«Что случилось в 5-ом «А»?»

1871

Описание

Те, кто внимательно вслу­шивался в песни Высоцкого, не могли не заметить одну их особенность: автора интересует буквально все, что происходит вокруг, он не ищет сюжеты и героев, тем более не «отбира­ет» их, следуя какому-то осо­бому принципу. Его интересу­ют люди всех профессий, са­мые разные характеры, типы, возрасты, разные человече­ские связи, разные «места дей­ствия». И нет ничего удивительного, что однажды он взял да и на­писал веселую, остроумную поэму про школьников и за­бавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга — Ивана Дыховичного, который тогда был артистом Театра на Таган­ке, а сегодня является изве­стным кинорежиссером. Так и в песнях Высоцкий иногда называл своих героев какими-то известными именами — ради улыбки, которую очень любил в людях. Знавшие Высоцкого близко помнят, как уважительно он относился к детям, к подро­сткам — разговаривал с ними, как со взрослыми, никого не поучал, а на фотографиях, ко­торые у него просили подпи­сать, часто писал: «Будь ум­ным и добрым». Он действи­тельно хотел одного — чтобы люди были умными и...



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Те, кто внимательно вслу­шивался в песни Высоцкого, не могли не заметить одну их особенность: автора интересует буквально все, что происходит вокруг, он не ищет сюжеты и героев, тем более не «отбира­ет» их, следуя какому-то осо­бому принципу. Его интересу­ют люди всех профессий, са­мые разные характеры, типы, возрасты, разные человече­ские связи, разные «места дей­ствия».

И нет ничего удивительного, что однажды он взял да и на­писал веселую, остроумную поэму про школьников и за­бавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга — Ивана Дыховичного, который тогда был артистом Театра на Таган­ке, а сегодня является изве­стным кинорежиссером. Так и в песнях Высоцкий иногда называл своих героев какими-то известными именами — ради улыбки, которую очень любил в людях.

Знавшие Высоцкого близко помнят, как уважительно он относился к детям, к подро­сткам — разговаривал с ними, как со взрослыми, никого не поучал, а на фотографиях, ко­торые у него просили подпи­сать, часто писал: «Будь ум­ным и добрым». Он действи­тельно хотел одного — чтобы люди были умными и добры­ми. Шутливая его поэма осве­щена тоже умом и добротой.

Рисунки К. ОРЛОВА.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА  И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО — ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.

Глава 1
Что случилось с 5-м «А»? Как вам это нравится? Вера Павловна сама С ним не может справиться.           От стены к доске летели           Как снаряды «Фау-2»           То тяжелые портфели,           То обидные слова. Бой кипел, и в тайных целях Кто-то партой дверь припер, Но и драка на портфелях Не решила этот спор.           Раз такая кутерьма —           Ожидай не то еще!           Что ж случилось с 5-м «А»?           Почему побоище? Догадалась чья-то мама, Мамы вечно начеку: — Это проигрыш «Динамо» В первом круге «Спартаку».           — Нет,— сказал отец Олега,—           Спорят там наверняка,           Кто допрыгнет без разбега           До дверного косяка. И послали в поздний час, В половине пятого, Разобраться в этот класс Пионервожатого.           Пионервожатый Юра           Крик услышал со двора:           — Всех главней литература!—           А в ответ неслось: — Ура-а-а! Но сейчас же крикнул кто-то Из раскрытого окна: — В век космических полетов Только техника нужна!           И решил вожатый вмиг:           — Сам был в пятом классе я,           Все понятно — там у них           Просто разногласия. Первый голос был обычный — И не резок, и не груб — Это Ваня Дыховичный, Всем известный книголюб.           Но и голоса второго           Трудно было не узнать:           Только Витьке Кораблеву           Мог такой принадлежать. Ну, теперь для пап и мам Все яснее ясного: Не случилось в пятом «А» Ничего ужасного.           Ваня необыкновенный,           Ну, такой рассказчик был —           Что порой на перемены           Целый класс не выходил. Языки болтали злые, Что он слишком толстый... Пусть! Но зато стихи любые Ваня шпарил наизусть.           Про Мадрид и про Алтай,           Про отважных конников —           И полкласса, почитай,           Ваниных поклонников. Ну, и Витька тоже в массе Заимел авторитет: Сделал Витька в третьем классе Гидропневмопистолет!           Испытанье за рекою           Он устроил для ребят —           Пистолет стрелял водою           Метров на сто пятьдесят! И по всем дворам вокруг, Всем дружкам-приятелям Было лестно, что их друг Стал изобретателем.           Если Витьке оба глаза           Толстым шарфом завязать,           Он на ощупь может сразу           Два транзистора собрать. Сконструировал подъемник В сорок лошадиных сил, И вмонтировал приемник В холодильник марки «ЗИЛ».           Месяц что-то мастерил           Из кастрюль и провода,           И однажды подарил           Витька школе робота. -Что-то Витька в нем напутал — Всем законам вопреки Робот раньше на минуту На урок давал звонки.           Он еще скользил по полу           И врывался к Витьке в класс.           Деда Витькиного в школу           Вызывали много раз. — С Витькой мне не совладать — У него наследственность. На него должна влиять Школьная общественность.           Не кончал я академий,           Вы решайте,— дед сказал,           Кстати, дед и сам все время           Что-то там изобретал.
Глава 2
И устроили собранье. Стали думать и гадать: Как на Витьку и на Ваню Целым классом повлиять?           У историка ходил           Ваня в званьи лучшей,           В математике он был           В роли отстающего. Он знаток литературы — Тут четверки — ни одной. На уроках физкультуры Притворялся, что больной.           А на всех соревнованьях:           — Кораблев — вот это да!           Ну, а Дыховичный Ваня           Был болельщиком всегда. Витька ж книжек не читал, Знал стихи отрывками, Запинался и писал С грубыми ошибками.           А однажды на уроке           Сказанул такое он!..           Будто во Владивостоке           Протекает Волга-Дон. Путал даты он несносно. Сам учитель хохотал. Но зато молниеносно Он делил и умножал.           Шло собранье — шум и гам,           Каждый хорохорился.           Разделились пополам —           Так удобней ссориться. И девчонки там и тут Разделились поровну, И поддерживают ту И другую сторону.           Раньше в девичьем народе           Наступал быстрее мир:           Тот, кто в классе верховодил,           Тот и был у них кумир. А сейчас — два фланга бьются — Два пути — куда свернуть? Два великих полководца, Два вождя — к кому примкнуть?           В общем, страсти накалились,           Все решалось впопыхах,           И подруги очутились           Во враждебных лагерях. Эти — хором: — Физкультура! Но не сбить им тех никак. Те кричат: — Литература! Эти снова: — Техника!           Ванька слаб, а Витька ловкий           Сам он робота собрал!           — А Титов на тренировки           Пушкина с собою брал! Им бы так не удалось Спор решить неделями. Все собрание дралось Толстыми портфелями.           Но услышав про Титова,           Все по партам разошлись.           После Ваниного слова           Страсти сразу улеглись. И когда утихла ссора, Каждый начал понимать, Что собрались не для спора, А обоим помогать.           И придумало, как быть,           Бурное собрание:           Их друг к другу прикрепить           В целях воспитания. Витька с Ванею, в чем дело, Не могли никак понять. Но собранье так хотело,— Значит, надо выполнять!           — Значит, так — бегом до Химок! —           Витька Ване приказал.           Ваня зубы сжал, весь вымок,           Но до дома добежал. И напрасно хохотал Кораблев над Ванею. Дома Ваня Витьке дал Книгу про Испанию.           Было много ссор и шума —           Ни присесть, ни полежать.           Ведь вначале каждый думал,           Как другого измотать. Ваня просто чуть не плачет — То присядь, то подтянись, То возьми реши задачу, То приемником займись!           Но и Витьку он добил           Рыбами и птицами —           Тот теперь стихи учил           Целыми страницами! Как-то Витька Ваню встретил И решил ему сказать: — Знаешь, Ванька, я заметил, Интересно мне читать!           И ответил Ваня сразу:           — Щупай мышцы на руке!           Я теперь четыре раза           Подтянусь на турнике! Хорошо, что приобщил Ты меня к атлетике! А вчера я получил Пять по арифметике!           И захохотали оба.           И решили меж собой,           Что они друзья до гроба,           В общем, не разлить водой. Может, случай не типичный, Но во множестве дворов Есть и Ваня Дыховичный, Есть и Витька Кораблев.           И таких примеров тьма —           Можно в школе справиться.           Вот что было в 5-м «А».           Как вам это нравится?

ПРОЧИТАЙТЕ СНОВА ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО - ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.

— Слушай, Ваня, хватит спать. Договаривались в пять, Ведь корабль межпланетный никого не может ждать!           Все готово: два лимона,           Длинный шнур от телефона,           Компас, спички, много хлеба           И большая карта неба! Ваня тут же слез с балкона И спокойно доложил: — Видишь — леска из нейлона, Не порвет и крокодил.           Не забудь о катастрофе,           Предстоит нелегкий путь.           Йод, бинты и черный кофе,           Чтоб в полете не уснуть! Витьку разве кто осудит? Скажет он — как гвоздь вобьет: — Катастроф в пути не будет! Лишнего не брать в полет!           И к тому же заметят родители,           Что лекарство и кофе похитили,           А при старте каждый грамм           Будет десять весить там,           И откажут ракетоносители... — Так за дело! Не зевай! Что ты тянешь? Отпирай! Вот бесшумно отворили Старый дедовский сарай.           Ни секунды проволочки,           Все проверено до точки,           Все по плану: третье марта,           5.15 — время старта. Им известно: после пуска Будет двигатель реветь И наступит перегрузка — Это надо потерпеть.           Перед стартом не до шуток.           Витька первым в люк залез.           Он не ел почти пять суток:           Пища — тоже лишний вес. Ну, а Ваня Дыховичный Еле втиснулся, весь взмок, Хоть ему свой опыт личный Витька передал как смог.           Ощущенье у них непривычное,           Но и дело для них необычное.           Витька взял бортжурнал           И красиво написал:           «Настроение, в общем, отличное!» Пристегнулись, а затем — Десять, девять, восемь, семь... Ждет корабль. Конец проверке Бортовых его систем.           Время! Вздрогнули антенны,           Задрожали в доме стены,           Что-то вспыхнуло во мраке,           И залаяли собаки. Ванин папа спал прекрасно, Вдруг вскочил, протер глаза: Что такое? В небе ясно, А как будто бы гроза!           Дом от грома содрогнулся,           Стекла в окнах дребезжат!           Витькин дед — и тот проснулся,           Хоть и был он глуховат. — Управдома! Где б он ни был! Отыскать, спросить его! Весь квартал глазел на небо, Но не видел ничего.           Ванин папа — он страха не чувствует,           Мама Ванина что-то предчувствует.           Вдруг — о ужас! — Вани нет!           То же видит Витькин дед,           Что и Витька в постели отсутствует. Слышно только «ах» и «ох», Поднялся переполох. Витькин дед от этих охов Окончательно оглох. А тем временем в ракете Их отчаянные дети, Продырявив атмосферу, Вышли курсом на Венеру.           И мечтали, если выйдет,           Привенериться на ней.           Сколько там они увидят           Удивительных вещей!.. Например, хотелось Ване, Если точно прилетят, Чтобы Ване венеряне Подарили аппарат.           Небольшой, красивый, модный,           Вроде солнечных очков,           Чтобы в нем читать свободно           На любом из языков. Он за это расскажет про море им, И как лазили в сад в Евпатории, И как Витька там чихнул, И как сторож их спугнул, И другие смешные истории...           Ну, а Витька, сжав штурвал,           Тоже время не терял,           Но с закрытыми глазами           Он другое представлял: Путь окончен. Все в порядке. После мягкой их посадки Вдруг со всех сторон несутся К ним летающие блюдца.           И оттуда, словно белки,—           Венеряне. А потом           На летающей тарелке           Их катают с ветерком. А в тарелке кто-то ранен. Витька сразу все решил, Самый главный венерянин Витьке место уступил.           Управлять ему не ново:           — Надо? Все! Какой вопрос?!           И мгновенно он больного           К поликлинике подвез. И ему в конце полета С благодарностью вручен Вело-мото-кино-фото- Видеомагнитофон. Скоро будут смотреть телезрители, Как на Землю спешат победители, А когда прилетят, Их, конечно, простят Витькин дед и Ивана родители.           Но что это? Как понять?           Кто-то начал к ним стучать,           И мечтатели в кабине           Разом кончили мечтать. Быть не может! Неужели До Венеры долетели? Ну, а может быть, забылись И случайно прилунились?           Хорошо, что все закрыто.           А снаружи так стучат!           — Витька! Вычисли орбиту           По шкале координат! Что же это за планета? Мы ж летели полчаса! Слышишь, Витька? Я ведь где-то Слышал эти голоса!           Надо было на что-то решиться им:           Или ждать, или выйти открыться им!           Вот друзья открыли люк           И увидели вокруг           Всех жильцов           И сержанта милиции. Тот сказал:— Какой скандал! Я такого не видал, Чтобы только два мальчишки Разбудили весь квартал!           И чужие папы, мамы           Покачали головами.           Ванин папа извинялся,           Витькин дед не появлялся... Витька думал: «В чем же дело? Что с ракетой? Где секрет? Почему же не взлетела?!» Тут примчался Витькин дед.           Как же Витькин дед ругался!           — Не умеешь, так не сметь!           Коли уж лететь собрался —           Надо было уж лететь! — Как же так? А голос зычный: — Почему ж ты оплошал? Только Ваня Духовичный Знал причину и молчал. Ну, а дня через два, после ужина, Та причина была обнаружена: Просто Ваня не сказал, Что с собою книгу взял, И ракета была перегружена...           Вот, друзья, давай решать,           Можно ль Ваню осуждать?           Он ведь взял «Трех мушкетеров»,           Чтоб дорогой дочитать. Можно спорить, но решить как? Благородный парень Витька После долгих ссор и споров Стал читать «Трех мушкетеров».           Их девиз «Назад ни шагу!»           Сразу Витьку покорил.           Д’Артаньян своею шпагой           В пользу Вани спор решил. Призадумались мальчишки, Новый сделали расчет, Чтобы брать такие книжки В каждый будущий полет.           Разногласия земные           Удалось преодолеть.           Им теперь в места любые           Можно запросто лететь. Одолеют они, без сомненья, Лишний вес и Земли притяженье, Остается только ждать. Мы желаем им удач. И счастливого возвращенья!
Конец

Оглавление

  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА  И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО — ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.
  • ПРОЧИТАЙТЕ СНОВА ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО - ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Что случилось в 5-ом «А»?», Владимир Семенович Высоцкий

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства