«Смелость выбирать»

2527

Описание

Очень странная история-притча из сериала о маленьком мальчике. При совершенно детском начале, умопомрачительно философская и многоуровневая середина и концовка. На мой взгляд, это вообще не детская проза, а философская притча о выборе. Текст абсолютно самостоятелен, но все равно лучше читать его после других историй о маленьком мальчике.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Максим Мейстер Смелость выбирать

– Мальчик, ну что ты смотришь и смотришь? Всю витрину загородил! – сказал продавец отдела электроники, видимо, уставший стоять без дела. Лето, жара. Клиентов нет. И только какой-то мальчик битый час торчит около витрины с калькуляторами и электронными записными книжками.

– И совсем не всю, – еле слышно сказал маленький мальчик, но от витрины отошел. Он немного постоял рядом с центральными дверьми магазина, а потом вздохнул и вышел.

Мальчик медленно брел домой, думая, как было бы хорошо, если бы у него была электронная записная книжка. Он уже целую неделю мечтал о ней.

Неделю назад родители повели маленького мальчика в магазин, чтобы купить разных нужных вещей к школе. Тетради, ручки, фломастеры, краски… Так много всего! А рядом с отделом канцелярских товаров располагался отдел электроники, и пока мама стояла в кассу, мальчик пошел туда… И сразу увидел ЕЕ! Она лежала на нижней полке многоэтажной витрины. Прямо в центре. И глаз сразу остановился на ней. Больше ни у кого не было стольких кнопок. И такого большого экрана не было больше ни у кого. Мальчик приник носом к стеклу витрины и медленно прочитал на ценнике: «Электронная записная книжка».

– Как это? – спросил мальчик вслух.

– Что? – спросил продавец, случайно услышав удивленный возглас.

– Как это: «электронная записная книжка»? – переспросил маленький мальчик.

– Что такое записная книжка знаешь? – добродушно поинтересовался молодой продавец. У него было хорошее настроение.

– Ага.

– Так вот, электронная записная книжка – это то же самое, только без бумаги, на батарейках. Нажимаешь кнопочки с буковками… Видишь кнопочки?… А на экране появляются буквы и слова. Понятно?

– Понятно… – Маленький мальчик опять размазал нос по стеклу и смотрел на электронную книжку, пока не появилась мама и не утащила сына за руку.

С тех пор он только и думал, что об электронной записной книжке. Очень хотелось, чтобы она лежала не на витрине в магазине, а в кармане рубашки. Его рубашки! Пока они шли домой, маленький мальчик даже прикинул на память, влезет записная книжка в карман или нет. Но не смог точно вспомнить, какого она была размера.

Несколько дней мальчик сосредоточенно думал, как хорошо было бы иметь электронную записную книжку. Как бы он записывал в нее разные умные мысли. В голову маленького мальчика очень часто приходили разные умные мысли, но он их быстро забывал.

– Если бы у меня была электронная записная книжка, – вслух размышлял он, сидя у себя в комнате, – то я бы ничего не забыл! Я бы ходил и все-все записывал!

А через неделю он не выдержал и самостоятельно, даже не спросив разрешения, пошел в магазин, где видел удивительную записную книжку. Магазин был далеко. Надо было ехать на трамвае целых три остановки. Но мама не разрешала маленькому мальчику ездить на трамваях и автобусах одному, поэтому мальчик пошел пешком.

Он пришел в магазин и замер у витрины. Теперь можно было на глаз примерить электронную записную книжку к своему карману.

– Не влезет, – на секунду нахмурился мальчик. – Но это ничего! Я попрошу маму, чтобы она сделала мне карман поглубже…

Он стоял у витрины, пока раздраженный продавец не прогнал его. Маленький мальчик вздохнул, вышел из магазина и тихонько пошел домой, думая, как хорошо было бы иметь эту замечательную электронную книжку.

– Я бы ее всегда носил с собой, – размышлял он, шагая по парку. Неподалеку ребята гоняли мяч. Но мальчику теперь было не до игры. – А ночью я бы брал ее с собой спать. Укладывал бы под подушку. И утром, как только проснусь, сразу бы доставал ее и нажимал кнопочки. У нее столько кнопочек! И я бы специально для нее придумывал много-много разных умных мыслей! Я был бы для нее очень хорошим хозяином…

С этого дня маленький мальчик каждый день ходил в магазин и смотрел на электронную записную книжку. Продавец привык к странному посетителю и больше не ругался. А однажды даже подошел и спросил:

– Ну, чего смотришь?

Мальчик даже не стал отвечать. Ему и в голову не могло придти, что на витрине можно было смотреть на что-то, кроме его замечательной электронной записной книжки!

– На нее смотришь? – показал пальцем продавец.

Мальчик кивнул.

– Хочешь, покажу поближе? – спросил молодой человек и, не дожидаясь ответа, полез в карман за ключами. Он повернул ключ в блестящем серебристом замке и открыл прозрачную дверцу.

У маленького мальчика перехватило дыхание. Продавец взял с витрины книжку, нажал кнопку и протянул мальчику.

– Смотри! Вот здесь набираешь буквы и цифры, а если что-то неправильно нажал, то можно нажать вот эту стрелочку и стереть. В этой модели много чего есть. Органайзер хороший, телефонная книга, калькулятор, даже две игры… Хочешь, включу игру? «Змейка» называется.

– А можно я чего-нибудь напишу? – спросил маленький мальчик. – Я хочу посмотреть, как в нее писать…

– Ну посмотри, напиши… – удивился продавец и протянул товар маленькому клиенту.

Мальчик с благоговением взял в руки электронную записную книжку, о которой мечтал целую неделю. Поводил пальцами по гладким, блестящим клавишам, посмотрел экран, на котором мигала странная вертикальная палочка. Потом решился нажать букву "М". И она тут же появилась на экране вместо палочки! А сама палочка сдвинулась немножко вправо.

– Ух ты! – не удержался от возгласа маленький мальчик, а потом стал нажимать клавиши, с восторгом наблюдая, как на экранчике появляются разные буквы.

– Ну и чего ты понаписал? – снисходительно спросил продавец, наблюдая за экспериментами «покупателя». – Ты писать-то умеешь? «Мама», «папа» или чего-нибудь осмысленное?

– Я умею писать! – обиделся маленький мальчик. – Мне эта книжка нужна, чтобы умные мысли записывать, которые я думаю, но забываю…

– Умные мысли? – усмехнулся продавец. – Ну, напиши какую-нибудь! А то зря я что ли тебе прибор доставал?!

Маленький мальчик задумался, а потом медленно, подолгу разыскивая очередную нужную букву, напечатал стих. На дисплее как раз уместились все четыре строчки:

Если будет у меня
Книжка записная,
Буду я писать туда,
То, что я не знаю!

– Да ты поэт! – засмеялся продавец, прочитав электронные строки. – Только как можно написать то, что ты не знаешь?

– А зачем записывать то, что и так знаешь? – пожал плечами маленький мальчик. – Записывать надо только то, что не знаешь!

– Да?… – продавец на секунду задумался, а потом, вспомнив, что перед ним ребенок, снова заулыбался. – Ну ладно, хватит, а то вон покупатель пришел…

Он забрал из рук мальчика электронную книжку, положил обратно в центр витрины и запер стеклянную дверцу на ключ.

– А если тебе так уж нужна эта книжка, то попроси родителей. Может, купят.

– А она дорогая? – спросил мальчик. Ему хотелось еще подержать в руках свою мечту, и он с грустью смотрел, как стекло снова неумолимо отделяет его от электронной записной книжки. А ведь она теперь была уже немного его, мальчика, потому что в ней хранилось его стихотворение…

– Две тысячи, – ответил продавец. – Вон, на ценнике написано…

Продавец отошел к пожилому покупателю, застывшему у витрины с радиоприемниками, а маленький мальчик пошел домой, повторяя про себя: «Две тысячи, две тысячи…»

Этот день мальчик провел как на иголках, не в силах дождаться вечера. Наконец с работы пришла мама.

– Мама, а две тысячи рублей это много? – выпалил он, не дав маме даже разуться.

– Смотря для чего… Я тебе мороженку купила, держи…

Мальчик равнодушно взял мороженое и продолжил важные расспросы:

– Для очень нужной вещи!

– Не знаю, не знаю… Две тысячи рублей – это половина моей зарплаты. Это много, сынок.

– А сколько стоит мороженка? – решил тогда схитрить маленький мальчик.

– Чего это ты стал ценами интересоваться? – удивилась мама. – Мороженка пять рублей стоит…

– Пять рублей? – переспросил сын. – А если ты мне больше совсем не будешь покупать мороженки, то через сколько времени наберется две тысячи рублей?

– Ой, сынок, ну что за арифметические задачки посреди каникул?! – рассмеялась мама. – Я тебе не калькулятор!

– До школы накопится? – затаив дыхание, спросил маленький мальчик.

– Нет, не накопится. Разве что к пенсии… Иди сам посчитай, сколько в двух тысячах рублей мороженок, если одна стоит пять. Тебя же папа учил нули к цифрам прибавлять? Вот и покажи, чему научился…

Мама ушла на кухню, а маленький мальчик в свою комнату. Там он сел за стол и стал думать. «Вот если бы у меня была электронная записная книжка, то я бы очень быстро сейчас все подсчитал. Дядя-продавец сказал, что там калькулятор есть. А как сейчас считать? Хотя, если бы у меня была записная книжка, то мне и не надо было бы считать…» Мальчик взял ручку, нарисовал на листе большую цифру "5", а чуть погодя, добавил к ней "0".

– Это будет десять мороженок и цифра «пятьдесят»! – задумчиво сказал маленький мальчик. – Десять мороженок – это много. Значит, даже на десять мороженок нельзя купить одну записную книжку… – Мальчик пририсовал еще один «ноль». – А это будет сто мороженок и цифра «пятьсот». А пятьсот – это даже меньше, чем тысяча!

Мальчику вдруг захотелось расплакаться. Хотя он не умел считать больше тысячи, но и так понял, что мама и папа никогда не купят ему электронную записную книжку, которая стоит больше ста мороженок!

– Она же маленькая! – обиженно сказал маленький мальчик. – Даже меньше мороженки! А стоит так дорого! Почему?!

Он выбрался из-за стола и расстроено повалился на кровать. Немного похлюпал носом и даже совсем было собрался поплакать, но решил, что это всегда успеется, а пока надо пожаловаться Саше, девочке, с которой маленький мальчик дружил.

– Привет, Шаша! – сказал маленький мальчик в телефонную трубку. Ему нравилось называть Сашу Шашей. Долго объяснять почему.

– Привет, – откликнулась девочка. – У тебя чего голос такой мрачный?

– Да так… – мальчик помолчал в трубку. Саша терпеливо ждала.

– У тебя было когда-нибудь так, – наконец сказал маленький мальчик, – что ты очень сильно чего-нибудь хочешь, но знаешь, что это невозможно?

– Нет, так не бывает, – серьезно ответила Саша. – Если чего-то очень сильно хочешь, то это обязательно случается!

– Ага, обязательно! – недоверчиво ответил маленький мальчик и шмыгнул носом.

– А что ты хочешь? – спросила Саша.

– Электронную записную книжку!

– А что этот такое?

– Это как записная книжка, только без бумаги, на батарейках! – воодушевленно стал объяснять он. – Там много-много разных кнопочек и экран, как на телевизоре, только плоский и маленький. А когда нажимаешь на кнопочки, то на экране появляются буквы и слова. И их очень много можно писать. А еще там есть калькулятор, игры и еще что-то, я не запомнил…

– А зачем она тебе?

– Как зачем?! Я хочу записывать в нее разные вещи. Туда можно много всего записывать. Я иногда очень сильно думаю, а потом вдруг раз, и в голову приходит что-то. Как птица на дерево садится. Бывают такие красивые птицы! А потом они улетают. Если их не записать. И если у меня будет электронная записная книжка, то я смогу записать все свои умные мысли, и они больше никуда не улетят…

– Понятно. – Маленький мальчик почувствовал, как Саша задумалась. – Она дорогая, да?

– Две тысячи рублей!

– Это сколько?

– Это больше, чем сто мороженок! – у мальчика опять задрожал голос.

– Да, это много, – согласилась Саша. – Хочешь, я тебе подарю маленький блокнотик? И ты будешь записывать умные мысли в него.

– Нет, это не то!

– Почему?

– Ну как ты не понимаешь?! – возмутился маленький мальчик. – Разве можно записывать умные мысли в простой блокнотик?!

– А почему нельзя?

– Ты глупая, да?! – разозлился маленький мальчик. – Сама подумай, ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА и какой-то блокнотик!

Саша молчала. Очевидно, думая. Но маленький мальчик чувствовал, что она его все равно не понимает. Он давно заметил, что девчонки часто не понимают самых простых вещей, сколько им не объясняй. Даже самые умные. Поэтому он не стал больше ничего объяснять, тоже замолчав.

– Ты очень ее хочешь, да? – наконец спросила Саша.

– Угу. Но мне ее никогда не купят, – грустно ответил маленький мальчик. – Вот я поэтому и позвонил, чтобы узнать, как быть, когда чего-то очень-очень хочешь, но знаешь, что это невозможно?

– Если чего-то очень хочешь, то это возможно, – повторила Саша. – Если хватит смелости принять. Например, ты идешь по улице, и вдруг найдешь кошелек с двумя тысячами… Или мама с папой вдруг разбогатеют и захотят тебе сделать большой подарок. У тебя когда день рождения?

– Долго еще, – мрачно ответил маленький мальчик, обдумывая слова Саши.

– Ну, все равно, главное не отчаиваться, ну?

– Ну, – шмыгнул носом маленький мальчик.

Они закончили разговор, и мальчик вернулся на кровать. Мечтать об электронной записной книжке. Думая, как завтра снова пойдет на нее смотреть, он заснул.

На следующий день он пошел гулять совсем рано и сразу направился к далекому магазину. Маленький мальчик шел медленно, внимательно оглядываясь по сторонам. Он очень надеялся найти кошелек, в котором бы было ровно две тысячи рублей. Мальчик заглядывал под каждый куст и каждую скамейку, но кошелька нигде не было.

Мальчик покрутился вокруг магазина, разыскивая места, где, по его мнению, мог затеряться кошелек. Наконец, магазин открылся и маленький мальчик оказался первым и пока единственным посетителем. Он совсем недолго постоял у витрины, а потом заспешил обратно. И пошел домой другой дорогой, еще внимательнее оглядывая каждое подозрительное место.

«Совсем не обязательно, что я встречу деньги в кошельке, – размышлял он по дороге. – Вполне возможно, они будут просто лежать. Сами по себе…»

Маленький мальчик не знал, как выглядят две тысячи, но был уверен, что узнает их.

«Разные деньги должны быть похожи, а мама мне давала бумажные десять рублей. А один раз даже сто!…»

Наконец он снова вышел к парку, от которого до дома было рукой подать. Маленький мальчик пошел по другой дорожке, не по той, по которой обычно ходил к магазину.

Мальчик внимательно заглядывал под каждую скамейку. Ему почему-то казалось, что если он и найдет кошелек или деньги, то обязательно под скамейкой.

– Может быть, какой-нибудь очень богатый человек сидел на скамейке, а когда вставал, то у него из кармана выпал кошелек с двумя тысячами, – тихонько размышлял он вслух. – У меня так было. Весной я так потерял брелок… Только это должен быть очень-очень богатый человек, которому будет не жалко потерять две тысячи рублей.

Маленький мальчик обошел все скамейки в парке, но кошелька и даже просто денег без кошелька нигде не было. Наверное, очень богатые люди не ходили по этому парку.

Под последней скамейкой мальчик все-таки нашел двухрублевую монету и положил ее в карман.

– Еще девятьсот девяносто девять таких монеток, и я смогу купить электронную записную книжку, – со вздохом подсчитал маленький мальчик и сел на скамейку. Погрустить и послушать птиц.

Вечером за ужином маленький мальчик спросил:

– А если мы разбогатеем, то вы мне купите очень дорогую и очень хорошую вещь?

– Машину что ли? – усмехнулся папу. – Купим!

– Нет, машину мне не надо, – замотал головой маленький мальчик. – Она большая, и ее под подушку не положишь.

– А что за вещь ты хочешь? – спросила мама. – Если она маленькая, то, может, мы ее тебе и так купим.

– Она маленькая, но очень дорогая, – ответил сын. Он не хотел говорить, что хочет электронную записную книжку, зная, что сразу же последует вопрос: «Зачем она тебе?», а маленький мальчик не хотел объяснять. Он давно усвоил, что взрослые часто не понимают самых простых вещей. Как девчонки, только еще хуже. Потому что, например, Саше можно хоть что-то объяснить, если очень постараться, а взрослым – нет. Хоть застарайся.

– Очень дорогая, это сколько? Сто рублей? – уточнил папа.

– Две тысячи, – серьезно ответил маленький мальчик.

– Ничего себе запросы у нашего сына! – удивился папа.

– Вот я и спрашиваю, если вы разбогатеете, то купите мне очень нужную, но очень дорогую вещь?

– Что за вещь-то? – поинтересовалась мама.

– Если разбогатеем, то купим! – пообещал папа.

– А когда вы разбогатеете? – спросил маленький мальчик, сделав вид, что не расслышал мамин вопрос.

– Вот чего не знаю, того не знаю…

Маленький мальчик тяжело вздохнул, вышел из-за стола и пошел в свою комнату.

Думать об электронной записной книжке, зная, что у тебя ее не будет, было грустно и тяжело, но мальчик ничего не мог с собой поделать. Чтобы отвлечься, он достал из кармана два рубля, а из личного шкафчика – острый гвоздь. Потом стал выцарапывать нули рядом с большой «двойкой», но места было совсем немного, так что нули получились очень маленькими, и их влезло только два.

– Двести рублей, – сказал маленький мальчик, разглядывая свою работу.

Стало еще грустнее. Упражнения с монетой лишний раз показали, что такое две тысячи, и что маленькому мальчику, видимо, не суждено положить электронную записную книжку в карман рубашки. И даже не придется просить маму сделать его поглубже…

Но он все равно каждый день ходил в магазин. Стоило ему выйти из дома погулять, как ноги сами собой несли через парк и улицы к магазину, где на полке по-прежнему лежала электронная записная книжка. Привлекательная и недоступная.

И вот однажды мальчик вышел из магазина и чуть не расплакался.

– Я больше не буду приходить сюда, – сказал он пустой утренней улице и важному светофору. – Я не хочу больше видеть электронную записную книжку, которой у меня никогда не будет!

Он вытер так и не появившиеся слезы и решительно зашагал на трамвайную остановку. Он решил поехать на трамвае, несмотря на то, что родители не разрешали ему кататься на транспорте одному. Просто маленький мальчик был не в силах снова идти по улицам и дорожкам, по которым уже столько раз ходил, заглядывать под пустые скамейки, под которые уже столько раз заглядывал…

В трамвае почти никого не было. Только в начале вагона сидел кондуктор и несколько дремлющих пассажиров. Кондуктор равнодушно посмотрел в сторону маленького мальчика, который по своему обыкновению зашел в последнюю дверь и забился между последним креслом и задним окном.

Трамвай мелко затрясся по рельсам, увозя маленького мальчика от магазина и надежды. Надежды почувствовать в своем кармане электронную записную книжку. Ему было горько. Маленький мальчик понял, что еще совсем немножко, и он расстанется со своей мечтой…

– Неужели у меня никогда не будет электронной записной книжки? – сказал он и обернулся, словно надеясь найти поддержку у сидящих впереди людей. – И я не буду писать в нее умные мысли, специально придуманные для нее? И не буду нажимать ее кнопочки по утрам, достав из-под подушки?…

Маленький мальчик почувствовал такое отчаяние, что на мгновение перестал думать! Он попытался сказать хоть одну мысль внутри, но ничего не получилось. Тогда маленький мальчик опустил взгляд и вдруг!…

Он увидел!

В трех шагах.

На пустом кресле.

Лежала серая коробка!

У маленького мальчика перехватило дух, и мысли снова забегали в голове.

Он шагнул вперед и убедился в том, в чем уже и так не сомневался. На коробке была нарисована электронная записная книжка. Точно такая, как в магазине. Такой же экран, столько же кнопок. Маленький мальчик так долго смотрел сквозь стекло витрины, что знал расположение каждой кнопочки! Но на коробке, кроме рисунка, чтобы исключить всякие сомнения, было написано: «Электронная записная книжка».

Маленький мальчик тревожно огляделся. Вокруг ни души. Те пассажиры, что спали впереди, никак не могли быть хозяевами коробки. Они были слишком далеко.

«Неужели кто-то случайно оставил такую дорогую покупку в трамвае?» – подумал маленький мальчик. И вдруг на него напали сомнения.

– Этого не может быть! – сказал он в полголоса. – Ведь так не бывает! Электронные записные книжки за две тысячи рублей не лежат по утрам в трамваях! Просто кто-то оставил пустую коробку!… А если нет? Если там действительно электронная записная книжка? Кто-то купил ее и случайно оставил, выходя из трамвая. Может, у него было много сумок и других покупок?… Но если это так, то я не могу брать чужое!

– Мальчик… – кто-то тронул его за плечо. Он вздрогнул и оглянулся. Перед ним стояла толстая тетенька-кондуктор.

– Мальчик, – повторила она. – Ты купил билет?

– Нет, – едва слышно ответил он. – У меня денег нет…

– Тогда бери свой калькулятор и выходи, – раздраженно сказала кондуктор. – На калькулятор у него, видите ли, есть деньги, а на билет – нету!

– Это не калькулятор, – тихо сказал маленький мальчик.

– Какая мне разница? – разозлилась кондукторша. – Раз нет билета, то бери его и выходи, пока дверь открыта!

– Это не калькулятор, – упрямо повторил маленький мальчик, а потом взял коробку в руки. Она была не пустая! Маленький мальчик почувствовал это и счастливо улыбнулся.

– Чего лыбишься? – удивилась кондукторша.

Но мальчик не ответил. Он просто вышел из вагона.

– Взрослые и правда ничего не понимают… – сказал он, оказавшись на улице и прижимая коробку к груди. Коробка, несомненно, была его, ведь даже тетенька-кондуктор так сказала.

Остановка была знакома маленькому мальчику, и он уверенно зашагал в сторону своего дома.

Идти было далеко. Не так далеко, как от магазина, на остановку меньше, но все равно далеко. Особенно, когда больше не надо заглядывать под скамейки.

Маленький мальчик прижимал коробку к груди, и чувствовал, что внутри несомненно что-то есть. Но чем ближе он подходил к дому, тем больше сомневался, что внутри коробки именно электронная записная книжка.

– Ведь так не бывает… – неуверенно повторил он и замедлил шаг. – Откуда в трамвае может взяться электронная записная книжка, о которой я столько мечтал? Да еще именно в том трамвае, в который сел я. А если учесть, что я никогда не сажусь в трамваи… Так не бывает! Дорогие электронные книжки не лежат в трамваях. Они лежат на витрине магазинов, под стеклом, закрытые на замок. Значит, я нашел не электронную записную книжку, а всего лишь коробку от нее?!

Случайный прохожий оглянулся на странного мальчика, который почти в полный голос разговаривал сам с собой. Маленький мальчик почувствовал взгляд и остановился.

«Но ведь там что-то есть! Я чувствую! Внутри коробки что-то есть… Надо просто открыть и посмотреть!»

Он сошел с асфальтовой дорожки к обочине. Отнял коробку от груди и еще раз прочитал: «Электронная записная книжка». Присел на карачки. Положил коробку на колени.

– Надо просто открыть и посмотреть, – сказал маленький мальчик и потянул за край коробки. Верхняя часть с изображением электронной записной книжки и надписью стала подниматься.

Внутри маленького мальчика все замерло. Остановилось дыхание. И даже сердце перестало биться…

Но вдруг его охватил страх. Тишину внутри прервала мысль: «А если там ЕЕ нет!» И в тот же миг застучало сердце, перехватило дыхание, и маленький мальчик чуть не упал назад из своего неудобного, неустойчивого положения.

Он захлопнул едва приоткрывшуюся крышку коробки, вскочил и судорожно вздохнул, пытаясь унять головокружение.

– А вдруг там нет электронной записной книжки?! – переспросил он вслух. – Или лежит какая-нибудь ерунда… И что тогда?

Маленький мальчик испуганно огляделся. Деревья, дребезжание очередного трамвая, редкие прохожие… «Я не буду открывать прямо здесь, – решил он про себя. – Вдруг кто-нибудь, увидев мою записную книжку, отберет ее?»

Подумав так и подивившись своей выдумке, маленький мальчик быстро, почти бегом, устремился вперед. Он свернул с дорожки, ведущей домой. На боковую, которая вела в частный сектор.

«Я должен открыть коробку в тайном месте, – размышлял он. – Потому что открыть коробку – это очень важно…» Недалеко от родной многоэтажки, среди частных домов и огородов, у маленького мальчика было секретное место, где он хранил разные ценные предметы и куда приходил, когда хотел остаться один.

Вскоре он был под хорошо знакомым деревом. Мальчик сел на плоский камень, который когда-то с большим трудом притащил сюда со стройки. Снова положил коробку на колени. Но страх, который появился на трамвайной остановке, никуда не ушел. Наоборот, казалось, стал сильнее. И теперь маленький мальчик не мог даже приоткрыть коробку.

«А вдруг там ничего нет? – снова и снова спрашивал он себя. – И что тогда? Все мои надежды, целые недели поиска и жажды окажутся напрасными. Я не вынесу такого обмана! Вдруг там ничего нет?! Но тогда какой смысл в том, что случилось нечто, чего не бывает?! Какой смысл в трамвае, в который я сел, хотя я никогда не сажусь в трамваи? Какой смысл в коробке, которая оказалась в пустом вагоне? Какой смысл в кондукторе, которая сказала: „Возьми свою коробку и выходи“? И этой надписи: „Электронная записная книжка“ прямо на коробке? Если внутри не будет того, к чему я так стремлюсь, то разве мир для меня не развалится на куски? Конечно, я знаю, что внутри электронная записная книжка. Ведь я очень хочу, чтобы она лежала у меня в кармане. Именно поэтому коробка оказалась в пустом вагоне трамвая, который подошел именно тогда, когда я стоял на остановке. И именно поэтому кондуктор, когда я засомневался, могу ли я ее взять, сказала мне: „Бери и выходи“. Я з-н-а-ю, что внутри электронная записная книжка. Ведь по другому не может быть. Но если это не так?… Ведь электронные записные книжки не лежат в пустых вагонах и не ждут, когда маленькие мальчики возьмут их себе! Так не бывает! Но, если такое чудо случилось, не означает ли это, что внутри не может быть ничего, кроме электронной записной книжки? Конечно, означает! Тогда открой коробку и получи то, к чему ты так стремился!… Но если я открою коробку, а внутри окажется что-то другое? Ведь часто в коробки, на которых написано одно, помещают совсем другое… Но разве в этой коробке может оказаться что-то, кроме электронной записной книжки? После всего того, что произошло? Да, то, что произошло, не может быть! Но если произошло то, чего не может быть, разве это не означает, что внутри – она! А если нет?…»

Маленький мальчик в оцепенении сидел на плоском камне и пытался понять, что мечется у него внутри, не давая сделать такую простую вещь: открыть коробку и наконец положить желанную записную книжку в карман рубашки, поближе к сердцу.

"Ведь ты обещал быть для нее хорошим хозяином! – продолжал говорить кто-то внутри. – А это значит, что ты ответственен и перед ней. И если ты не откроешь коробку, то электронная записная книжка никогда не станет сама собой, то есть электронной записной книжкой. Она так и останется коробкой, на которой написано: «Электронная записная книжка». А быть коробкой с надписью и быть тем, что эта надпись означает – совсем разные вещи! Если ты не откроешь коробки, то не только ты останешься без своей мечты, но и записная книжка останется всего лишь коробкой!

И на экране никогда не появится того, что ты сотворишь для своей электронной записной книжки…

Тогда надо открыть. Прямо сейчас! Но если там ничего не будет? И в коробке с надписью «электронная записная книжка» окажется обычный калькулятор? Или даже просто пачка исписанной бумаги? Или несколько брошюр-инструкций с ровными строчками букв, напечатанных в типографии?"

Маленький мальчик с ужасом наблюдал, что происходит у него в голове. Казалось, там поселился кто-то чужой, и этот чужой говорит о каких-то странных, непонятных вещах, до которых самому маленькому мальчику нет никакого дела. И мальчик понимал только одно: этот чужак, забравшийся в голову, не дает сделать простую вещь – открыть коробку и наконец взять электронную записную книжку, которая несомненно лежала в коробке, ожидая, когда же наконец она окажется в руках, для которых предназначена.

«А если ее там нет?» – в сотый раз мелькнула испуганная мысль, и маленький мальчик понял, что пока не сможет открыть коробку. Он или кто-то внутри него слишком боится. Боится того, что в коробке может не оказаться желанной записной книжки

– Но ведь она там! – недоуменно и даже обиженно сказал мальчик вслух. – Ведь по другому просто не может быть!… Но если вдруг ее почему-то не окажется внутри, то мне будет очень плохо, это правда… – словно соглашаясь с кем-то, тихонько добавил маленький мальчик. – Хорошо, я немного подожду…

Он встал с плоского холодного камня и положил на него коробку. Потом опустился на колени и стал разгребать землю у корня дерева. Вскоре показалась дощечка. Маленький мальчик осторожно поднял ее. Под дощечкой был тайник. Здесь лежал сломанный карманный радиоприемник, который маленький мальчик нашел весной и надеялся когда-нибудь починить. Здесь лежал маленький альбом с марками, набор солдатиков, несколько значков и красивых пробок от пузырьков с духами. И еще много разных ценных вещей.

Мальчик осторожно поместил коробку в тайник и закрыл дощечкой. Аккуратно присыпал землей и встал, внимательно оглядевшись. Вокруг никого не было видно. Но сомнения не отпускали. Казалось, что происходит нечто совсем неправильное.

– Ничего, я скоро вернусь… – успокоил себя маленький мальчик. – Подумаю как следует и вернусь. Только домой сбегаю и вернусь…

Он пошел в сторону своего дома, рассчитывая немного перекусить, набраться решимости, а потом вернуться и открыть коробку. Но буквально в ста метрах от дома мальчик неожиданно свернул и пошел совсем в другую сторону. К дому, где жила девочка Саша.

– Как я сразу не подумал? – удивился он. – Ведь только она знает, как я хотел электронную записную книжку. Надо ей рассказать. А потом можно будет даже пойти с ней вместе к тайнику и вместе открыть коробку. Наверное, с Шашей будет не так страшно…

Маленький мальчик зашагал бодрее, почему-то уверенный, что найдет Сашу во дворе.

– Правда, придется раскрыть тайник, – засомневался он. – Но Саше можно! Она хорошая. Хоть и девчонка. Она не выдаст.

Саша и правда была во дворе. Она сидела в песочнице вместе с двумя совсем маленькими девочками, мамы которых что-то вязали неподалеку.

– Привет, Шашка! – сказал мальчик. – Ты чего, как маленькая, в песочнице играешь?

– Привет, – серьезно откликнулась Саша. – А что? Все играют в песочнице. Просто иногда это очевидно, как сейчас, а иногда нет.

– И чем ты занимаешься?

– Как и все, строю песочные замки… – Саша повернулась к маленькому мальчику и удивленно спросила: – Ты разве не видишь?

Мальчик подошел поближе и стал смотреть, что творится в песочнице. Все три девочки, включая Сашу, строили песочные дворцы. Песок был немного мокрый после прошедшего ночью дождя и хорошо лепился.

– У тебя самый красивый замок, – искренне сказал маленький мальчик.

– Я знаю, – кивнула Саша. – Я его уже почти закончила. Вот, сейчас…

Она добавила еще одну башню.

– Готово! – Саша улыбнулась и посмотрела на свою работу. Маленькие девочки, чьи замки были маленькие и некрасивые, с завистью смотрели на Сашину работу.

Вдруг Саша подняла руку и опустила ее прямо на замок, сравняв его с песком.

Маленькая девочка в другом углу песочницы засмеялась.

– Теперь мой замок самый красявый! – гордо сказала она, смешно коверкая слова. – Мама! У меня самый красявый замок!

Она обернулась к маме, сидящей на скамейке в десяти шагах от песочницы. Но, поворачиваясь, девочка неосторожно взмахнула совочком и задела свой замок, который немедленно рассыпался.

Через секунду по детской площадке разнесся отчаянный плач:

– Ма-мааа, мой замок слома-ался!!!

Саша спокойно принялась возводить новый замок.

– Зачем ты его сломала? – спросил маленький мальчик.

– Чтобы построить другой… – пожала плечами Саша.

– Зачем? Ведь ты снова его разрушишь, или он сам развалится, как у нее! – Мальчик указал на плачущую девочку.

– Я не знаю, – грустно сказала Саша. – Может быть, я строю замок за замком, чтобы научиться не плакать, когда они разрушаются. Именно поэтому каждый свой замок я разрушаю сама. Так легче привыкнуть к тому, что мир вокруг – всего лишь песочница с замками из песка. Я должна научиться не плакать, когда они разрушаются.

– Когда разрушаешь сама, то проще не плакать, чем когда твое творение рушится помимо воли? – уточнил маленький мальчик.

– Да, наверное… – Из под рук Саши уже проступал новый замок.

– Но если ты всегда будешь разрушать, ты никогда не сможешь построить то, что неразрушимо…

– А разве это возможно… в песочнице? – грустно улыбнулась Саша.

Маленький мальчик перешагнул деревянное ограждение песочницы и сел рядом с Сашей.

– Но ведь в песочнице есть не только песок и песочные замки… – сказал он, хитро прищурившись. А потом положил свою ладонь на Сашину руку, которая загребала очередную порцию песка. – Ведь так?

Саша остановилась. А потом ее ладонь, накрытая сверху ладонью маленького мальчика, разровняла недостроенный замок.

– Да, есть те, кто их строит… – тихо сказала Саша. – И они – не из песка…

– Значит, и в песочнице, среди несуществующих замков, возможно то, что неразрушимо! – засмеялся маленький мальчик.

– Если перестать строить из песка и посмотреть в глаза друг другу, – непонятно добавила Саша.

Они сидели на краю песочницы и смотрели друг другу в глаза. Маленький мальчик продолжал хитро улыбаться, а на лице Саши застыло выражение, словно она вдруг что-то поняла. Очень-очень важное.

– А я нашел электронную записную книжку! – вдруг сказал маленький мальчик, и они снова оказались в песочнице.

– Да, как это? – удивилась Саша.

– Так это! Ехал в трамвае. Гляжу, лежит прямо на кресле. Ничья!

– Да ну, так не бывает! – не поверила Саша.

– Конечно, не бывает, но я нашел! – маленький мальчик задумчиво потер рукой подбородок и на нем остались песчинки. – Так удивительно! Я почти потерял надежду. Мне было так горько… Я искал денег, как ты говорила. Заглядывал под каждую скамейку, но нашел только два рубля. Это очень мало для того, чтобы купить электронную записную книжку. И я уже почти совсем потерял надежду, и даже поехал на трамвае, чтобы больше не ходить по дорожкам, по которым ходил, и не заглядывать под скамейки, под которые заглядывал… И когда я уже почти понял, что у меня не будет электронной записной книжки, я увидел ее! Представляешь?

Саша сначала ничего не ответила, а потом радостно улыбнулась и воскликнула:

– Здорово! Покажешь?

– Кого? – не понял маленький мальчик.

– Электронную записную книжку, конечно!

– У меня ее нет… – сказал маленький мальчик и опустил голову.

– Как это нет? – тоже помрачнела Саша. – Ведь ты сказал, что нашел ее?

– Да, но я нашел не ее, а коробку, на которой написано «электронная записная книжка»…

– А что было внутри? – испугалась Саша.

– Не знаю. Я не стал ее открывать.

– То есть тебе было достаточно только коробки? – удивилась Саша.

– Нет, конечно! – возмутился маленький мальчик.

– Тогда надо было открыть ее, и тогда бы ты нашел не только коробку, но и саму электронную книжку!

– Я испугался, – признался маленький мальчик. – Испугался того, что внутри может оказаться что-то другое, а не электронная записная книжка…

Саша задумалась.

– Понятно, – наконец сказала она. – Это было бы страшно. Ведь ты так мечтал о ней… Но разве там могло оказаться что-то, кроме твоей книжки, после всего, что случилось?

– Да, я уверен, что в этой коробке – моя книжка, но все равно страшно…

– А где сейчас эта коробка? – поинтересовалась Саша.

– В тайном месте…

– Значит, ты все равно откроешь ее? Или навсегда оставишь в тайнике?

– Навсегда оставить в тайнике? – изумился маленький мальчик.

– Да, чтобы верить, что у тебя есть записная книжка, но при этом никогда не открывать коробку, в которой она лежит, тем самым избавляясь от страха не найти ее там…

– Ты чего-то непонятное говоришь, – обиделся маленький мальчик. – Конечно же, я открою коробку! Зачем мне электронная записная книжка, которая есть не по настоящему?

– Тогда ты должен открыть коробку как можно скорее, – серьезно сказала Саша.

– Но мне все равно немножко страшно, – сказал маленький мальчик. – Если там все-таки не будет электронной книжки, о которой я столько мечтал, мне будет очень плохо… Пойдем вместе?

– Пойдем, – согласилась Саша.

Они вылезли из песочницы и пошли к тайнику.

– …И будет плохо даже не от того, что ее там нет, – продолжал маленький мальчик. – Хотя и от этого тоже. А от того, что все это… Моя мечта, поездка в трамвае, слова кондуктора и еще много-много всего… Мне будет плохо от того, что все это окажется обманом.

– Но ведь так не может быть! – возразила Саша.

– Я знаю, но… все равно страшно!

– Ну и зря! – жизнерадостно сказала Саша. – Помнишь, мы по телефону говорили: «Если чего-нибудь очень хочешь, то обязательно получишь»!

– Помню, – кивнул маленький мальчик. – Вот я и получил! Теперь осталось только открыть коробку! И почему я не сделал этого сразу?!

Они подошли совсем близко к тайнику. Дерево шевелилось на ветру, словно неодобрительно качая головой.

– Под этим деревом, – показал маленький мальчик, и они прибавили шагу.

Маленький мальчик почувствовал тревогу, не доходя тридцати шагов до тайника, и только потом увидел черную дыру под деревом и валявшуюся рядом белую дощечку.

Он побежал к тайнику и в отчаянии залез туда с головой, обшаривая каждый миллиметр, проверяя каждый угол.

Тайник был пуст.

Саша подбежала к дереву, когда маленький мальчик сидел на краю ямы, когда-то бывшей тайником, и плакал. Она ничего не спросила. Все было и так понятно.

Саша села рядом.

– Теперь я никогда не узнаю, была ли там электронная записная книжка! – всхлипывая, пожаловался маленький мальчик. Он потихоньку успокаивался. – И, по-моему, это еще хуже, чем открыть и не найти ее там!

Саша хотела сказать, что, может быть, там и не было никакой электронной записной книжки, надеясь немного утешить мальчика, но вместо этого сказала:

– Конечно же, там была твоя записная книжка. Просто ты не смог выбрать и поэтому потерял ее.

– Как это? – спросил мальчик, утирая последние слезы.

– Ты не смог сделать выбор – открыть коробку. Потому что, когда ты открываешь коробку, то ты должен быть готов найти там электронную записную книжку. Но точно так же ты должен быть готов не найти ее там! А ты отказался выбирать, потому что готов был принять только первое…

– Но ведь не открыв коробку, я тоже выбрал! Я выбрал не открывать ее! Разве нет? Я выбрал! Выбрал не выбирать!

– Нет, ты просто струсил. А значит, потерял то, что тебе было дано.

– Но ведь там вполне могло не оказаться электронной записной книжки! Значит, может быть, я ничего и не потерял…

– Нет, ты в любом случае потерял. Либо электронную записную книжку, либо то, что ты получил бы, не найдя ее в коробке!

Маленький мальчик задумался.

– Я понял! – вдруг сказал он. – Если ты сам не выберешь, то выбор сделают за тебя, и он может быть совсем неправильным для тебя. Потому что выбирает другой. Тот, кто взял мою коробку, сделал выбор за меня…

– Воспользовавшись тем, что сам ты отказался выбирать, – закончила Саша.

– Да, но ведь и свой выбор может быть неправильным? – придумал возражение маленький мальчик.

– Как может быть неправильным выбор открыть коробку, несомненно предназначенную тебе? Ведь в том, что она предназначена тебе, ты не сомневался?

– Нет. Я немного сомневался в том, есть ли там электронная записная книжка…

– Но это уже не относится к выбору…

– Да ну тебя! – обиделся маленький мальчик. – Вместо того чтобы пожалеть, ты говоришь всякие умные мысли! Это я должен был записывать умные мысли в мою электронную записную книжку, вот! А теперь у меня ее нет!

Голос маленького мальчика опять задрожал, а на глаза навернулись слезы. Он пересел на камень и отвернулся.

– Ну, не дуйся! – сказала Саша. Она подсела к мальчику поближе и ласково положила руку ему на плечо. – У меня для тебя кое-что есть…

– Чего? – мрачно спросил мальчик и посмотрел на Сашу исподлобья.

– Вот… – Саша достала из кармана небольшой коричневый блокнотик. – Это тебе!

– Ух ты! – воскликнул маленький мальчик. Он взял в руки подарок и стал рассматривать. Бархатная обложка, золотое тиснение. – Какой красивый!

– Ты мне тогда позвонил, и я стала копить деньги, – сказала Саша. – Целую неделю не ела мороженок и конфет. И из копилки взяла все… Две тысячи у меня не набралось, но я все равно пошла в магазин, который ты сказал, и купила этот блокнотик. Открой…

Маленький мальчик раскрыл подарок.

– Ой, тут ручка! – удивился он. Внутри блокнотика оказалась маленькая ручка, вставленная в корешок. – Здорово!

– Конечно, это не электронная записная книжка, – смущенно улыбнулась Саша. – Но я подумала…

– Конечно, это не электронная записная книжка, – серьезно сказал маленький мальчик, а потом весело добавил: – Это – лучше!

Он вытащил ручку и написал на первой страничке блокнота:

– Счастье не в книжках, а в тех, кто их дарит!…

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Смелость выбирать», Максим Мейстер

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства