«Что такое бизнес?»

1056

Описание

Герои книги, Петя и Таня, впервые попадают в мир бизнеса. Они узнают, зачем родители ходят на работу, почему конкуренция – это хорошо, как государство и бизнес помогают друг другу, для чего нужна прибыль и почему так важна хорошая репутация. Прекрасные иллюстрации и доступный язык превратят сложный и непонятный мир бизнеса в интересное и увлекательное приключение. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Что такое бизнес? (fb2) - Что такое бизнес? 2748K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Елена Шахова - Владимир Правоторов - Ольга Гозман

Ольга Гозман, Владимир Правоторов, Елена Шахова Что такое бизнес?

Редактор Наталья Величенко

Технический редактор Надежда Лисицына

Художник Маргарита Волкова

Корректоры Наталья Копыстынская, Вадим Муратханов

Компьютерная верстка Алексей Сидоров, Юлия Юсупова

Дизайнер макета Юрий Христич

© О. Гозман, В. Правоторов, Е. Шахова, 2010

© ООО «Альпина Паблишерз», 2010

© Электронное издание. ООО «ЛитРес», 2013

Гозман О.

Что такое бизнес? / Ольга Гозман, Владимир Правоторов, Елена Шахова. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

ISBN 978-5-9614-2227-6

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Мои дети часто спрашивают меня, почему я каждый день хожу на работу.

У меня собственный бизнес. Мне очень нравится моя работа, и я считаю, что моя компания делает много полезного для других людей.

К сожалению, в нашей стране до сих пор отношение к бизнесу остается неоднозначным. Разумеется, в бизнесе, как и везде, бывают разные люди и ситуации. Но именно в бизнес-среде я встречала много очень достойных, порядочных и ярких людей. Мне нравится атмосфера в бизнес-сообществе.

Я хочу, чтобы мои дети любили бизнес так же, как люблю его я, и относились к нему так же, как отношусь я. Поэтому я часто рассказываю им о работе и о бизнесе в целом. Рассказываю так, как написано в этой книге.

Ольга Гозман,генеральный директор Begin Group

Введение

В одной стране (между прочим, самой большой в мире!) в самом обычном городе жила семья: мама, папа и двое симпатичных детей: мальчик Петя и девочка Таня. Пете было 7 лет, он очень любил Новый год, купаться в море, бегать по лужам и шоколадные конфеты. Таня была младше Пети на 2 года. Хотя они иногда ссорились и кусали друг друга за уши, они жили очень дружно и всегда играли вместе. Петя и Таня очень любили, когда мама или папа им что-нибудь рассказывали. Они были уверены, что их мама с папой – самые умные и добрые на свете…

Мама с папой каждый день ходили на работу. Детям было немножко грустно, что они не видят их целый день, но они знали, что папе с мамой очень нравится ходить на работу.

Ведь однажды папа рассказал Пете и Тане, что у каждого человека есть интересное занятие, которое ему по душе. Папа сказал тогда:

– Вот, например, ты, Петя, любишь играть в машинки и компьютерные игры. Представь себе, у каждого взрослого тоже есть любимая игра, и называется она работа. Но взрослые работают не только потому, что им это интересно, но и потому, что это полезно для окружающих. Например, врачам интересно лечить людей, и они ходят на работу в поликлинику или больницу. Но лечить – это ещё и очень нужно и необходимо, поэтому у врачей полезная для всех работа.

Петя хотел поскорее вырасти и тоже пойти на работу. И если Таня мечтала стать актрисой, то Петя понятия не имел, что он будет делать на работе. Он с удовольствием играл бы там в компьютерные игры, но мама говорила, что это совсем не полезно.

– Все люди хотят что-то создать, изобрести, написать, достигнуть, – рассказала детям мама. – Но у каждого это «что-то» – своё. Это называется призвание. Например, у врачей призвание лечить людей, у пилотов – летать на самолётах, у писателей – писать книги, у учителей – учить детей. У каждого взрослого человека обязательно есть призвание. Когда вы станете большими, вы поймёте, какое призвание у вас.

Глава 1

В которой рассказывается о том:

• что это за зверь – бизнесмен

• почему все люди – сотрудники

Однажды на завтрак мама принесла булочки. Они были свежие, ароматные и необыкновенно вкусные – все с разной начинкой.

Петя с удовольствием съел сразу четыре штуки, ещё две осилила Таня.

Папе булочки тоже очень понравились.

– Где ты их купила? – спросил он с набитым ртом маму.

– Помнишь дядю Мишу, который работал в ресторане? Так вот он открыл свою булочную, прямо рядом с нашим домом. Если вам так понравились булочки, я буду теперь все время покупать их у дяди Миши.

– То есть ты каждое утро будешь ждать, пока дядя Миша откроет булочную? – спросил Петя.

– Да нет же, он её открыл и, надеюсь, уже не закроет, – ответила мама. – Булочная принадлежит дяде Мише, он бизнесмен!

– А что такое бизнесмен? – спросила Таня.

– Бизнесмен – это человек, у которого есть идея сделать что-то, чего ещё нет в этом мире, или сделать что-то ещё лучше для других людей, – ответила мама. – Помните, я рассказывала вам про то, что у каждого человека есть призвание?

– Ага! – хором ответили дети.

– Так вот, у бизнесменов тоже есть призвание – открывать компании, придумывать какие-то новые вещи, делать их и продавать другим людям.

– Человек создаёт свою компанию (бизнес), когда ему хочется сделать что-то полезное для других, – вступил в разговор папа. – Вот тебе, Петя, тоже иногда очень-очень хочется во что-то поиграть или что-то вкусное съесть. И у взрослых бывает так, что им очень хочется что-то создать или сделать.

– Например, вы ведь любите с сестрёнкой шоколадные конфеты?

– Очень! Эх, съел бы сейчас целую пачку! – мечтательно ответил Петя.

– Обожаю всё шоколадное! – поддержала Таня.

– Но когда-то конфетами назывались обычные леденцы, – продолжал папа. – Однажды один человек придумал сделать шоколадные конфеты. И если бы не этот человек (бизнесмен), то таких конфет сейчас бы не было. Другой бизнесмен потом придумал класть в конфету ещё больше шоколада, а сверху орешек, и так конфеты стали ещё вкуснее. А после этого третий бизнесмен додумался делать конфеты с печеньем и карамелью.

– Если бы я была бизнесменом, я бы придумала тысячу разных конфет с печеньем, шоколадом, орехами, изюмом и сгущёнкой, – мечтательно сказала Таня.

– Всё начинается с одного бизнесмена, его идеи и желания что-то сделать, – продолжал папа. – Раньше не было диснеевских мультиков и Диснейленда. А ведь их много лет назад придумал всего один человек по имени Уолт Дисней. Он и есть самый настоящий бизнесмен. Он придумал мультики и создал компанию «Уолт Дисней», которая стала делать эти мультики и строить Диснейленды по всему миру.

– И что, он сам рисовал все мультики? – с удивлением спросил Петя.

– Нет, у него было много сотрудников, которые ему помогали, – вступила в разговор мама. – Есть вещи, которые могут делать только много людей вместе. Например, ты можешь один играть в компьютер, но чтобы играть в прятки, ты зовёшь своих друзей или родителей.

– То есть бывают компании большие и маленькие? – спросила Таня.

– Да, правильно! – ответил папа. – Крупные компании располагаются в больших зданиях – небоскрёбах. Помнишь, мы однажды проезжали небоскрёбы на машине? Мы смогли хорошо их рассмотреть, потому что в том месте была огромная пробка. В небоскрёбах находятся офисы: это место, где люди работают. Если компания очень большая, то она может располагаться в разных частях города, в разных городах или даже в разных странах – одна часть может находиться во Франции, другая в России, а третья – в Австралии. А есть маленькие компании в небольших офисах, и работает там совсем мало людей – десять, пять или даже один человек!

– Получается, что все люди работают в офисах? – спросила Таня.

– Не совсем! – ответила мама. – Каждый человек занимается тем, что ему нравится. Для этого не обязательно ездить каждый день в офис, можно остаться дома и работать там.

– Ой, а я знаю такого человека! – сказала Таня. – Тётя Света, мама моей подружки Кати, не ездит в офис. Катя говорит, что её мама работает дома.

– Да, тётя Света шьёт дома одежду для кукол. Сначала она шила одежду только для Катиных игрушек, и так хорошо, что мамы подружек Кати попросили её сшить и им тоже. Кстати, я купила у тёти Светы три платья для твоих кукол. Так она стала шить все больше и больше, открыла сайт в Интернете и стала продавать одежду через него. Таким образом, тётя Света стала бизнесменом и открыла свою компанию дома.

– То есть у тёти Светы совсем маленькая компания?

– Именно так. Когда ты строишь дом из конструктора для своих игрушек, ты сначала берёшь одну деталь, потом прикрепляешь к ней вторую, третью, четвертую и так далее. Так и с бизнесом. Когда компания только-только открывается, в ней обычно работает всего один или несколько человек. Она не может сразу стать большой, ей нужно время, чтобы вырасти. Как и твоему дому из конструктора. И такая маленькая компания часто располагается дома у того человека, который её открыл, – ему так удобнее. Когда-нибудь у тёти Светы появятся сотрудники и офис, потому что она думает о том, как развивать свой бизнес, и собирается шить одежду не только для кукол, но и для маленьких девочек, а тут ей одной уже не справиться.

– Ой, а я вижу сотрудников, они сажают цветы! – Петя подбежал к окну и показал на улицу.

– Правильно, – улыбнулся папа. – Выбрать подходящие цветы и посадить их – дело непростое, поэтому им тоже занимается какая-нибудь компания. Обычно в других странах сажают многолетние цветы, они распускаются каждый год, и не нужно их всё время сажать заново. Но у нас цветы сажают каждый год и даже по несколько раз – весной одни, а осенью другие. Говорят, так красивее.

– Действительно, так красиво! – Таня никак не могла оторваться от разноцветного цветочного ковра на клумбе. Она подумала, что обязательно, когда вырастет, станет бизнесменом и будет выращивать цветы. Она почти забыла, что мечтала стать актрисой.

Глава 2

В которой рассказывается о том:

• что не все булочки одинаково свежие

• что раньше не было йогуртов

На следующее утро мама снова купила булочки у дяди Миши. Они оказались такими же вкусными и свежими. И на другой день, и так всю неделю. Но однажды мама принесла совсем другие булочки. Они были чёрствые и совсем не вкусные. Дети на двоих не съели даже половинки одной булочки. Мама тоже была огорчена:

– Представляете, булочную дяди Миши закрыли на проверку. Пришлось покупать в соседней булочной. Я так и думала, что окажутся невкусные. Да и сама булочная какая-то грязная, а продавцы неопрятные.

– Видите, дети, компании бывают разные, – сказал папа. – Булочная дяди Миши очень хорошая, а та, в которой мама сегодня купила булочки, плохая. Хотя находятся они совсем рядом. Это значит, что в одной из них директор заботится о своём бизнесе и старается делать всё как можно лучше. Он использует только свежее тесто для булочек и следит, чтобы продавцы были чисто одеты и вежливы. А в другой всё наоборот. Для этого и существует проверка – когда государство закрывает булочную на несколько дней и проверяет, свежие ли там булочки и чистый ли пол.

– Тогда почему проверку устроили у дяди Миши, а не в той плохой булочной? – резонно поинтересовался Петя.

– Может быть, ошиблись адресом, обе булочные ведь так близко друг к другу, – сказал папа. – А может быть, так и надо, и до второй булочной обязательно дойдёт очередь, ведь государство должно проверять все булочные, и хорошие, и плохие. Вот увидишь, проверка закончится и очень скоро булочная дяди Миши откроется снова.

Чёрствые булочки пришлось выбросить, и вместо них мама достала из холодильника йогурты. Таня сразу выбрала вишнёвый, свой любимый.

– Мама, а ты в детстве какой йогурт любила больше всего? – спросил она.

– Когда я была маленькой, мы и слова такого не знали – йогурт. Раньше не было много того, что можно купить сейчас. На завтрак мы пили кефир или ели творог, потому что в магазинах не было ни йогуртов, ни мюсли, ни кукурузных или шоколадных хлопьев, ни других вкусных вещей.

– Ой, – Петя представил себе магазин, где продаётся только кефир и творог, и ему стало не по себе. – Я бы не смог каждый день есть творог.

– А мы и не ели его каждый день, ведь и творог не так-то просто было купить, – сказала мама. – Дефицит!

– А что такое дефицит? – удивился Петя.

– Это когда конфет, булочек, хлеба, молока и вообще всего, что можно купить, было очень мало. Люди часто приходили в магазин, например, за колбасой, а там на прилавках были только рыбные консервы и калоши.

– И что же они делали, если нужна была колбаса?

– Колбасу и другие нужные вещи люди искали по всем магазинам, а потом долго стояли в очереди. А если что-то удавалось купить, то не всегда хорошего качества. Всё дело в том, что раньше в нашей стране не было бизнесменов. Ни один человек не мог открыть собственный бизнес, а все магазины, булочные, кинотеатры, стадионы и многое другое принадлежало государству. Никто не заботился о том, чтобы они работали хорошо. Поэтому все булочные были похожи друг на друга, там продавались одинаковые булочки, о качестве которых никто не думал, как и о качестве машин, молока и колбасы.

– А почему теперь можно открывать свои компании?

– Теперь у нас в стране рыночная экономика – это значит, что бизнесмены могут открывать компании и производить разные вещи. И поэтому теперь у нас есть йогурты, куклы Барби, конструкторы «Лего» и многое другое.

Глава 3

В которой рассказывается о том:

• что если нет очереди – это не всегда хорошо

• что хорошие бензоколонки одинаковые в любой стране

• что покупателям нужно говорить «спасибо»

Была суббота, мама с папой решили всей семьёй пообедать в ресторане. Но сначала им нужно было заехать на бензоколонку, чтобы заправить машину.

На первой попавшейся бензоколонке не было ни одного автомобиля, а на той, что была через дорогу, стояла приличная очередь из машин. Однако папа проехал первую бензоколонку, развернулся и приехал на другую.

– Пап, но ведь на той бензоколонке почти никого не было, а тут надо стоять в очереди! Почему мы не заправились там? – спросил Петя.

– На той бензоколонке очень некачественный бензин – это тебе любой водитель скажет. После него машина чихает и фыркает. А здесь бензин отличный, поэтому тут все и заправляются – видишь, какая очередь. У компании, которая владеет этими бензоколонками, очень хорошая репутация – у них всегда только качественный бензин. Вообще, хорошая репутация – это очень важно для бизнеса. Чем она лучше, тем больше у компании будет покупателей.

– Тогда той бензоколонке тоже надо делать хороший бензин, а то у них совсем никто не покупает, – сказала вдруг Таня. Она ничего не понимала в машинах и бензине, но ей было так жаль ту бензоколонку, на которую никто не хотел ехать.

– Да, но даже если они будут делать качественный бензин, они не скоро завоюют доверие покупателей, ведь у них плохая репутация, – ответил папа. – Чтобы исправить репутацию с плохой на хорошую, нужно потратить много денег и времени, и не всем это удаётся. Гораздо проще завоевать хорошую репутацию, если делать что-то качественно с самого начала. Помнишь булочную дяди Миши? Свежие булочки в ней появились с первого же дня и остаются такими же вкусными всё время. Поэтому у него очень хорошая репутация среди покупателей, а у той булочной, что находится по соседству, репутация неважная, ведь там пекли плохие булочки. У этой бензоколонки тоже плохая репутация из-за плохого бензина. Люди не захотят покупать булочки или бензин, зная, что они, скорее всего, окажутся некачественными. Поэтому у бензоколонки и булочной с хорошей репутацией так много покупателей.

Они стояли в очереди и начали было уже скучать, как вдруг к ним подошёл дядя Илья, папин брат. Он давно уже работал в компании, которая владела этими бензоколонками, и часто ездил за границу, ведь это была большая компания с бензоколонками по всему миру. Однажды, когда Петя и Таня с родителями отдыхали в Турции, они с папой заправлялись на точно такой же бензоколонке. Дядя Илья рассказал им, что эта компания заботится о качестве бензина в каждой своей бензоколонке, в какой бы стране она ни находилась. Именно поэтому столько людей выбирают эту компанию.

На этот раз дядя Илья сам заправлялся здесь. Он тоже стоял в очереди, поэтому они все вместе пошли в магазин. Он рассказал Пете и Тане, как эта компания заботится о своих покупателях:

– Кроме того, чтобы делать качественный бензин, наша компания первой в мире решила открывать на бензоколонках магазины, в которых можно купить что угодно – сок, газету, цветы или просто перекусить. Вы видели что-нибудь подобное на других бензоколонках?

– Не-а, – ответили дети хором. Они уже решили, что, когда вырастут, будут всегда заправляться только на этих заправках, ведь тут так заботятся о покупателях (правда, Таня ещё не знала, на какой машине она будет ездить. В этом вопросе она полностью доверяла Пете).

Когда бензин перестал литься в бак машины, служащий бензоколонки подошёл, вытащил шланг из бака и закрыл его.

– Спасибо, – сказал ему Петя.

– Это вам спасибо! – сразу же отозвался служащий, широко улыбаясь.

Уже сидя в машине, Петя спросил маму:

– Почему он сказал мне спасибо?

– Он благодарит нас за то, что мы заправились именно на этой бензоколонке, а не на другой. В хороших компаниях всегда говорят «спасибо» посетителям за покупку или стараются как-то ещё отблагодарить их – дарят подарки или скидки. Помнишь, когда мы летали на самолёте в Грецию, то вам с Таней подарили альбом для рисования и пазл? Так авиакомпания заботится о своих пассажирах, старается, чтобы у них было хорошее настроение. Но не во всех авиакомпаниях дарят подарки, только в самых хороших.

Глава 4

В которой рассказывается о том:

• зачем нужна реклама

• что благодаря конкуренции можно носить сапоги любого цвета (не только чёрные)

По пути в ресторан папа включил радио – шла реклама, громкий голос диктора приглашал всех в новый магазин обуви.

– Давайте переключим на какую-нибудь музыку, – попросил Петя.

Папа переключил, однако сказал:

– А ты знаешь, что реклама очень важна для успешного развития любой компании?

– Ты шутишь? – недоверчиво спросил Петя.

– Нет, папа не шутит, – ответила мама. – Ты вспомни, как мы два года назад летом, когда ездили в отпуск, плавали в море на большом надувном матрасе. На нём помещались все – и ты, и Таня, и я, и папа.

– Конечно! Такой матрас был только у нас! А вот в прошлом году, когда мы поехали на море, он уже был почти у всех.

– Правильно! Так вот, эти матрасы тоже делает одна компания, которую основал папин друг дядя Иосиф. Тогда он подарил нам первый матрас, который сделала эта компания. Никто не знал о том, что теперь есть такие большие матрасы, а у нас он уже был. Но дела у компании дяди Иосифа шли не очень хорошо. Хотя матрасы были очень качественные и безопасные, покупателей было маловато. Дядя Иосиф подумал, что такие большие матрасы просто никому не нужны, и решил их больше не делать.

– А помните, как он удивился, когда мы ему сказали, что у нас на пляже все спрашивали, где же мы взяли такой отличный матрас? – вспомнила Таня.

– Да, – ответила мама. – На самом деле люди очень хотят приобрести большой надувной матрас, но не знают где. И тогда дядя Иосиф решил дать рекламу на радио, по телевизору и на улицах. Реклама нужна для того, чтобы как можно больше людей узнали о том, как полезна и нужна какая-нибудь вещь, например надувные матрасы. И теперь у него каждый день очень много покупателей. Теперь вы видите, почему реклама очень полезна.

Тем временем по радио стали объявлять прогноз погоды. На завтра обещали дожди с грозами.

– Ой! – сказал папа. – У нас же совсем нет сапог. Как хорошо, что диктор в рекламе рассказал про новый магазин обуви. Давайте заедем в него. Кто-нибудь помнит адрес, который сказал диктор?

– Да, – ответила мама. – Это тут недалеко. Сворачивай направо.

В магазине было очень много ботинок. Они были самых разных видов и названий. И стоили они очень по-разному: некоторые дёшево, другие дорого.

– Дети, видите, как много компаний делает сапоги и другую непромокаемую обувь? – спросил папа. – Хорошие идеи часто возникают одновременно у нескольких людей. Бизнесмен, который придумал сапоги, тоже когда-то был маленьким. Однажды после дождика он пошёл пускать кораблики и промочил ноги, за что получил нагоняй от мамы. И тогда ему в голову пришла идея делать резиновые ботинки, чтобы мамы не ругали детей за мокрые ноги.

– И что, кто первый начал делать резиновые ботинки, тот и стал бизнесменом? – спросила Таня. У неё глаза разбегались от обилия красивых непромокаемых сапожек и других ботиночек.

– Нет, бизнесменом будет каждый, кто стал делать ботинки, даже если они совершенно одинаковые. Например, кто-то другой тоже в этот день промочил ноги и тоже мог додуматься до того, чтобы делать сапоги. Все бизнесмены, которые делают сапоги, являются друг для друга конкурентами. Конкуренты не очень любят друг друга, потому что покупатели могут купить непромокаемые ботинки не у тебя, а у твоего конкурента, и тогда ты останешься без покупателей. Конкуренты всегда внимательно следят друг за другом и стараются делать свои вещи лучше, чем другие бизнесмены.

– Ой, я что-то запутался, – вступил в разговор Петя. – Конкуренция – это плохо или хорошо?

– Для нас с тобой – это хорошо! Ведь каждый бизнесмен будет стремиться к тому, чтобы покупали именно его ботинки. Поэтому он будет делать их всё более удобными, красивыми и недорогими. Именно из-за конкуренции есть много обуви разных цветов, размеров и цен. И все покупатели могут выбрать себе ботинки по вкусу. Если бы не было конкуренции, то были бы только ужасно неудобные и некрасивые резиновые сапоги чёрного цвета! А тот, кто делал эти сапоги, был бы монополистом.

– А это что такое? – удивилась Таня.

– Монополия – когда какой-то продукт для всей страны (или даже в мире) делает только одна компания. Эта компания – монополист. У монополиста нет конкурентов, ему не нужно заботиться о качестве вещей, которые он делает, да и цену на них он может поставить какую угодно высокую – всё равно покупать будут только у него. Например, в каждой стране рельсы и шпалы, по которым ездят поезда, принадлежат государству. Но зато сами поезда могут принадлежать разным компаниям. И если в какой-то стране все поезда принадлежат одной компании, то цены на билеты будут очень высокими, купить их будет не так-то просто, а сами поезда будут старыми и медленными. Но люди всё равно будут на них ездить, ведь у них нет выбора – не везде можно проехать на машине. Одним словом, монополия – когда нет конкуренции, поэтому монополия – это плохо.

В это время Таня уже нашла очень красивые зелёные сапожки, примерила их и важно прохаживалась в них, высоко подняв голову.

– Ты прям как будто на показе мод, – засмеялся Петя.

– Да, – гордо заявила Таня. – Если у меня не получится стать актрисой, то я буду… ой, мама, а как называется тот, кто придумывает новую красивую одежду?

– Модельер, – ответила мама. – Или дизайнер. А показы мод, которые ты так любишь смотреть по телевизору, – это, кстати, тоже своего рода реклама. Дизайнеры, которые придумывают новые платья, блузки, юбки и обувь, организуют такие показы мод, чтобы все модницы мира смогли увидеть новые коллекции одежды и купить её.

Глава 5

В которой рассказывается о том:

• как угодить покупателям

• какие фокусы бывают в бизнесе

Ресторан «У дяди Казбека» был самым любимым рестораном детей. Кроме ароматных шашлыков, здесь были очень вкусные блинчики, пицца, сочная вареная кукуруза и самое лучшее в мире шоколадное мороженое.

Вся семья часто ходила сюда, ведь в этом ресторане было детское меню. Их всегда встречал большой и добрый дядя Казбек, владелец ресторана. Дети его очень любили, потому что тот всегда угощал их вкусными восточными сладостями. А Таня частенько с разрешения дяди Казбека заглядывала на кухню – в самое таинственное и интересное место ресторана. Там шеф-повар показывал ей разные кулинарные секреты. Таня уже умела почти самостоятельно (с некоторой помощью мамы) делать тесто для пирожков и готовить фруктовое желе.

Раньше у ресторана был другой владелец. Родители несколько раз ходили туда с Петей и Таней, но ни одно блюдо им там не понравилось, как и другим детям, которых они там встретили. Но после того, как ресторан купил дядя Казбек, в нём появилось детское меню, и сюда стало ходить намного больше семей с детьми. А дядя Казбек был очень рад и встречал их всех с широкой улыбкой.

– Здравствуй, дядя Казбек! – радостно закричали Петя с Таней и в этот раз. Вдруг Пете в голову пришла идея: – Дядя Казбек, а ты бизнесмен?

Тот улыбнулся, потрепал Петю по голове и кивнул:

– Да. Вот когда ты немного подрастёшь, возьму тебя в напарники.

– Ух ты-ы-ы, – обрадовался Петя и стал мечтать, как он на пару с дядей Казбеком будет управлять рестораном.

– А я буду шеф-поваром! – тут как тут была Таня. Она снова забыла, что хотела стать актрисой, кондитером, цветоводом и дизайнером.

Они сели за стол.

– Чем больше будете кушать, тем быстрее вырастете и станете бизнесменами, – сказала мама, и Петя с Таней принялись за котлеты. Тем временем мама рассказывала: – Когда дядя Казбек купил этот ресторан, он обнаружил, что здесь нет детского меню. Но ведь в этом районе живёт так много детишек, здесь даже построили аквапарк и детский театр.

– Ага, пошле аквапайка ошень хочшетша кушать, – сказал Петя, не успев прожевать.

– Так вот, дядя Казбек решил, что ему нужно серьёзно изменить своё меню, нанять нового повара, который готовил бы вкусные блюда для детей. Но прежде всего нужно было понять, есть ли в районе другие рестораны с детским меню, ведь если есть, то дяде Казбеку пришлось бы столкнуться с очень сильными конкурентами. Это очень рискованно, и можно разориться.

– И что же сделал дядя Казбек? – спросила Таня.

– Он решил провести маркетинговое исследование.

– Макретин… маркертин… ой, я запуталась, а что это такое? – спросила Таня.

– Это очень просто! Маркетинг – это попытка выяснить, понравится ли людям твоя идея и захотят ли они покупать то, что ты придумала. Дядя Казбек ходил по улицам, заходил во все рестораны и пробовал блюда, которые они предлагают. Так вот, ни в одном из них он не обнаружил детского меню, представляешь? Но везде он видел семьи с детьми. Он разговаривал с ними и понял, что посетителям очень не хватает детского меню в этих ресторанах. Кроме того, дядя Казбек придумал такой фокус: он собрал вместе много детей и они рассказали ему, какие вкусности они любят больше всего. Таким образом дядя Казбек провёл маркетинговое исследование и понял, что ресторан с детским меню будет пользоваться большим спросом. Поэтому затея дяди Казбека оказалась столь успешной. Между прочим, недавно тут неподалёку открылись ещё два ресторана с детским меню. Другие бизнесмены увидели, что ресторан дяди Казбека процветает, и подхватили эту идею.

– То есть эти рестораны – конкуренты дяди Казбека? – спросил Петя.

– Правильно! Они стараются сделать детское меню ещё вкуснее, чем у дяди Казбека, чтобы и к ним ходили посетители. А у нас теперь есть выбор, куда пойти обедать.

Глава 6

В которой рассказывается о том:

• откуда берутся деньги и зачем они нужны

• для чего компании прибыль

Весь оставшийся день Петя c Таней думали о том, что рассказали им папа с мамой. Петя очень любил придумывать что-то новое, поэтому решил, что он обязательно должен стать бизнесменом, когда вырастет.

На следующий день Петя подошёл к папе и спросил:

– Пап, а любой человек может стать бизнесменом?

– В принципе, да. Главное – желание и идея. Но иногда кроме идеи нужны ещё и деньги.

– И что, много? – спросил Петя.

– Смотря какой бизнес ты хочешь. Иногда для того, чтобы открыть компанию, нужно очень много денег. Это называется стартовый капитал. Например, чтобы открыть парикмахерскую, нужны деньги – снять в аренду помещение, купить много ножниц, полотенец, кресел и зеркал, нанять хороших опытных парикмахеров. А иногда стартового капитала вовсе не нужно, если есть хорошая идея. Вот, например, компания, которая стала первой делать компьютеры, сначала совсем не имела денег и вместо офиса ютилась в гараже одного из бизнесменов. А сейчас у неё много-много денег.

– А зачем они ей?

– Деньги нужны каждой компании – чтобы развиваться, то есть делать что-то ещё лучше и больше. Например, один бизнесмен придумал делать компьютерные игры для детей. Для этого ему нужны деньги. Во-первых, чтобы купить пустые диски, во-вторых, чтобы нанять сотрудников – художников (рисовать игры), программистов (переносить их на компьютер) и продавцов (которые будут продавать игры). В-третьих, деньги нужны для того, чтобы записывать придуманные игры на диски. Иногда деньги, необходимые на всё это, называют бюджетом.

– Ой, а я знаю такое слово, – Таня услышала разговор брата и папы и тут же прибежала. – По телевизору часто говорят: «Бюджет фильма составил миллион долларов». А что это значит?

– Это значит, что для того, чтобы снять фильм, нужно было потратить миллион долларов, – объяснил папа. – Те, кто снимает фильмы, тоже самые настоящие бизнесмены, а киноиндустрия – большой и развитый бизнес. Деньги во время съёмки фильмов нужны на огромное количество вещей – например, на декорации, на дорогие кинокамеры, на сценарий.

– А ещё для того, чтобы заплатить зарплату актёрам! – радостно закричала Таня. – Вот когда я буду актрисой, мне будут платить очень много денег, потому что я буду самой лучшей актрисой!

– Да, правильно, на гонорар известным актёрам идёт большая часть бюджета фильма. Иногда на зарплату сотрудников тоже уходит много денег.

– Где же бизнесмены берут столько денег? – Петя заметно погрустнел. Мечта об открытии собственного бизнеса становилась всё более призрачной.

– Если у бизнесмена нет своих денег, он может взять деньги у знакомых или занять их в банке. Ты когда-нибудь был в банке? Это такие большие красивые здания, где всё сверкает, никогда не бывает очередей, а персонал очень вежливый. И с недавних пор они работают без перерыва на обед.

– А бывает так, что у бизнесмена есть хорошая идея, но нет денег, – продолжал папа. – Однако есть другой человек, у которого идей нет, зато есть много денег. Тогда они встречаются, знакомятся и договариваются. Второй человек даёт свои деньги первому, чтобы тот смог открыть бизнес и воплотить в жизнь свою идею. Оба этих человека становятся владельцами новой компании.

– Папа, помнишь, ты рассказывал про бизнесмена, который стал делать диски с играми? А что происходит после того, как он купил пустые диски и нанял сотрудников?

– После того, как сотрудники бизнесмена придумают новые игры и запишут их на диски, бизнесмен может начать их продавать. Он не может продавать игры очень дорого, потому что тогда никто не будет их покупать. Но и очень дёшево тоже продавать нельзя, иначе он не будет получать прибыль.

– А зачем бизнесмену прибыль? – спросил Петя.

– Каждый бизнесмен должен получать прибыль от продажи тех вещей, которые он делает. Прибыль нужна для того, чтобы бизнесмен смог делать ещё больше новых интересных и красивых игр.

После обеда вся семья поехала в гости к маминой подруге, тёте Ильзе, у которой был день рождения. Петя и Таня дружили с сыном тёти Ильзы, Валдисом. Папа с мамой купили подарки – тёте Ильзе на день рождения новый чайный сервиз, а Валдису – новый конструктор.

Но прежде они заехали в магазинчик, где можно было упаковать подарки в красивую бумагу с бантиком наверху, а также купить цветы.

– Смотрите, дети, это тоже бизнес, – сказал папа. – Существует много компаний, которые стараются сделать всё вокруг красивее и интереснее. Даже эта небольшая палатка – это маленькая компания, которая продаёт цветы.

– То есть каждая палатка с цветами – это отдельная компания? – спросила Таня.

– Нет, не обязательно. Иногда одним и тем же бизнесом могут заниматься как очень маленькие, так и огромные компании. Например, эта палатка – маленький бизнес, там работает всего один человек. А палатка около нашего дома – это часть огромной компании, которая занимается тем, что выращивает много-много цветов и потом продаёт их по всему миру. И киоски, принадлежащие этой компании, тоже есть во многих странах мира.

– Да, да, я помню, – воскликнула Таня. – В прошлом году дядя Толя прислал маме на день рождения букет цветов из Америки! На них была ленточка с точно таким же названием, как и здесь!

– Именно! – ответил папа.

– Другие компании занимаются тем, что развлекают людей, – продолжал папа. – Таня, вспомни, куда мы с тобой ходили в прошлую пятницу?

– В кино! Ты вчера рассказывал, что кино – это тоже бизнес.

– Да, правильно. Есть компании, которые делают кино. А есть совсем другие компании, которые это кино показывают.

– Кинотеатры?! – догадалась Таня.

– Правильно! Кинотеатры – это компании, которые владеют большими залами, покупают готовые фильмы или мультики и показывают их. Это бизнес, основанный на развлечении людей. Есть и более интересные развлечения – например, отпуск. Когда мы все вместе собираемся в отпуск на море, то идём к тёте Азе, которая владеет туристическим агентством. Помнишь её? Она знает всё про разные страны, про погоду в них, какие там отели и как туда быстрее всего добраться.

– А бывают большие туристические агентства? – спросила Таня.

– Да, некоторые туристические компании очень большие и известные. С их помощью ты можешь поехать в любую страну мира.

Глава 7

В которой рассказывается о том:

• как создать самую лучшую машину на свете

• что делать, чтобы не разориться

• зачем бизнесмену рисовать табличку

Когда они приехали в гости и маленький Валдис открыл конструктор, то все увидели, что из одних и тех же деталей можно собрать 12 разных моделей машинок!

– Пап, а настоящие машины тоже все делаются из одинаковых деталей? – спросил Петя.

– Нет, настоящие машины делаются из разных деталей. Если поставить вместо мотора багажник или вместо руля – бензобак, то машина не поедет. Хотя совсем недавно встречались и такие машины, но, к счастью, их становится всё меньше.

– А мой друг Лёша рассказывал, что его папа ездит на машине, которую сделали у нас, но название у неё какое-то совсем не наше. Разве так может быть?

– Да, может. Почти все компании, производящие машины, – это очень большие компании. Их заводы находятся в разных странах по всему миру. И часто так бывает, что в одной стране машину придумывают, в другой делает все детали для неё, например колеса, двигатель, руль и так далее, а в третьей всё это собирают в одно целое – и получается машина.

– А почему нельзя делать это в одном месте?

– Потому что это не выгодно. Дело в том, что в разных странах проще и дешевле делать разные вещи. В одной стране, например, очень дёшево придумывать новые машины, потому что в ней очень много учёных и бизнесменов. Но делать детали для машины в ней дорого, потому что там, может быть, нет хорошего металла. Но зато в другой стране этого металла очень много, вот поэтому там и делают детали. Ну а собирают все детали вместе, чтобы получилась машина, уже в третьей стране, потому что в ней рабочие делают это быстрее всего. Большие компании именно так и производят машины, поезда, самолёты, телевизоры и даже одежду – так выгоднее.

Тем временем все сели за стол. Дядя Серёжа, муж тёти Ильзы, рассказывал, какую большую прибыль он получил в этом месяце, и теперь он планирует открыть новый завод по производству бумаги.

– Смотрите, – сказал папа детям. – Дядя Серёжа тоже бизнесмен, его компания производит бумагу, из которой делают тетради и альбомы для рисования.

– Ага, я уже понял, – ответил Петя. – А ещё дядя Серёжа получил прибыль! Это очень хорошо, правда?

– Да, дядя Серёжа решил вложить прибыль в развитие своей компании и открыл новый завод. Теперь он будет делать в два раза больше бумаги и в следующем году получит прибыль ещё больше, чем в этом. У дяди Серёжи успешный бизнес, потому что он любит свою работу и вкладывает деньги в развитие бизнеса.

– А вот твой друг дядя Витя в прошлом году тоже заработал много денег, но вместо того, чтобы вложить их в свою компанию, купил новую машину, – вспомнил Петя.

– Правильно! – сказал папа. – А его конкуренты в это время всю прибыль вкладывали в развитие бизнеса. В итоге они становились всё лучше и лучше и все покупатели дяди Вити ушли к ним. У дяди Вити возникло много проблем, у него кончились деньги, стало нечем платить зарплату своим сотрудникам, ему пришлось их уволить, и они остались без работы. А чуть позже ему пришлось даже закрыть свою компанию.

– Это же так плохо, когда кого-то увольняют! – расстроился Петя.

– Да, именно поэтому бизнес – это очень ответственное занятие. Бизнесмен должен помнить о том, чтобы каждый месяц платить зарплату сотрудникам, откладывать деньги на разные непредвиденные случаи и многое другое. И только если ему хватило денег на всё это, он может купить себе машину или съездить отдохнуть на море.

– Я помню, как ты мне рассказывал про бизнесмена, который делал диски с играми. Ему нужна была прибыль, чтобы делать новые интересные игры, – вспомнил Петя. – А из чего сделана прибыль?

– Сейчас я тебе расскажу. У каждой компании есть расходы и доходы. Расходы – это те деньги, которые бизнесмен потратил на зарплату своим сотрудникам, покупку дисков и что-то ещё. Доходы – это те деньги, которые бизнесмен получил от продажи готовых игр. Прибыль – это доходы минус расходы. Если доходы окажутся больше расходов, то бизнесмен получит прибыль. Если же расходы станут больше доходов, то бизнесмен окажется с пустыми руками и ему не на что будет делать новые игры. Тогда бизнес не сможет развиваться и разорится.

Когда бизнесмен открывает компанию, он пишет вот такую большую табличку с расходами и доходами. Эта табличка называется бизнес-план.

Давай представим, что ты решил открыть свой парк аттракционов. Тебе обязательно надо составить бизнес-план, чтобы понять, сможешь ли ты получить прибыль.

Итак, мы написали бизнес-план. Если мы посчитаем все доходы и отнимем от них все расходы, то получим сумму в 50 рублей. Это и будет наша прибыль! Значит, мы можем смело открывать парк аттракционов. А на прибыль в 50 рублей мы сможем купить новые аттракционы или открыть в парке тир.

Петя внимательно изучил таблицу и сказал:

– Кажется, я понял, как получается прибыль! Только вот не пойму, что значит «налоги».

– Каждый бизнесмен должен платить государству налоги – небольшую часть заработанных денег. Я тебе чуть позже расскажу, зачем это нужно.

Глава 8

В которой рассказывается о том:

• почему в зоопарк нужно покупать билет

• как государство помогает бизнесменам и наоборот

• почему нельзя рубить ёлки в лесу

На следующий день Петя и Таня вместе с родителями пошли в зоопарк. Пете всю ночь снилась прибыль и табличка с расходами и доходами. Проснувшись утром, он решил весь день следить за тем, как разные компании, как говорит папа, «делают» прибыль.

Когда мама купила билеты в зоопарк, Петя спросил:

– А почему билеты стоят денег? Ведь зоопарк не платит деньги животным!

– Правильно, не платит, – ответила мама. – Зато её нужно платить кассиру и уборщикам. Когда все посетители разойдутся по домам, в клетках надо убраться.

– И ещё – только представь, сколько нужно денег на содержание зоопарка, – добавил папа. – Во-первых, нужно покупать еду для зверей, а они любят полакомиться чем-нибудь вкусным. Мартышке подавай бананы, белочкам разные орешки да семечки, а белому мишке обязательно свежую рыбу. А представляешь, сколько нужно еды, чтобы накормить слона?!

– Очень важно правильно определить цену на вещи, которые делаешь, – сказала мама. – Цена складывается не просто так, а по определённым правилам. В цену заложены расходы бизнесмена (на зарплату своим сотрудникам и покупку разных вещей) и прибыль.

Петя с Таней бегали от клетки к клетке и подолгу смотрели на то, как работники зоопарка кормили животных.

– На самом деле, билет в зоопарк должен стоить намного дороже, но государство помогает зоопарку и даёт ему немного денег просто так, – рассказывал папа.

– А государство – это тоже такая компания? – спросила Таня.

– Нет. Хотя деньги государству нужны не меньше, чем бизнесменам.

– А зачем?

– Для того, чтобы сделать нашу жизнь намного лучше и удобнее.

– Все светофоры на улице и дороги, по которым ездят машины, принадлежат государству, – рассказывал папа. – Чтобы светофоры работали правильно, на дорогах не было ям, а постовые милиционеры улыбались водителям, государство тратит деньги. Именно поэтому все бизнесмены небольшую часть денег, которые они зарабатывают, отдают государству. Это называется налоги. Петя, помнишь, я тебе рассказывал про них? Государство тратит их на светофоры, дороги, милиционеров, цветы и многое другое.

– То есть цветы сажают много раз в год на налоги, которые мы платим? – спросила Таня.

– Правильно! А ещё государство очень заботится о своих гражданах, то есть о тебе, твоём братике, обо мне, папе и всех остальных, – сказала мама. – Мы с папой много работаем и устаём. Поэтому мы должны отдыхать, чтобы восстанавливать силы. Такой отдых называется отпуском. Когда мы едем на море, то это и есть отпуск. Государство строго следит, чтобы в каждой компании работники имели право уйти в отпуск и поехать отдыхать на море, а также могли остаться дома, если заболели. И даже если ты простудился и заболел, мне разрешают остаться дома и лечить тебя.

– Государство даже придумало специальные законы для того, чтобы каждый сотрудник мог уйти в отпуск или на больничный, – сказал папа. – И если бизнесмен не будет соблюдать эти законы, то есть не разрешит кому-то идти в отпуск или на больничный, то государство обязательно накажет его большим штрафом или даже посадит в тюрьму.

– Кроме того, есть ещё праздники – например, Новый год, 8 Марта, майские праздники и другие. В эти дни сотрудники тоже могут не работать, а остаться дома и праздновать, – добавила мама.

Петя вспомнил, как он долго болел на прошлые новогодние праздники и они не водили хоровод с мамой и папой вокруг ёлки. Он очень ждал следующего Нового года, потому что очень любил хоровод.

– Папа, а мы купим в этом году ёлку? – спросил Петя.

– Конечно. Кстати, выращивание и продажа ёлок – это тоже бизнес. Многие компании организуют специальные питомники, в которых выращивают ёлки для Нового года. Они отличаются от тех, что растут в лесу, – когда они вырастают, их можно рубить и ставить в доме. Деду Морозу очень нравятся такие ёлки, и он дарит много подарков, если видит ёлку из питомника.

– А можно срубить ёлку в лесу?

– Нет, это запрещено! Ведь если все будут рубить ёлочки, то скоро их останется очень мало. А ты ведь знаешь, что деревья производят кислород, которым мы дышим?

– Да, чем больше лесов, тем чище воздух на нашей планете!

– Правильно. Поэтому без разрешения государства нельзя вырубать леса. И ещё нельзя делать много других вредных для экологии вещей, например, сливать загрязняющие вещества в реки или сжигать мусор. Правда, некоторые плохие бизнесмены всё-таки рубят в лесу молодые ёлочки и потом продают их. Так делать нельзя, это незаконный бизнес. За это государство тоже наказывает плохих бизнесменов, а Дед Мороз, если увидит в доме ёлку из леса, сразу улетит к другим малышам.

Глава 9

В которой рассказывается о том:

• что вкусные булочки победили пожарных

• что если сильно захотеть, то всё обязательно получится

На следующий день мама снова принесла на завтрак свежие булочки.

– Ура!!! – обрадовались Петя с Таней. – Проверка в булочной дяди Миши закончилась?

– Да, – ответила мама. – Теперь мы сможем покупать булочки там каждый день. А пожарная служба подарила дяде Мише грамоту за самую «пожаробезопасную» булочную! А у второй булочной, где продаются чёрствые булочки, дела идут всё хуже и хуже. Пока у дяди Миши была проверка, я ходила в ту булочную. Ну и рассказала всем в очереди, что у дяди Миши намного более вкусные булочки продаются. Теперь все покупатели той булочной ходят за булочками к дяде Мише.

А ещё через несколько дней вторая булочная разорилась, и её купила мамина подруга тётя Алла, с которой они всей семьёй часто ездили вместе отдыхать на море. Тётя Алла давно мечтала о своей собственной булочной – она пекла необыкновенно вкусные пирожки с малиновым вареньем и хотела, чтобы её кулинарные способности оценило как можно больше людей. Но сначала в булочную тёти Аллы никто не ходил, ведь люди помнили, что здесь раньше продавались плохие булочки. Тёте Алле пришлось поставить рекламный щит, где было написано, что теперь здесь совсем новая булочная со свежими булочками, и каждый, кто купит 3 булочки, может получить бесплатно пирожок с вареньем!

У новой булочной сразу появилось много постоянных покупателей. А Таня, которая брала уроки у шеф-повара ресторана дяди Казбека, стала помогать тёте Алле печь пирожки.

Так вместо одной хорошей и одной плохой булочной оказались две хорошие. И теперь все жители окрестных домов могут выбирать, в какой из них им покупать булочки. Тётя Алла и дядя Миша теперь конкуренты, и каждый из них старается сделать булочки вкуснее, чем у конкурента.

– Теперь вы понимаете, почему конкуренция – это хорошо? – спросила мама.

– Да, – хором ответили дети, а Петя добавил:

– А когда у меня будет свой бизнес, я буду всегда говорить «спасибо» своим покупателям, тратить прибыль на развитие своей компании и вообще – буду производить самые лучшие… ой, а я ещё не знаю, что буду производить!

– Ничего, – улыбнулась мама. – У тебя много времени впереди, чтобы придумать что-нибудь интересное.

– А я уже знаю! – радостно закричала Таня. – Я буду снимать новые фильмы, а ещё у меня будет много своих кинотеатров по всему миру, где всем зрителям будет удобно и весело.

– Вы молодцы! – улыбнулась мама. – Помните – если вы что-нибудь очень сильно захотите, у вас всё получится!

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Глава 9 Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Что такое бизнес?», Елена Шахова

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства