Холмс и инопланетянин Рассказ Александр Мирошник
© Александр Мирошник, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Когда случаются продолжительные командировки, моя супруга сопровождает меня. Это традиция нашей семьи. Недавно в городе, где мы жили неделю, жена обнаружила магазин гобеленов. В итоге, из поездки мы привезли гобелен размером примерно метр на метр. Хозяйка магазина рассказала, что покупает товар в Санкт-Петербурге, а туда гобелены привозят из Франции. В основном это копии картин художников, которые современное компьютерное оборудование позволяет вышивать на ткани с высоким качеством. Но если картины Моне, Климта и других мастеров нам были знакомы, то кто нарисовал именно это полотно, мы не знали, и в магазине тоже не знали. Это, собственно, и подтолкнуло меня к вопросу – А что можно сказать о художнике по его картине? Если художник известен, то читаем биографию. А если нет – расскажет ли картина нам о неизвестном человеке?…
Но сначала о самой картине. На ней изображены крупным планом четыре простые, деревянные полки со старинными книгами. Моя супруга выросла в интеллигентной семье, где была большая библиотека и картина пробуждала воспоминания, создавала ощущение уюта. Поэтому, собственно, она ее и купила.
По приезду домой гобелен, вставленный в раму, украсил стену комнаты. Разглядывая его, я решил, что тут можно применить дедуктивный метод Шерлока Холмса. Помнится, Холмс производил ошеломляющее впечатление на слушателей, когда излагал выводы, опуская цепь рассуждений. Потом он растолковывал Ватсону, как пришел к этим выводам и читатель вместе с доктором восхищался остротой ума и логикой сыщика. Ватсона рядом не было, но многократные просмотры популярного сериала сделали его присутствие почти осязаемым.
– Холмс! Что вы думаете о человеке, написавшем эту картину?
– Послушайте, Ватсон – я вижу, что картина вам дорога. Вы хотите знать подробности о жизни этого человека? А не боитесь разочарования и горечи от этой истории?
– Ну что вы, Холмс! Я ведь даже не знаю кто он. Уж точно не мой родственник!
– Скорее всего, так. Я тоже не знаю его имени, но боюсь, что впечатление тепла и уюта, которое производит картина, померкнут при ее пристальном изучении. И это чувство уже не вернешь.
– Вы преувеличиваете Холмс. Что бы вы там не рассказали – это всего лишь ваши предположения.
– Как знать Ватсон, как знать. Предположения становятся убеждениями, если их доказать. Причем, не только моими, но и вашими. А убеждения меняют отношение к реальности. Но так как вы настаиваете, то извольте… Художник родился в состоятельной семье во Франции, но не в Париже. Отец был образованным человеком, и у них была большая библиотека с энциклопедией и справочными изданиями. Семейный бизнес – виноградарство и виноделие. Молодой человек не стал продолжателем дела. Он увлекался большим теннисом, был членом престижного клуба и даже получил приз за участие в соревнованиях. Потом уехал в Париж, где изучал живопись. Ему нравился Пикассо, но сам рисовал как ученик в классической манере. Когда родители умерли, дом и обстановку продали за долги. С собой он забрал несколько книг из библиотеки – сколько смог унести. Материальное благополучие юноши рухнуло. Пришлось поселиться в мансарде в узенькой комнате. Над дверью на двух деревянных полках поместил свое богатство. За неимением места на стенах памятные фото приколол за книгами кнопками. Потом он заболел и уже не мог выходить на улицу. Денег нет. Хозяин помещения согласился принять в оплату картину большого размера, которую можно повесить внизу, в кафе для уюта. Художник, сидя на кровати, нарисовал свои две полки с книгами, из которых он сделал четыре, повторив книги со сдвигом вправо для придания больших размеров картине. Грустная история, Ватсон. Грустная история. Вот, пожалуй, и все что смогла мне рассказать картина об этом человеке.
– Холмс, но как? … Я вижу то же самое, ну насчет того, что полок с книгами у художника было только две понятно, но где вы взяли остальные детали?
– Нет ничего проще, дорогой друг. Посмотрите, что стоит на полках! Это старые тома французской энциклопедии в дорогих переплетах и несколько дешевых современных книжек. Справочные издания посвящены виноделию. Скорее всего, они принадлежали отцу, что видно из того, как книги дороги молодому человеку – он их не продал. А вот и он сам на фото. В руке теннисная ракетка, на другой полке теннисный мяч и приз современного клуба популярного у богатой молодежи. Ну не мог он сам заниматься винодельческим бизнесом, не мог, … а вот хорошо жить за счет отца – мог. А почему жил не в Париже, да потому, что вот туристический справочник по городу – зачем он парижанину? Дешевое издание. Конечно, молодой человек приобрел его потом, когда с последними пожитками приехал в столицу. Про то, что он пробовал себя как художник, говорит брошюрка о Пикассо, эскизы пейзажей, приколотые кнопками за книгами и кисточки в стакане. Вот, собственно, и все факты. Остальное – мои догадки. Однако, о крайней нужде свидетельствует сильный контраст между дорогими старыми и дешевыми новыми вещами и эти две грубые полки, которые художник нарисовал как четыре.
– Действительно все просто – после того как вы объяснили, Холмс.
Глядя на гобелен и воображая приведенный диалог, я вспомнил события, случившиеся со мной в далеком детстве. Нет, не вспомнил – увидел. Тот мальчик думал, говорил и чувствовал совсем не так как я сегодня. Для меня он инопланетянин на планете, где и сейчас 1956 год.
Ему шесть лет. Родители впервые привезли его к дедушке и бабушке на лето. У них свой дом в южном городе Алма-Ата. Там мальчик выживает в непривычном и непонятном мире. Вокруг тревога. Единственный способ ориентироваться – запоминать как можно больше информации. Что пригодиться – неизвестно. Зато потом, когда возникнет реальная угроза, можно из памяти достать то, что нужно. Конечно, многих детей, когда они не понимают ситуации, охватывает страх, и тогда они просто громко плачут. Придет добрый взрослый человек, успокоит и решит проблему. Но этот мальчик был так устроен, что думал и решал проблемы сам.
В воскресный день дедушка поехал с внуком на трамвае через весь город в «Парк культуры и отдыха». Он намеревался погулять с внуком и посетить зоопарк.
Приехали. В парке много людей. Дорога проходила мимо озера, где проводились соревнования моделей кораблей. Громко чихали бензиновые моторчики, корабли были очень красивыми. Особенно длинный серый военный корабль с маленькими пушками. На это стоило посмотреть! Корабли плыли от берега до середины озера, разворачивались вокруг буйка и возвращались. Время остановилось. Мальчик ничего не видел кроме кораблей. Он протискался среди детей к самой кромке воды и замер в восторге. Когда приплыл последний корабль, толпа стала расходиться. А где дедушка? Быстрая паника и беспорядочный поиск сменились оцепенением от сознания случившегося. Он один.
Мальчику и в голову не пришло плакать или просить помощи у взрослых. Конечно, он тогда еще не читал детективов и не видел кино, но дедуктивный метод работал сам по себе. Нужно идти домой. Дом там, откуда приехал трамвай. Трамвай у выхода из парка … вперед!
Люди идут к озеру, следовательно, идти нужно в другую сторону. Вышел из парка. Площадь, автобусы, а трамвая нет. Значит не та дорога. Вернулся с людьми к озеру. Снова пошел против потока. А вот с этого места виден выход из парка, где нет трамвая, но люди еще идут и с другой стороны. Вперед, именно туда. Шел долго, наконец, другой выход из парка. В отдалении звонок трамвая. Туда. Вот и остановка.
Трамваи тогда были почти наполовину сделаны из дерева – оконные рамы, двери. Там обязательно был кондуктор, который поворачивал пшикающий воздухом кран – открывал, закрывал двери и еще продавал билеты. Ступеньки высокие, на них конечно можно забраться, но как получить билет. С родителями мальчик жил в маленьком горняцком городе. Ему еще не приходилось что-то покупать самому, но он понимал, что для этого нужно. Люди давали кондуктору монетки и получали билеты. У него нет монет, следовательно, билет недоступен. Мальчик не знал, что для детей проезд бесплатный. Он думал, что если у него не будет билета, то кондуктор отдаст его милиционеру. А вот это было ужасно стыдно и совершенно невозможно, … трамвай закрыл двери, звякнул и уехал.
Мальчик пошел по тротуару в сторону, куда уехал трамвай. В ту пору в районе парка была частная одноэтажная застройка. Высоких заборов не было. Обычно штакетник отделял палисадник перед домом от тротуара. Стоял солнечный летний день. Мирно журчала вода в арыках. Только мальчику было холодно. Все его существо замерзло внутри, Но снаружи он был спокоен. Шел деловито. Только бы никто не догадался, что он потерялся! Только бы не узнал! Почему-то, он очень боялся этого.
Одну за другой переходил узкие улицы. Транспорта не было. Но вот пошли многоэтажные дома. Первая широкая улица, по которой едут машины. Остановился, стал наблюдать. Когда другие люди начали переходить дорогу, пошел и он. Так научился переходить дороги.
Другая беда, очень захотел пить. Как хорошо что на планете того времени были водоразборные колонки. В центре города водопровод уже подводили к домам. Колонками не пользовались, но их еще и не убрали. Чтобы из носика колонки пошла вода нужно было нажать на тугой рычаг вверху. Колонка в рост мальчика. Нажать на рычаг получалось, только если схватиться за него двумя руками и повиснуть. Вода шла, но как же ее пить? Правда, потом удавалось поймать ртом несколько последних капель. Проходивший мужчина подошел, нажал на рычаг и сказал: «Пей пацан». Напился, подставляя ладошки под тугую струю. Облил коленки и сандалии. Хотел сказать «Спасибо, дядя», но мужчина уже ушел.
Дошел до большой площади. Трамвайные пути шли прямо через нее. Пришлось обходить далеко, мимо большого дома с колонами. Это было здание Центрального комитета компартии Казахстана. Мальчик этого не знал и только с опаской посмотрел на милиционеров у входа. Много чего не знал мальчик. Не знал названий улиц, а их он пересек 54. Не знал, сколько прошло времени. Только солнце стало не таким жарким и тени стали длинными. Час проходил за часом, а мальчик все шел с застывшим на лице спокойным и деловым выражением.
Конечно, к тому времени дедушка и бабушка уже написали заявление в милицию. Все постовые в городе получили описание потерявшегося ребенка. Бабушка была дома – она плакала, а дедушка каждые полчаса ходил в милицию. Там ему говорили: «Ищем. Пока результатов нет». Родителям решили до ночи не звонить.
Мальчик подошел к длинной парковой зоне, которая тянулась вдоль территории машиностроительного завода. Это место он уже узнал, так как гулял тут с дедушкой раньше. Холодный ком в душе начал таять. Он продолжал идти вдоль трамвайного пути, но уже улыбался. К тому времени он прошагал пятнадцать километров маленькими шагами. Примерно 45 тысяч шагов. И вот, наконец, поворот на свою улицу. До свидания, трамвай. Вперед, вперед к дому
Странно, калитка распахнута, дверь тоже. Мальчик на веранде вымыл руки, пошел на кухню и сел к столу. Дедушка в спальне утешал бабушку и снова собирался идти в милицию. Услышали шум в доме. Выбежали из спальни. За столом сидел внук и показывал ладошки: «Бабушка, я хочу кушать. Руки чистые».
– Холмс! Ну почему вы решаете проблемы, а у меня это не выходит?
– Дорогой друг, вы сами ответили на этот вопрос. Проблемы я решаю сам, а вы рассчитываете на мою помощь.
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Холмс и инопланетянин», Александр Мирошник
Всего 0 комментариев