и Филя полез за Пушком. Но достать до котёнка не смог: и лестница коротковата, и Филя сам маловат.

А Пушок мяукал так жалобно! Может быть, я смогу его достать?

Я полезла по лестнице. Чем выше, тем страшнее. Ветер раскачивал ветки. Руки и ноги у меня дрожали. И вообще я боюсь высоты. Пушок уже меня увидел. Снизу Филя кричал:

– Давай-давай!

А сверху Пушок:

– Мяу-мяу!

И вот, наконец, я добралась до котёнка. Взяла его в руки. Он не сопротивлялся.

Я прижала пушистый комочек к себе. Услышала, как колотится перепуганное сердечко.

Спускалась я очень осторожно, чтобы не выронить котёнка и самой не упасть.

Пушок был цел и невредим. Я гладила его, и он был рад, разнежился и даже стал мурлыкать.

5 августа, среда

Мы с Пушком подружились. Я прихожу к нему каждый день. Теперь он меня не боится. Такой весёлый и ласковый котёнок!

Но сегодня в кошачьем семействе что-то случилось. Кошка-мама фыркала, злилась и отгоняла прочь Пушка и Шустрика.

У неё скоро будут новые котята – вот в чём дело. Но ведь и эти двое пока ещё маленькие.

8 августа, суббота

Что же будет с котятами? Надо забирать их домой!

И папа разрешил, но… при одном условии: жить они будут в сарае.

В сарае так в сарае. Мы собрались сгонять за ними. И тут, как назло, сломался мой велосипед. Пришлось ехать вдвоём на Филином.

Мы быстро доехали до кукурузного поля, где я в последний раз оставила котят. А кукурузы-то и нет! Пустое скошенное поле. И где теперь искать Пушка?

Вон кто-то пробежал – не он ли? Но нет, я пригляделась – заяц.

На берегу реки сидел рыбак. Он сказал, что не видел котят с четверга. В домике их тоже не было.

Делать нечего, мы повернули домой.

Но по пути нам встретился фермер на тракторе. Спросили у него, и он сказал:

– Котята? Двое? Как же, видел! Они бегали по полю, и я их чуть не задавил. Взял их с собой и поселил в амбаре. Вон там! Если хотите, можете их навестить.

9 августа, воскресенье

Мы опять ходили на ферму поиграть с Пушком и Шустриком. Немножко грустно. Так хотелось, чтоб они жили у нас дома.

Но, честно говоря, здесь им, наверно, лучше. Гуляют где хотят. И наш кот Барсик им бы не обрадовался, а приходить к ним в гости мы с Филей можем хоть каждый день.

Воробей

Наш Барсик, как все кошки, верхолаз и птицелов. Что ни день, взбирается на деревья, а там сейчас полно гнёзд с птенцами. Нам с Филей за ним не уследить. Вот и сегодня Барсик разбойничал в саду. Увидел воробьиное гнёздышко – и прыг! Но промахнулся. Только сшиб гнездо хвостом, и сам на землю полетел.

Мы с Филей прибежали посмотреть, что случилось. Видим – лежит гнездо, а из него несётся громкий писк.

– Опять ты, Барсик, гнёзда разоряешь!

Но кота и след простыл. В гнезде сидел всего один совсем маленький птенчик.

– Назовём его Тютей, – сказал Филя.

Я согласилась – хорошее имя для воробышка.

Таксик в птицах совсем не разбирается. Посмотрел на Тютю и говорит:

– Какая странная канарейка!

– Это не канарейка, а воробей. Воробьиный птенец.

– Не очень-то он красивый. Перьев почти нет, на лапках не держится.

– Ничего, подрастёт – похорошеет, летать научится.

Воробышек у меня в руке дрожал от холода и голода. Надо скорей отнести его в дом, обогреть, накормить. Но где он будет жить? И как его кормить?

Папа увидел Тютю и покачал головой:

– С птенцом хлопот не оберёшься! Это тебе не хомячок какой-нибудь.

Но если я не помогу Тюте, он просто умрёт. Из старой соломенной шляпы получилось хорошее гнездо. Тут наш Тютя и поселился. И снова стал пищать и разевать свой клювик.

– Дадим ему поесть из блюдечка? – предложил Филя.

– Да что ты! Птицы кладут птенцам корм прямо в клюв!

– А как часто их кормят?

– Всё время, целый день. Птенцы прожорливые. Ведь им надо очень быстро вырасти.

– А что они едят? Хлеб? Морковку?

– Нет-нет! Тютя ещё совсем малыш. Дадим ему немножечко варёного желтка или крошечку мясного фарша.

– А как ты ему еду в клюв засунешь?

– Попробую давать на спичке.

– Ну а поить как?

– Капельку воды из пипетки – вот и всё!

Но не прошло и пяти минут, как Тютя опять разинул клюв. Я снова покормила его спичкой и напоила из пипетки. Но не могу же я сидеть с ним вот так целыми днями? На помощь пришёл Филя и соседские ребята. Решили дежурить около Тюти по очереди.

Сытый птенец спит в своём гнёздышке-шляпе. А Таксик стоит на страже. Охраняет Тютю.

Спросите: от кого?

А про Барсика забыли? Кто у нас охотник-птицелов?

– Не тронь мою птицу! – рычит пёс-сторож на кота.

– Она не твоя! – шипит кот. – Я её первый нашёл!

– Иди отсюда, а не то пожалеешь!

– Ну ладно, ладно! Не нужен мне твой воробей!

С тех пор Барсик птенца не трогал.

Прошла неделя, другая. Птенец набирался сил.

– Что, Тютя, скоро полетим?

Он уже твёрдо держится на лапках. И прыгает, как на пружинках. Всюду суёт свой клюв. Всё пробует на вкус.

На крылышках у Тюти отрастают перья. Он учится их чистить. Купается в миске с водой, смешно отряхивается.

И ни минуты Тютя не сидит на месте. Он ласково поклёвывает пальцы мне и Филе. Любит сидеть на голове, тянуть за волоски. И очень дружит с Таксиком.

В один прекрасный день любопытному Тюте стало скучно в доме. Вот он и выпорхнул в сад из окошка.

Прыг-прыг, порх-порх – попал в курятник.

– Смотрите, я уже могу летать!

– Куда тебе летать! – квохчет курица. – Малявка желторотая!

– А ты… а ты… неуклюжая клуша!

– Каков нахал! – возмутился петух. – Откуда такой взялся? Где ты живёшь?

– На кухне у Маруси!

– На кухне? Вот забавная пичуга!

Тютя – задиристый воробей. Любит дразнить нашу канарейку:

– Ты что вся жёлтая? Желтка объелась?

Канарейка ему в ответ:

– А ты весь серый. И не умеешь петь, как я.

– Большое дело – петь! Зато я летаю где хочу, а ты сидишь в клетке.

– Зато меня не тронет кошка!

– Я кошки не боюсь!

Приходится мне их мирить.

Наш Тютя стал совсем большой. И крылья выросли, почти как у взрослого воробья. Был беспомощным птенчиком, стал бойкой птахой.

Сегодня к нам пришли соседские ребята – полюбоваться на Тютю. А Тютя рад покрасоваться перед гостями.

– Ишь, какой молодец! Никого не боится.

– А ты, Маруся, не боишься, что Тютя улетит? И больше не вернётся?

Я только развожу руками:

– Пока что он ни разу не терялся. Порхает по саду и знает дорогу домой. Но далеко не улетает.

– А что будет потом?

– Ну, поживём – увидим.

Катя протягивает руку:

– Иди сюда, Тютя! Посиди у меня на ладони.

Но Тютя сам решает, где ему сидеть. Взлетел и опустился Кате на голову. А потом стал играть с нами в прятки. Попробуй за ним угонись! Он маленький и юркий.

Мы – в коридор, Тютя – в спальню. Мы – в спальню, Тютя – в ванную. Оттуда – шмыг под стол!

– Добро пожаловать! – говорит ему Барсик.

Кот давно понял, что трогать воробья нельзя. Но всё же лучше Тюте держаться от него подальше.

А вечером Тютя исчез. Пора ложиться спать, а его нигде нет. Мы с Филей обшарили весь дом – не нашли воробья. Потом вышли с фонариком в сад. Обыскали кусты, заглянули в сарай и в курятник.

– Тютя! Тютя! Где ты?

Нет нашего Тюти – пропал!

– Барсик, а ты что облизываешься? Неужели…

Нет, Барсик ни при чём.

Папа всегда говорил: «Воробей забавный и весёлый, но его не удержишь. А Тютя ещё молоденький. Ему легко попасть в беду».

Я не могу уснуть, пока Тюти нет. Мало ли что с ним случится?

Дождь пойдёт – он промокнет. Продрогнет. Заблудится в темноте. Соседская кошка его растерзает. Мальчишки подстрелят из рогатки. Меня мучают страшные мысли.

– Не бойся, – утешает меня Барсик. – Он вернётся!

Коту хорошо – сам он вон какой ловкий. По крышам, по карнизам ходит и не падает. И видит ночью, как днём.

Я глаз не сомкнула всю ночь. А утром села завтракать на кухне и услышала какой-то шум.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Прислушалась, открыла дверцы кухонного шкафчика, а там…

Угадайте, кто там барабанил клювом по кастрюлькам?

Конечно, он, наш Тютя!

– Тютя, миленький! А мы тебя везде искали!

– А я был тут! Тук-тук-тук!

Какое счастье! Воробей нашёлся.

Он залетел в посудный шкафчик, а Филя его нечаянно там запер. А если бы он залетел в холодильник? Выходит, Тютя легко отделался!

Вскоре каникулы кончились. В первый учебный день я еду в школу на велосипеде. А Тютя за мной. Спешит, бьёт крылышками.

Чирикает у меня над ухом:

– Чив-чив! Посмотри, как я летаю! Я с тобой!

– Нет уж, Тютя, жди меня дома!

Прозвенел звонок. Все сели по своим местам. Окно оставили открытым – сегодня тёплый день. Не вздумал бы мой Тютя…

Начинается урок. Учительница объясняет, как вычислить площадь прямоугольника:

– Умножаем длину на ширину и получаем…

Вдруг дети в классе начинают шушукаться. Кто-то засмеялся.

– В чём дело? – спрашивает учительница.

– К нам прилетела птичка!

– Какая птичка?

– Чив-чив! Это я! – довольно щебечет Тютя.

Он-то доволен, а я не знаю, что делать.

– Это Марусин воробей! – крикнул кто-то из ребят.

Придётся всё объяснить.

– Да, это мой. Его зовут Тютя. Мы его подобрали и выкормили. Он привык быть всё время со мной. Вот и в школу за мной увязался. А тут влетел в окно. Я не хотела…

Учительница замахала на Тютю руками, он вылетел на улицу. А она закрыла за ним окно и сказала:

– Птицам в школе не место. А Тютя твой уже взрослый. Воробей – не домашняя птица, он должен жить на воле.

Сегодня четверг. У нас, как всегда, рисование. На этот раз учительница предложила:

– Давайте нарисуем птицу!

Я Тютю рисовала столько раз, что справилась легко. Вот он, Тютя, на картинке, как живой.

Смотрю я на него и думаю: учительница правду говорит. Подобрать птенца – это хорошо. Выходить, выкормить его – тоже. Приручить его – тоже здо́рово. Но теперь уже нельзя держать Тютю дома. Пусть привыкает к воле. Пусть учится делать всё сам. Так будет лучше для него.

Теперь всё изменилось.

Тютя больше не дразнит канарейку. Не порхает по кухне, не прячется под столами и стульями. Не ссорится с курами и не залетает в школьные окна.

Живёт он в саду, сам добывает себе пищу. Купается то в луже, то в пыли. Чирикает с другими воробьями, перебирается с куста на куст вместе с шумной ватагой. Но часто прилетает полакомиться крошками со стола. Проведывает своих друзей: Таксика и Барсика. А нам с Филей рассказывает новости из птичьей жизни. Скоро он уже сам совьёт гнездо и будет растить птенцов.

В лесу

Мой дядя – фермер, я часто приезжаю к нему в гости на каникулы и помогаю, чем могу. На ферме всегда много работы: и по дому, и на скотном дворе, и в поле.

Сейчас, в конце лета, после жатвы на полях остались тюки спрессованной соломы. Их делает особый комбайн, вон он виднеется вдали. Сегодня он закончит уборку, а завтра сложит все тюки в огромные скирды. Вот я и напросилась перетаскивать их в сарай. Таскала-таскала, устала и села отдохнуть.

Гуляю я по скошенному полю и вдруг вижу: из соломы выглядывает маленький розовый носик.

Разгребла я солому – да это дикий крольчонок, совсем крошечный и перепуганный.

Каким-то чудом он уцелел и не попал под ножи и колёса комбайна.

Я вытащила крольчонка, он поместился в мои ладони:

– Бедный малыш! Ну, теперь тебе нечего бояться.

Я отнесу тебя домой. А звать тебя будут Ролик – ты весь такой кругленький!

Я немножко боялась: вдруг мама не захочет держать дома дикого кролика. Но Ролик ей очень понравился.

– Какой милый детёныш! – сказала она. – Он, наверное, проголодался.

Такую кроху надо кормить молочком. Кукольная бутылочка с соской отлично подошла. Ролик быстро приладился, сосал и потешно дёргал носиком.

Потом он заснул, и я уложила его в коробку с мягким сеном.

Прошло две недели.

Наш Ролик растёт очень быстро. И не отходит от меня, как будто я его мама. Мы с ним вместе гуляем по саду. Я прыгаю на четвереньках, как и он.

– Догоняй меня, Ролик!

Он больше не пьёт из бутылки, а ест, как положено взрослому кролику.

Соседские ребята Тоня и Веня приносят ему угощение: одуванчики, клевер, морковку, гороховые стручки, яблочную кожуру.

Тоня заметила, что на одном ушке у Ролика синеватое пятнышко:

– Смотрите: кролик Ролик с синим ухом!

Такого ни с кем не перепутаешь.

Казалось, всё шло хорошо, но вдруг мой кролик как-то погрустнел, потерял аппетит. Он стал вялый, и шёрстка его потускнела.

Тоня и Веня тоже это заметили.

– Наверно, он хочет на волю, – сказала Тоня.

– Он ведь не домашний, а дикий, – согласился с ней Веня. – Надо бы его выпустить!

Это я и сама понимаю. Конечно, надо выпустить Ролика на волю.

Но куда? Тут надо хорошо подумать.

Нужно найти подходящее, безопасное место. Ведь Ролик ещё маленький и жил всё время во дворе и в доме.

Не пропадёт ли он, если останется один?

И я к нему привыкла, жалко расставаться.

Но наконец, я всё-таки решилась. Взяла Ролика на руки и понесла его в лес.

Дорога неблизкая, на опушке под деревом присели мы с ним отдохнуть.

– Смотри-ка, Ролик, сколько птиц! Собрались целой стаей, щебечут.

Это синицы, они каждый год в это время слетаются на пир: всех мошек и букашек склёвывают с каждого куста.

Если приглядеться, то увидишь, что тут не одна, а много стаек: вот голубые лазоревки, вон серенькие гаечки в чёрных шапочках, а вон ещё хохлатые синички!

– Видишь, как весело? Тебе тут понравится. Пошли, вон там, за тем забором, начинается лес.

Я тут часто бываю и почти научилась понимать звериный и птичий язык.

Не успели мы с Роликом войти в лес, как суматошная сойка давай трещать:

– Тревога! Охотник! Ужасный! Уже одного кролика поймал! Спасайся, кто может!

И все лесные звери всполошились.

Кто в чащу побежал, кто в нору спрятался.

Спасибо малиновке, она утихомирила сойку:

– Да не охотник это, а Маруся! Я её знаю! Весной, когда она копает грядки, мне достаются вкусные, жирные червячки!

– А зимой, когда птицам так голодно, – зазвенела синичка, – она насыпает в кормушку зёрна, семечки, крошки, а для нас, синиц, кусочки сала подвешивает на нитке.

Мало-помалу суматоха улеглась.

– Тревога ложная! Отбой! – прострекотала сойка. – Не бойтесь, птицы! Не прячьтесь, звери! Это добрая Маруся! Она не враг, она наш верный друг!

Олени, белки, птицы, лисы – весь лесной народец успокоился.

И мы с Роликом пошли дальше. Если идти вдоль речки, не заблудишься. Так мы и сделали.

Кто только не приходит сюда попить водички! На мокрой земле отпечатки звериных лап. Дядя научил меня читать их, как книжку.

Вот этот след – барсучий. Барсук выходит на охоту ночью. Он, как медведь, очень любит ягоды.

Мой дядя говорит, что барсуки нередко по ночам захаживают на виноградники и лакомятся вкусным виноградом.

А вот эти следочки, поменьше, оставила ласка. Я видела такие же у нас во дворе. Ласка маленькая, но ловкая и хищная. Она тоже промышляет по ночам. Если заберётся в курятник, курам несдобровать!

Да и для маленьких кроликов ласка опасна.

– Пойдём-ка отсюда, Ролик!

Оставлять тут крольчонка нельзя, я за него боюсь. Он слишком лёгкая добыча для лесных хищников.

А это ещё кто притаился на дереве? Рысь! И она уже смотрит на кролика. Подхватила я Ролика и побежала прочь.

Может, вот эта полянка подойдёт для Ролика? Тут так тихо, спокойно. Но только я решила выпустить Ролика, как в зарослях кто-то заворчал и в тот же миг на поляне показалась семейка кабанов.

Папаша-кабан уставился на нас с грозным видом. Я не стала дожидаться, что будет дальше.

– Ролик, бежим скорее к речке! И на тот берег!

Я даже не думала, что умею так быстро бегать.

Вот и мост. Но… это же просто бревно, перекинутое через бурную речку.

– Ладно, пугаться некогда! Вперёд!

И мы проворно поползли по бревну.

На другом берегу мы с Роликом перевели дух.

– Где же мне тебя выпустить?

Сверху, с высокой сосны, на нас вдруг что-то посыпалось. Да это рыжие белки обгрызают шишки и бросают на землю шелуху. И вдруг зверьки насторожились, побросали свои шишки и взвились по стволу на самую верхушку. Выстрел, другой – по просеке идут охотники.

Я вскочила, опять сгребла в охапку Ролика – и бежать!

Вон впереди видна поляна, а на ней…

На ней – олени, самые красивые звери в нашем лесу.

Я притаилась за сломанным деревом, прижала к себе Ролика и стала наблюдать за маленьким стадом.

Все собрались вокруг оленя-вожака с ветвистыми рогами.

Но любоваться некогда – скоро тут будут люди с ружьями.

– Спасайтесь! – закричала я. – Охотники идут!

Оленей как ветром сдуло. Поляна опустела.

Пусть приходят охотники – они останутся ни с чем.

Но выпустить тут малыша я не могу.

– Что же нам делать, Ролик? Лес полон опасностей для маленьких крольчат. Где найти безопасное место?

Ролик молча подёргивал носиком и грустно смотрел на меня.

Я совсем растерялась.

И тут вдали послышался шум мотора.

По просеке ехал трактор, он увозил на лесопилку срубленные стволы. А тракторист – мой знакомый, его зовут Борис. Может, спросить совета у него? Он хорошо знает лес, покажет нам спокойное местечко.

Борис узнал меня и удивился:

– Что ты тут делаешь, Маруся? Не знаешь разве, что нельзя ходить в лес одной? И что это за кролик у тебя на руках?

– Это мой питомец Ролик, я хочу выпустить его на волю, но никак не найду безопасное место в лесу.

Я всё рассказала Борису: про рысь, про кабана, про охотников.

Он подумал и предложил:

– Залезайте в кабину. Кажется, я знаю, что делать. Мой рабочий день кончается. Сейчас я поеду обратно в деревню. Там по пути как раз есть подходящее для кроликов местечко. Я довезу вас и высажу. Уверен, Ролику понравится.

Кататься на тракторе мне ещё не приходилось. И Ролику, конечно, тоже. В кабине так высоко, интересно, всё видно.

Только сильно трясёт. Крольчонок опять испугался.

– Ничего, Ролик, ещё немножко – и приедем.

По дороге Борис объяснил мне:

– Твоему кролику нужно жить там же, где его сородичи. Вот на таком лугу, как этот.

И правда, на лугу было множество нор.

– Здесь, Ролик, тебе будет хорошо!

Я посадила Ролика на пень. И напоследок сказала:

– Главное, будь осторожен! В лес не ходи! Остерегайся ястребов и коршунов, филинов и сов, хорьков, куниц и, главное, лисиц! Дружи с другими кроликами и не забывай меня! А я, честное слово, буду тебя навещать!

Уже темнеет. Мне пора домой. Я и Борису обещала, что вернусь до вечера.

– Ну, до свидания, Ролик!

Я помахала кролику рукой и пошла по дороге.

А он всё сидел и смотрел мне вслед.

За мной не бежал и с пенька не слезал.

Как быстро летит время! Где ты, лето? Начались школьные будни.

Сентябрь, октябрь…

На осенние каникулы я снова приехала к дяде.

И как-то утром пошла на тот луг, где оставила Ролика.

Подморозило. Кусты и деревья покрылись инеем. Дровосеки в лесу грелись у костра. Под ногами хрустели заледеневшие листья. Я шла и заглядывала под каждый куст.

Где тут мой Ролик?

Наконец, стала громко звать:

– Ролик! Ролик! Где ты? Это я, Маруся! Пришла к тебе в гости!

Ролик не отозвался. Но у меня из-под ног так и прыснули в разные стороны испуганные криком кролики.

И, кажется, я разглядела у одного из них на ухе синенькое пятнышко.

– Эй, Ролик, это ты? Мог бы хоть поздороваться.

Тишина. Что ж, главное, мой Ролик жив, здоров, ему тут хорошо. Прощай, дружок!

В деревне

Тётя Люся давно звала нас в гости. «Такой красоты, как у нас в деревне в горах, – писала она маме, – больше нигде не увидишь!»

И мама, наконец, отправила нас к ней. В самом деле, тут очень красиво. Сегодня мы с Филей и Мишуткой пришли на луг запускать воздушного змея. Змей, в виде огромного голубя, взлетел в облака, выше горных вершин.

Погода в горах меняется быстро и неожиданно. Кажется, только-только где-то на краешке чистого неба появилась серая тучка, и вот уже она превратилась в огромную чёрную тучу. Туча накрыла горы и раскатисто заурчала.

– Гроза! Сейчас будет гроза! Бежим скорей домой!

Филя стал быстро сматывать леску, притягивать своего голубя к земле, но тот не поддавался, трепетал у него в руках, как живой.

– Подождите меня! – закричал бедный Филя.

Мы бежали со всех ног, но дождь разошёлся вовсю. Холодные струи били по спине, по плечам.

– До тёти Люси слишком далеко! – крикнул Филя. – Давайте переждём дождь вон под тем большим деревом!

Я была против – в грозу под деревом опасно. Но Филя уже прижался к стволу и уходить не собирался:

– Ты хочешь, чтобы мы промокли насквозь? Ну нет уж, я останусь здесь.

Делать нечего, мы с Мишуткой встали с ним рядом. Под деревом и правда было сухо.

Но вдруг, откуда ни возьмись, к нам подбежала большая рыжая собака:

– Гав! Гав! Гав!

Она рычала, лаяла, скалила зубы. Похоже, собиралась броситься на нас. Мне стало страшно – что, если она нас искусает?

– Что-то не нравится мне этот пёс. Он явно не оставит нас в покое.

– Пожалуй, правда. Надо уходить, пока не поздно!

Мы с Филей схватили за руки Мишутку и помчались прочь.

Собака, к счастью, за нами не побежала.

Гроза разыгралась не на шутку: гром, молния, ливень! А у нас даже зонтиков нет. Мы промокли до нитки.

Но вот уже и деревня. Ворота крайнего двора открыты. Мы юркнули туда и спрятались под навесом.

Мишутка весь дрожал. Я обняла его и сказала:

– Не бойся! Молния – это как фотовспышка. Улыбнитесь, снимаю, готово!

Но малыша больше пугал гром: сначала далёкие раскаты, потом оглушительный треск над головой.

Мы с Филей не боялись ни грома, ни молнии, но даже нам было не по себе от этого грохота и огненных зигзагов во всё небо. Да и продрогли мы все трое.

Гроза закончилась так же внезапно, как и началась. Дождь прекратился, ветер стих, и только гром рокотал ещё где-то вдали.

Мы вышли из-под навеса во двор.

И тут же кто-то нас окликнул:

– Эй, ребята? Что это вы тут делаете? Откуда вы такие? Уж не Люсины ли племянники? Не вас ли она ищет? С ног, бедная, сбилась!

Мы оглянулись. Это хозяева-фермеры вышли из дома и смотрели на нас.

– А мокрые-то, мокрые как мыши! – всплеснула руками хозяйка. – Ну-ка идёмте в дом.

Хозяйка принесла нам банные полотенца. Пока мы вытирались, она позвонила тёте Люсе и сказала, где мы.

– Ваша тётя сейчас за вами заедет.

Мы попили горячего чая, согрелись.

– А хотите, я вам кое-что покажу? – спросила хозяйка. – У нас на ферме родились ягнята.

Уговаривать нас не пришлось. Мы пошли за хозяйкой в овчарню.

Там, на подстилке из свежего сена, топтались около мамаши-овцы четверо крохотных новорождённых ягнят.

Мы во все глаза глядели на них, а они – на нас.

Я хотела погладить ягнёночка:

– Иди сюда, малыш!

Но ягнёнок шарахнулся в сторону. Он весь дрожал от холода. Или, может, от страха?

А большая овца преспокойно жевала сено.

– Вон сколько шерсти у их мамы, – сказал Мишутка. – Взяла бы да связала детям по тёплому свитеру.

Вдруг Филя закричал: «Собака!»

В дверях овчарни стоял тот же пёс, который напал на нас под деревом.

Я прижала к себе Мишутку, Филя схватил метлу.

Что будет? Неужели эта злющая зверюга хочет растерзать беззащитных ягнят? Или опять напасть на нас?

Я закричала:

– Пошёл вон! Фу! Уходи!

А Филя замахнулся метлой.

Рыжий пёс отступил, потом повернулся и убежал.

Филя выглянул за ворота.

– Ты его видишь? – спросил Мишутка. – Где он?

– Нет, куда-то скрылся.

Мы побежали к фермерше:

– Берегитесь! К вам забежала страшная собака! Злой рыжий пёс! Он чуть не напал на нас на лугу, а теперь нашёл тут! Гоните его прочь!

– Собака, говорите? Чужая? Вряд ли. Наш Ластик её бы не пустил. Ластик, Ластик, ты где? Что это с ним? Ты почему лежишь такой грустный?

Хозяйка подошла к собачьей будке. И мы узнали пса, который так нас испугал.

– Так это ваш Ластик? А он… не злой?

– Кто? Ластик злой? Да мы потому его так назвали, что собаки добрее и ласковей нет на свете. Его можно погладить – он будет только рад. Вот только он почему-то приуныл.

Ох, мы-то понимали, почему…

Я нагнулась к нему:

– Бедный Ластик, это мы тебя обидели. Прости!

Ластик лежал с несчастным видом.

– Ну, прости нас, собачка!

Я хотела погладить Ластика, но всё-таки немножко опасалась.

И тут он сам протянул ко мне морду: погладь!

– Хороший пёсик! Ластик!

Лохматый пёс повеселел, глаза у него заблестели.

Филя с Мишуткой тоже принялись его гладить.

Ластик нежился, подставлял нам своё розовое брюшко. С удовольствием давал лапу всем по очереди и вилял хвостом.

– Я вижу, вы ему понравились! – сказала фермерша. – Ластик – пёс очень умный. Жалко, что говорить не умеет. Думаю, он не просто так на вас лаял. Верно, хотел о чём-то предупредить.

Мы бы играли с Ластиком ещё долго, но тут во двор заехала тётина машина.

Тётя Люся выскочила из неё и бросилась к нам:

– Филя, Маруся, Мишутка! Вы целы и невредимы, какое счастье! Я чуть с ума не сошла – гроза, а вы там одни! Я и соседей обзвонила – не видел ли вас кто, и в лес собиралась бежать. В старый бук попала молния, я подумала: вдруг вы спрятались под ним!

Старый бук? У нас мороз по коже пробежал.

Уж не то ли это дерево…

– Какой такой бук? – дрожащим голосом спросил Филя.

– Ну, то огромное дерево на краю луга, – ответила тётя Люся. – Пойдёмте покажу.

И мы пошли за ней.

Так и есть. То самое дерево, под которым мы прятались.

Мы рассказали тёте Люсе, как на нас лаял Ластик. Мы думали, он злой и покусает нас, а он старался заставить нас уйти из опасного места. Он нас спасал и спас!

– Как ты думаешь, тётя, он знал, что в это дерево ударит молния?

– Очень может быть, – ответила тётя Люся. – Животные ближе к природе, чем мы.

И тут я вспомнила, что читала в одной книге: у животных сильнее голос инстинкта, и опасность они часто чуют лучше, чем люди.

– Умница, Ластик!

– Наш спаситель!

Мы обняли пса.

С того дня мы навсегда подружились с Ластиком. Не проходило дня, чтобы мы не приходили поиграть с ним. И Таксика брали с собой.

Сначала Таксик дулся, ревновал. Но это быстро прошло. Ластик оказался отличным приятелем. Они с Таксиком гонялись друг за другом. Соревновались, кто первым добежит до палки, кто поймает мячик.

Ластик такой добродушный и нисколечко не зазнаётся. А ведь спас нам жизнь. Страшно подумать, что бы было, останься мы под вязом. Но Ластик своим геройским поступком не кичился.

А Таксик думал про себя: «Подумаешь, герой! Просто вовремя подоспел и залаял! Я тоже так могу. Или я лаять не умею? В следующий раз всем покажу! Гроза, потоп, землетрясение – залаю во всю мочь и всех спасу. Вот увидите!»

Ну да, когда-нибудь, возможно, наш Таксик тоже станет героем. Когда-нибудь потом…

А пока, стоит грому заворчать далеко-далеко, как Таксик, маленький трусишка, забивается под кровать.

Но – тсс! Я вам этого не говорила! А то Таксик обидится.

Новый год

На дворе зима, скоро Новый год. Пушистый снег накрыл деревья и кусты, выбелил крыши домов, лёгкие снежинки пляшут в воздухе.

Мы с мамой, папой и младшим братом Филей поехали на каникулы в деревню, в старый дом, где мама жила со своими родителями, когда была маленькой. Они с папой учились в одном классе. Вот и санки нашлись в сарае. Одни на всех, зато большие.

– Держитесь крепче! – кричит папа.

По вечерам все собираются у камина и разглядывают семейный альбом.

– Видите, это я, рядом со снежной бабой, – показывает папа.

– А это кто?

– Это мама. На коньках. Мы все катались на пруду, когда он замерзал. А мама – лучше всех. Она тут почти ваша ровесница.

– Надо же, я совсем забыла, – удивляется мама. – А правда, где мои коньки? Небось валяются на чердаке.

– Пошли поищем!

На чердаке темным-темно.

– Кто это так страшно стонет? – спросил Таксик.

– Никто. Не бойся. Просто ветер завывает под крышей.

– Пошли-ка лучше отсюда!

– Но мы же ищем мамины коньки!

Мы с Филей перерыли весь чердак.

Наткнулись на портрет какого-то важного старика.

– Это, наверно, наш прапрадедушка, – сказал Филя.

– Ишь, какой сердитый!

Но маминых коньков мы так и не нашли.

В тот вечер я долго не могла уснуть.

Вылезла из постели, уселась на подоконник и стала смотреть в окно.

Ночь лунная, снег блестит.

Нет, спать совсем не хочется.

Из головы не идёт та старая фотография.

Прямо вижу, как мама с папой, ещё школьники, катаются на замёрзшем пруду.

Может, я всё-таки уснула и не заметила?

Эх, если бы у меня были коньки…

На другой день Филя решил поговорить с Дедом Морозом. Но где найти его номер? Да он есть в телефонной книге! Так и написано: «ДЕД МОРОЗ. Игрушки на любой вкус. Огромный выбор. Телефон 00 11 22 33».

– Алло, алло! Дед Мороз? Вы меня слышите?

– Говорит автоответчик. Деда Мороза сейчас нет дома. Оставьте своё сообщение после гудка…

– Пожалуйста, я хочу на Новый год коньки!

Не успела я договорить, как кто-то застучал в дверь. Это Петя, наш сосед.

– Маруся, Филя, на помощь! Скорее! Скорее!

– Что случилось?!

– Беда! Таксик тонет! Свалился в воду и не может выплыть!

Мы тут же вскочили и бросились вслед за Петей к пруду.

На бегу он рассказывал:

– Я ехал на велосипеде. Смотрю, ваша собачка гонится за чайкой, прыгнула прямо на лёд.

Я кричу: «Таксик! Назад!» А он не послушался. Корочка льда ещё тонкая, Таксик и провалился. Ему не выплыть самому! Вот он! Барахтается в ледяной воде, того гляди захлебнётся.

На берегу есть лодка. Мы залезли в неё. Я нашла рыболовный сачок – ура, Таксик спасён!

Мы вытащили пёсика на берег. А он лежит и даже не шевелится.

– Таксик! Таксик!

Но он и голос мой не узнаёт. Или совсем не слышит?

– Он вообще живой? Да не стойте же так! Надо его откачать! Искусственное дыхание, что ли, сделать!

Но я сама не знаю, что делать.

– Главное, скорее отнести его в тепло и растереть. Чтобы он согрелся! – соображает Петя. – Но одним нам не справиться. А мамы нет дома. И папы тоже нет. Да и до дома далеко.

– Бежим скорей, поищем! Есть же тут где-нибудь жильё?

Мы бросились бежать, куда глаза глядят.

Вот, наконец, какой-то дом. Или целая крепость?

Стены, башни… Что-то непонятное.

Перед входом горит фонарь.

А во дворе стоят большие сани.

– Кто может жить в таком огромном доме?

– Давай стучи! Увидим!

– Пожалуйста, откройте!

Похоже, в доме никого.

Филя опять колотит в дверь:

– Пустите нас! У нас беда! Наш пёсик может умереть от холода!

А может, дверь не заперта? Так и есть!

Вот тут, на табличке, написано: «Кому очень нужно, входите без стука».

Я толкнула тяжёлую дверь, и мы на цыпочках вошли. Внутри тепло, везде разбросано сухое сено. Беру пучок и сильно-сильно растираю Таксика.

– Ну, оживай скорее!

Долго ждать не пришлось.

Таксик открыл глаза, встал на лапки.

– Кажется, я жив!

Вид у него вполне здоровый.

Мы подоспели вовремя, но всё могло бы закончиться гораздо хуже.

– В следующий раз будешь думать! Знаешь теперь, что бывает, если прыгнуть на тоненький лёд.

А любопытный Таксик уже бодро бегал, осматривал и обнюхивал все углы.

– Смотрите, кто тут есть! Коровы с ветвистыми рогами!

– Да это не коровы, дурачок! Это олени!

– Северные олени, – кивает Петя. – Только откуда они у нас?

Я и сама не понимаю, как северные олени попали в наши края.

Тут всё очень странно. Дом, похожий на крепость.

Дверь, открытая для всех, кто в беде.

Олени в стойлах вместо лошадей или коров.

Что бы всё это значило?

Ну-ка, пройдём немножко дальше.

Посмотрим, что там…

Мы, не сговариваясь, ахнули:

– Вот это да!

Полки, полки с пола до потолка. А на них ряды игрушек. Собачки, зайцы, мишки, слоники… Ведьма на помеле, клоуны на верёвочках…

– А эта кукла как живая! Она дышит!

– Да нет, тебе просто почудилось.

– Игрушечный замок! Кто, интересно, в нём живёт?

– Спящая красавица? Маркиз Карабас?

– Не угадали. Тут живёт король. Вот его рыцари, вот стражники, придворные, шуты.

– А эти всадники куда скачут?

– На турнир, куда же ещё!

– А может, на охоту или на бой с драконом?

– Корабль! Парусный корабль!

– Плывёт на остров Сокровищ!

– Или уже оттуда – везёт алмазы, золото, рубины!

– Нет, это судно крестоносцев!

– «Дункан» плывёт за капитаном Грантом!

– Пиратский, пиратский фрегат! Свистать всех наверх! Поднять чёрный флаг!

– Почему чёрный? – спрашивает Таксик.

– Пираты ходят под чёрным флагом.

Филя с Петей облюбовали себе по кораблю и готовы начать морской бой.

Я еле их отговорила:

– Не трогайте! Это же хозяйские модели!

Но удержаться очень трудно.

Да тут целый игрушечный магазин!

А вот уже готовые свёртки, с этикетками. На них имена и адреса.

Мы стали читать всё подряд:

– Город Зареченск, улица Почтовая, Марине.

– А это – Пете, он живёт в нашей деревне.

– Глядите! Тут есть свёртки для Маруси и для Фили!

– А этот робот – Коле, сыну инженера.

И вдруг мы увидели шубу на вешалке. Ярко-красную с белой опушкой. Неужели?..

– Это же шуба Деда Мороза!

Так вот она, разгадка!

Теперь понятно всё: откуда тут олени и игрушки. Случайно мы открыли тайну. Но больше никто на свете не должен её узнать.

– Давайте поклянёмся: никому ни слова!

И мы дали страшную клятву.

– Молчание навек! Клянёмся жизнью Таксика!

Бедняга Таксик даже испугался. Но нам пора домой – уже совсем стемнело.

Прошло несколько дней. Новый год уже завтра.

И вот что я подумала…

Свяжу-ка я красивый шарф! Тёплый и разноцветный.

– Для кого? – спросил Филя.

– Для Деда Мороза. Он исполняет все желания. Всем детям приносит подарки. А это подарок ему самому.

Мы положили шарф в коробку. Филя поставил на неё бумажную игрушку. Мы решили не спать, а ждать Деда Мороза на лестнице.

– И сразу отдадим ему подарок!

– Вот он обрадуется!

– Лишь бы не забыл мои коньки!

Сидеть и ждать всю ночь не так-то просто. Мы слушали, как тикают часы. Как лают собаки на улице. Тормошили друг друга, старались не спать.

И всё-таки заснули. А разбудил нас Таксик.

– Вставайте! Вставайте! Я видел Деда Мороза!

– Не стыдно тебе врать?

Нет, Таксик не соврал. Дед Мороз заходил. Он забрал свой подарок. И нам оставил две коробки и письмо:

«Дорогие Маруся и Филя!

С Новым годом! Дарю вам обоим по паре коньков.

И ваши любимые лакомства.

Спасибо и вам за подарок!

Ваш Дед Мороз».

Эх, жаль мы его не увидели!

Зато теперь у нас обоих есть коньки.

Наутро пруд совсем замёрз и стал как зеркало.

Лёд прочный. Настоящий каток.

Вот только Таксик сюда больше ни ногой. Мы с Филей решили обновить коньки.

Я думала, что сразу покачусь и закружусь. Не тут-то было! Ноги разъезжаются. Я падаю. Встаю и падаю опять. Но ничего! Я научусь, как научилась мама.

Спасибо тебе, Дед Мороз!

В стране сказок

На Новый год мне подарили книжку с волшебными сказками. Вот уже третий день читаю и читаю, даже гулять не хочется. А уж перед сном, когда дела все сделаны, самое время полистать страницы.

Не утерпел и Таксик – уж очень хочется ему картинки посмотреть.

– Пусти меня, пожалуйста, Маруся, у меня чистые, мытые лапки!

Как не пустить такого друга, мы же с Таксиком всюду вдвоём.

– Ладно, прыгай сюда, я почитаю тебе вслух:

«Давным-давно жил-был на свете один молоденький Чижик. Жёлтый, пушистый и очень-очень голосистый. Не успел он вылупиться из яйца, как сразу открыл рот и громко запищал.

А очень скоро научился выводить такие весёлые трели, что смеялся весь лес.

Но, на его беду, неподалёку жила злая ведьма. Звонкие песенки Чижика были ей не по вкусу. Она любила кваканье жаб да уханье сов.

Чижик заливался с утра до ночи и мешал ей варить зелье из мухоморов и сочинять заклинания. Зелье получалось похожим на компот, а заклинания – на частушки. И вот однажды ведьма разозлилась не на шутку и давай колдовать:

– Молчать! Горланить перестань! И из чижа мальчишкой стань! А чтоб обратно превратиться, тебе придётся потрудиться. Весь мир ты должен обыскать – семь перьев золотых собрать».

Где это я? Кажется, знаю… тут всё точно так, как в моей книжке.

Должно быть, я уснула, и попала в сказку. Точнее, в книгу со сказками.

Пахнет бумагой и типографской краской.

А Таксик остался дома. Как жаль! С ним было бы не так одиноко.

Но что это? Кто-то плачет?

Да, вижу, там какой-то мальчик заливается слезами.

Э, да я его узнала!

Скорее на соседнюю страницу – опля!

– Мальчик! Чижик! Не плачь!

– Кто ты такая и откуда меня знаешь?

– Меня зовут Маруся, я про тебя читала в книжке. И знаю, что тебя заколдовала злая ведьма. Чтобы снова стать птичкой, ты должен отыскать семь золотых перьев. Хочешь, я тебе помогу? Вместе скорее справимся. Ты, главное, не плачь!

Чижик вытер слёзы и даже попробовал улыбнуться.

– Вот это другое дело! Давай руку, пошли!

И мы вошли в густой тёмный лес.

– Бедный, бедный Чижик. Ты попал в какую-то чудну́ю сказку. И кто её только придумал! Смотри, какие странные звери в этом лесу!

– Да что в них странного? Звери как звери, – Чижик пожал плечами. – Разве в твоей стране они другие?

– Конечно! У нас они такие… ну, обычные… Но эти тоже неплохие. Ой, смотри, единороги! Я их видела только на картинке. А эти живые, их можно погладить. Единорожки-жеребята! Вот удивится Таксик, когда я ему расскажу.

– Таксик? А кто это?

– Моя собака.

– Что такое собака?

– Ну… это сказочный зверь, такие водятся в моей стране.

Мы пошли дальше и дошли до узкого глубокого ущелья. Через пропасть перекинуто дерево. Я видела эту картинку в книжке. И никак не могла разглядеть, что там на самом дне.

Может, Чижик знает, он ведь здешний.

– Нет, и никто не знает. Художник ничего там не нарисовал.

Вдруг Чижик закричал:

– Вижу первое пёрышко! Вон оно, на ветке! Но как его достать?

Мы осторожно пошли по стволу. Я присела, протянула руку и схватила пёрышко. Нам было очень-очень страшно, но мы пробирались вперёд. Шаг, ещё шаг…

Ура! Мы спрыгнули на землю.

– Тсссссссссс! Маруся, молчок! – шепнул мне Чижик. – Здесь, на этой странице, живёт Кот-великан. Он ростом с дом и ужасно прожорливый. Если увидит нас – проглотит и не поперхнётся! Он дальний родственник Кота в сапогах, но совсем на него не похож.

– А вон второе пёрышко, на шапке у Кота. Осторожно, Чижик! Не упади! И не задень бубенчики! А не то нам конец.

Но Чижик очень ловко достал второе перо. Хотя и натерпелся страху.

Каково это: птичке – да к кошке соваться!

А на этой странице всё синее. Трава, цветы, деревья.

Даже оленята посинели. От страха, что ли?

– Может, и от страха. Тут, в этой сказке, водится ужасный Синий Волк.

– Волк? Синий? Ты что-то путаешь, Чижик! В сказках бывает Серый Волк, а не синий.

– Я ничего не путаю. А вот художник, видно, захотел пошутить.

Только нам не до шуток. Волк хоть и синий, но опасный.

– Тогда бежим отсюда поскорее.

– Погоди, давай посмотрим, нет ли где-нибудь пёрышка.

– Нет его тут. Оно же золотое, мы бы сразу увидели. Бежим на следующую страницу!

– Какой красивый замок! Вот где я хотела бы жить!

– Что ты, девочка! – вмешался старый садовник. – Это страшное место! Замок злой феи Страхолюды!

– Да-да, берегитесь её! – сказала принцесса Аврора. – Увидит вас – больше не выпустит. Так и останетесь тут на всю жизнь, будете мыть полы да драить котлы.

– Мы ищем золотое перо, оно нам очень нужно.

– Золотое перо? – Аврора так и ахнула. – Оно украшает причёску Страхолюды. Она его ни за что не отдаст. Скорее превратит вас в тараканов. Разве только… Видите открытое окно? Я постараюсь подозвать к нему Страхолюду. А вам садовник даст свои длинные ножницы. Изловчитесь – и срежьте перо!

Принцесса Аврора ушла в замок. Чижик вооружился садовыми ножницами.

И всё вышло, как было задумано.

Теперь у нас есть три пера!

На этой странице живёт людоед. Я испугалась – вон какой свирепый!

Но Чижик засмеялся:

– Это Ухтычур-то свирепый? Нисколько! Я расскажу тебе секрет: он только притворяется злым, так ему положено по сказке. А на самом деле добряк. Мы с ним друзья. И, когда книжка закрыта, любим поиграть в прятки. Мне спрятаться легко, а ему куда труднее: ведь он такой огромный.

– Эй, Ухтычур! Открой-ка эту дверь и впусти нас в свой сад.

А людоед как зарычит, как вытаращит глазищи!

– Не старайся понапрасну, – сказал ему Чижик. – Это моя подруга, она тебя не выдаст.

– Сразу бы так и говорил, – проворчал Ухтычур.

Добрый людоед пустил нас в волшебный сад.

Золотое перо виднелось на самой верхушке высоченного дерева. Чижик чуть не плакал – крыльев-то у него теперь не было.

Зато в саду было много эльфов, и все крылатые. Они подняли нас обоих, и скоро Чижик сжимал в руке четвёртое перо.

Я уж не знала, как благодарить наших помощников!

– Спасибо вам, милые эльфы! Прилетайте ко мне в гости, я испеку вам большой-пребольшой пирог!

– Мы не едим пирогов! – рассмеялись эльфы. – Мы только пьём цветочный нектар. Как-нибудь летом прилетим в твой сад – тогда и угостишь.

Только драконов нам и не хватало! Летают тут, плюются огнём почём зря. И прожигают дырки на странице.

Того гляди, сожгут всю книжку. Ну, совершенно невоспитанные звери!

Где тут перо?

– Да вон оно, под раскалённым камнем! Хватай его скорей, Маруся!

Я чуть не обожглась.

Теперь у нас пять перьев!

Едва мы спаслись от драконов, как из огня попали прямо в море. Хорошо, что я умею плавать.

– Ныряй, Маруся! Видишь ту большую раковину? Там шестое перо.

Я схватила створки, а Чижик поймал перо.

– Есть!

Осталось найти последнее, седьмое пёрышко. А впереди – Остров сокровищ.

Там, на песчаном берегу, стоит десяток сундуков – пираты складывали в них монеты, драгоценности, золото.

Мы обыскали все сундуки до единого. Седьмого пера нигде нет. А в сказке почти не осталось страниц.

– Я никогда не стану снова птицей! – заплакал мой дружок.

– Не падай духом! Кажется, я догадалась. Ведьма просто обманщица. Седьмое перо нигде не спрятано. Оно у неё, и мы его заберём. Только нам опять понадобится помощь эльфов и людоеда.

Я рассказала Чижику свой план.

Мы смело зашли на страницу, где был ведьмин дом.

– Выходите! – крикнул Чижик. – Я нашёл все семь перьев.

Ведьма выскочила и хрипло расхохоталась:

– Ха-ха-ха! Не может быть! Ты врёшь. Седьмое перо у меня. Вот оно!

В ту же минуту эльф спикировал и выхватил перо у неё из руки. А Ухтычур набросился на ведьму и проглотил её живьём.

– Фу! – поморщился он и выплюнул ведьмино помело. – До чего же невкусно!

– Ухтычур, дорогой! И ты, дружище эльф! Вы же спасли меня! – Чижик прыгал от радости и хлопал в ладоши.

Я радовалась вместе с ним. Теперь он снова превратится в птицу. Будет петь и летать.

– Можно я тебя поцелую, миленький людоедик?

Ухтычур не возражал. Он присел, а я встала на цыпочки. Чмок!

А Чижик всё кричал:

– Какое счастье! Я сейчас взлечу! Спасибо вам, друзья! Спасибо! Маруся! Я…

Договорить он не успел – свершилось волшебство. Мальчик исчез, и появилась птица. Крылатый Чижик что-то щебетал, но на своём, на птичьем языке. Ничего, мы и так понимаем друг друга.

– Лети, Чижик! Мы победили! Ура!

Я кричала так громко, что разбудила Таксика.

– Таксик, я была в книжке, прямо в сказке. Видела эльфов, драконов, злую фею, доброго людоеда, заколдованного Чижика. И столько у нас было приключений! Что ни страница – то новое.

Таксик послушал меня и спросил:

– Возьмёшь в следующий раз меня с собой?

– Куда? В мои сны?

– Нет! В школу. Я тоже хочу научиться читать.

Оглавление

  • Балет
  • Музыка
  • Кошечка
  • Воробей
  • В лесу
  • В деревне
  • Новый год
  • В стране сказок Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Удивительные приключения Маруси», Жильбер Делаэ

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства