1. Как выращивали лен
Били меня, колотили,
Во все чины производили,
На престол царем посадили…
(Лен)
Лен — первый текстильный материал растительного происхождения, который стали использовать люди. Несколько тысяч лет назад шить одежду из льна научились жители Индии. Позднее лен стали выращивать в Ассирии и Вавилоне. Египтяне изготавливали льняную ткань удивительного качества — необычайно легкую, тонкую и прочную. Качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. На современных фабриках из 1 кг пряжи вырабатывается нить длиной 40 км. В Египте у лучших мастеров из 1 кг выходило 240 км пряжи, настолько тонкой была нить. Такая ткань ценилась на вес золота — на одну чашу клали золотые слитки, на другую — ткань. К сожалению, секрет египетских мастеров до сих пор не открыт.
На Руси лен разводили с незапамятных времен. Хлопок у нас не растет, а вот для выращивания льна условия благоприятные. Русское льняное волокно в старину называли в Европе «северным (русским) шелком».
В середине VI века русский лен получил мировую известность. Персидский писатель Эд-Дин сообщал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Лен с охотой покупали немцы, англичане, голландцы и французы.
Однако вырастить хороший лен сложно — процесс получения льняной ткани крайне трудоемкий.
Сеяли лен в мае. К севу тщательно готовились, отбирали семена, следили за приметами, чтобы посеять лен именно в нужный день — тогда он будет хорошо расти. Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лен, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» — то в полнолуние. Лен, возделываемый ради тонкого волокна, сеяли густо; чтобы стебли росли близко друг к другу и мало разветвлялись, на каждом стебле появлялось лишь два или три цветка. В то время когда лен зацветал, стебли в нижней части должны были совсем подчиститься. Сеяли лен обычно мужчины, доверяли эту работу самым искусным сеятелям. Впереди шел уважаемый праведный человек, которому боги даровали «легкую руку»: чего ни коснется, все растет и цветет. Сеять старались утром или вечером, когда поле покрыто росой, в тихую теплую погоду, чтобы ветер не разносил семена по сторонам.
При благоприятных условиях (если не было заморозков и засухи) семена быстро прорастали — на 5–6-й день появлялись всходы. Летом труженики тщательно ухаживали за посевами, следили, чтобы лен не зарос сорняками, чтобы его не погубили вредители или болезни. Все работы важно было проводить вовремя, лен растет быстро — созревает за 11–14 недель: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит».
По мере роста и созревания стебель льна бледнел, становился полупрозрачным; нижние листья довольно рано начинали вянуть и опадать. Убирали лен в три периода, в зависимости оттого, какую ткань хотели получить. Самое тонкое, мягкое, блестящее, легко отбеливаемое волокно делали из недозрелого льна, у которого пожелтела только нижняя часть стебля. Правда, такая ткань была непрочной. Более грубое, но и более прочное волокно получали из льна, стебли которого желтели до половины. Самая прочная ткань выходила из созревшего льна.
Лето на Руси короткое, собрать урожай важно было до наступления холодов. Подмороженное волокно приобретало красный цвет, что считалось недостатком.
Уборку льна старались начинать после небольшого дождя, когда земля размягчена и вырывать растения легче. Стебли вытаскивали с корнями и клали рядом «в кресты» — одну горсть на другую. Горсть — это ровно столько, сколько может захватить рука взрослой женщины. Из собранных растений выбирали сорные травы, выравнивали корневые концы, отряхивали землю.
2. Отделение волокон от стебля. Мочение льна
Подсохшие снопы увозили с поля в специально построенное для обмолота здание — гумно. В некоторых местностях (там, где теплее) коробочки с семенами прямо на поле отрывали руками либо обрубали топорами, срезали косой. Семенные коробочки обмолачивали колотушками, дубинками, цепами, вальками, лапами (изогнутыми тяжелыми и очень прочными палками, вырезанными из ствола дерева вместе с корнем). В дело шли все подходящие инструменты. В работе участвовали дети, молодежь, главное — нужно было сделать работу в короткие сроки. Полученные семена ссыпали в крепкие холщевые мешки и хранили в сусеках — специально отгороженных местах в зернохранилище или амбаре. Стебли, которые предназначались для изготовления ткани, связывали в снопы, при необходимости досушивали.
Льняной стебель состоит из двух главных частей: деревянистого стволика и луба — слоя волокон, склеенных между собой и со стволиком особым клейким, «камедистым» веществом, которое растворяется в воде. Снаружи луб покрыт зеленой кожицей. Деревянистый стволик практической ценности не имеет, для изготовления тканей используются только волокна. Вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей.
Чтобы отделить волокно от древесины, камедистое вещество растворяли в воде. Сделать это можно было «росением» или «мочением». Отсюда два названия льняного волокна: «росенец», или «стланец», и «моченец». Там где позволяли погодные условия, после сбора льна стояли теплые дни, выпадала роса, предпочтение отдавали росению. Лен раскладывали — стелили (отсюда название — стлище) тонким слоем. Для стлища выбирали место ровное, освещаемое солнцем, защищенное от ветра. Желательно, чтобы неподалеку был водоем, тогда в случае засух стебли можно было дополнительно полить. Разостланный лен вылеживался в течение трех-четырех недель. Роса смачивала лен неравномерно, поэтому стебли периодически переворачивали. По мере созревания стебли льна приобретали серый цвет.
В некоторых районах лен мочили. Для этого выбирали водоемы со стоячей водой либо с медленным течением, при котором лен не заносился бы илом. Снопы на возах доставляли к водоему, опускали в воду, сверху прижимали гнетом — бревнами. От качества и свойств воды зависел цвет ткани, вода требовалась чистая и мягкая. Из льна, вымоченного в озерах, ткань получалась белой. Если лен мочили в реке, предугадать цвет ткани было сложно. Ткань могла приобрести желтоватый оттенок. В реках вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту. Ткань, полученная из льна, который вымачивали в слишком холодной воде, могла приобрести синеватый оттенок. Важно было точно выдержать и время вымачивания. Если стебли передержать — ткань становилась менее прочной. Мочение продолжалось от 4–7 дней до нескольких недель. Крестьяне следили за процессом, делали пробы, высушивали лен и проверяли, хорошо ли отделяются древесные волокна («костица») от лубяных. При мочении лен становился скользким, от него исходил гнилостный запах. Прежде чем достать из воды, стебли тщательно выполаскивали, отжимали и только потом ставили сушиться. С развитием льноводческого хозяйства для мочения льна стали строить специальные помещения с печью и котлом для нагревания воды. В теплой воде (28 градусов) процесс мочения льна проходил быстрее — в течение двух суток, однако волокна, полученные таким способом, были менее качественными. Оптимальная температура, при которой получается сырье наилучшего качества, — 17–20 градусов.
3. Как лен сушили и мяли
После мочения лен сушили у печки в риге (специальный сарай), а если ее не было, то в бане. Для сушки устанавливали толстые жерди — колосники, а над ними закрепляли тонкие — разлуки. Снопы развязывали и ставили вертикально на колосники, верхушки опирались на тонкие жерди.
Чтобы просушить лен, хватало одной топки печи — ставили лен в полдень, а к утру, к первым петухам — он уже высыхал. И здесь тоже важно было соблюдать меру. Стоило немного лен пересушить, он становился ломким, ткань из него получить было невозможно и он годился разве что на паклю. Высушенный лен называли трестой.
Вот как описывала процесс сушки Н. А. Деревнина: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».
На следующем этапе работы надо было отделить древесину от волокон. Для этого лен мяли в три приема с помощью различных приспособлений — мялок. Используя мялку, разламывали костицу (деревянистую оболочку стебля) и частично ее удаляли. Мять лен начинали осенью, когда были закончены все полевые работы и убран хлеб.
Мялка представляла собой брус с выдолбленными в нем пазами; один конец снабжен парой ножек, другим концом мялка устанавливалась на скамье или на обрубке бревна. Подвижная часть мялки — нож, или било, — соединялась с неподвижной частью шарниром, имела два ребра, входивших в пазы бруса. Пучок тресты клали поперек мялки и ударяли по ней ножом. Предельная производительность такой мялки была не более двух пудов волокна в сутки. Если льна было много, могли использовать мялку, с двойным билом: на его нижней поверхности делали не одно, а два ребра. В конце XIX века в помещичьих хозяйствах появились механические мялки — ручные и конные.
Затем лен мяли на легких горизонтальных мялках столярной работы — бросальницах. Они работали по такому же принципу, но имели несколько иную конструкцию. Бросальницы выполняли то же действие, но более тонко и чисто. На мялке — мнут, на бросальнице — бросают и перебрасывают. Для лучшей очистки волокон щель бросальницы обворачивали старой сетью или грубой тряпицей.
Пословицы и поговорки
Удастся лен — так шелк, не удастся — зубами щелк.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
За лен держись — обеспечишь жизнь.
Много льна — денег закрома.
Лен ручки любит.
Кто в лен одет — доживет до 100 лет.
Лен не уродился — в мочало пригодился!
Не земля родит лен, а мочило.
Кто пожнет лен, пожнет золото.
Игра «Льняная гимнастика»
Били лен, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).
4. Трепание и очес льна
Измятый лен очищали от остатков кострики. Для этого его трепали. Причем работать надо было очень быстро, чтобы лен не успел наполниться влагой. Иначе волокна приходилось снова досушивать.
Лен трепали разными способами — ударяя волокном о столб или стену, но чаще это делали, используя «трепало» — легкую дощечку из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. В каждой семье было несколько инструментов, среди них персональные, сделанные специально для хозяйки, и те, что передавались по наследству.
Различались трепала и по форме. Для сильного льна со здоровым волокном использовали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна — трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая пучок льна на коленях или в руке на весу. Другой конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец пучка. Затем лен выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца.
При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара. Иногда лен перекидывали через мялку или край ушата. Использовали для этого и специальное приспособление в виде короткого вертикального бревнышка, к торцу которого ребром прибивали горизонтальную доску, через которую и перекидывали стебли льна.
Для трепания молодые женщины собирались в пустом хлеву, или в бане, или в нежилой, но теплой избе — вместе работа спорится. Трепание — тяжелое и грязное занятие. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью. Если позволяла погода, а лен иногда обрабатывали после зимовки — на следующее лето, то работали на свежем воздухе. Во время трепания пели, сочиняли частушки, обсуждали разные события.
Трепаный лен сортировали по цвету и качеству. Отходы, остававшиеся после трепания льна, использовали для хозяйственных нужд — делали жгуты, вили грубые веревки, конопатили бревенчатые строения, подстилали скоту.
Чесали лен обычно 2–4 раза, используя при этом разные щетки: железные с зубьями разной величины, деревянные, из свиной щетины. Зубья каждого следующего гребня были тоньше предыдущих.
После каждого прочесывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные — оставались. Очесанный лен, подготовленный для пряжи, называли куделью.
Чесали лен самые опытные работницы — «Щетью чешет всегда сама мать».
После чесания обработка льна заканчивалась. Хозяева прикидывали, сколько льна оставить для прядения, сколько — продать. Своеобразной мерой количества льна при сборе урожая была горсть. Горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо» («повесьмо»). Двадцать повеем составляли «куклу». Куклы обвязывали и складывали на хранение в холодное помещение.
* * *
А мы трепали, трепали лен, А мы трепали, приговаривали, Чоботами приколачивали: Ты удайся, удайся, ленок, Ты удайся, мой белый кужелек, Лен мой, лен, Белый лен, Справа на горе, Слева на крутой, Лен мой зеленой!5. Прядение
В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней. А. С. ПушкинВ давние времена уметь прясть должна была каждая женщина — неважно, в бедной или богатой семье она родилась. Прядение считалось самым приличным времяпровождением для женщин в зимние вечера. «Непряха», «нетряха», «неткаха» — обидные слова, которыми обзывали нерадивых девочек, не умеющих прясть, или тех, у кого это плохо получалось. Мерилом качества прядения считалась толщина нити: чем она тоньше, тем искуснее мастерица. Считалось, что если 300 нитей, сложенных вместе, проходят через обручальное кольцо, значит, спрядены они тонкопряхой.
В 5–7 лет практически каждая девочка выпрядала первую нить. Обычно прясть приступали с Покрова Богородицы (14 октября). Прежде чем начать прясть, очесанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали.
Долгое время люди пряли вручную — вытягивали пальцами из кудели узенькую ленточку и скручивали ее. Позднее было изобретено ручное веретено — простейшее приспособление для прядения. Оно представляло собой деревянную палочку длиной 15–30 см с острым концом с одной стороны и утолщением в нижней части — с другой. Делали веретено из сухого дерева (чаще липы) Чем веретено длиннее, тем легче им прясть.
Пряха вытягивала из кудели несколько волокон, ссучивала их пальцами и прикрепляла полученную короткую нить к верхнему концу веретена. Затем левой рукой женщина постепенно и по возможности равномерно вытягивала волокна из пучка, а правой, повесив веретено на конце нити, приводила его в быстрое вращательное движение, скручивая образующуюся пряжу. По мере увеличения длины нити, веретено опускалось все ниже и ниже, пока рука не переставала до него доставать.
Значительно облегчило работу изобретение прялки. Три операции — вытягивание, кручение и наматывание нити — объединились в единый процесс. Основной рабочей частью оставалось веретено, только в движение оно приводилось ручным или ножным приводом.
Однако даже с использованием прялки работа шла медленно. Пряхи работали от зари до зари. Самая искусная пряха могла напрясть за день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 м ткани, нужно было изготовить около 20 тыс. м пряжи.
Чтобы получить ровную, прочную нить, требовались терпение и сноровка: потянешь чуть сильнее — нить оборвется, чуть слабее — будет слишком толстой или неровной.
Прялки делали из липы, осины, клена; веретена — из березы. Недаром появилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».
Были праздничные прялки и прялки для будней, для взрослых женщин и для девочек. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Прялки украшали резьбой, инкрустировали (даже зеркальцами), расписывали. На прялках можно встретить и различные надписи, пожелания, советы: «Кого люблю, того дарю», «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли», «Пряди, моя пряха, пряди, не ленись».
Во многих селениях пряхи собирались в просторной избе для совместной работы. Такие сборища называли посиделками, беседами, супрядками. Прядение — процесс утомительный, однообразный, в одиночестве пряха могла и заснуть. За шутками и разговорами работа быстрее ладилась. Случалось, на совместные посиделки приглашали парней. Они тоже не сидели без дела — плели лапти, точили на переносных станочках веретена.
В некоторых областях прялки делали отцы и дарили дочерям, прежде чем те отправлялись на свои первые посиделки. Прялка была составной частью приданого. У других было принято, чтобы жених делал прялку и дарил невесте в день помолвки.
6. Как ткали пряжу
С веретена нити перематывали на мотовило (крестообразное приспособление из двух планок, вращающееся на трехногой подставке). При этом пряжу считали. Для счета использовали число 3, которое называли чисменкой. Одно пасмо пряжи равнялось 60 нитям (20 чисменок). Для хорошего холста из девяти простней (или пасм, или веретен) наматывался один мот, называемый девятерником.
Полученную пряжу предстояло отбелить. Мотки замачивали, затем засыпали золой и ставили в чугунке в натопленную печь. У каждой хозяйки был свой рецепт отбеливания: пряжу выдерживали в печи от нескольких часов до суток, затем промывали в проточной воде, а для лучшего отбеливания вымораживали. Постепенно темно-серая пряжа светлела. Готовые для тканья моты имели светло-серебристый цвет. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и ее дочерей. Родители практически с рождения дочки заботились о ее приданом. Мама и бабушка складывали ткани в сундук, а когда девочка начинала сама прясть — добавляла свои работы. В разных местностях существовал свой набор предметов приданого. Например, на Псковщине обязательными были: постель (наматрасники, простыни, наволочки, одеяла); дары невесты (полотенца, рубахи, пояса); носильная одежда невесты.
Прядение обычно заканчивали к Масленице. Прялку убирали и доставали ткацкий станок. Ткать, как и прясть, умела каждая женщина.
Искусство ткачества развилось в древности из плетения. До сих пор сохранился изобретенный еще в то время принцип образования ткани. Уточной нитью, намотанной на палочку с заостренными концами, ткач вручную переплетал нити основы одну за другой — протыкал нити — отсюда, вероятно, и пошло «тыкать», «ткать».
Первые ткацкие станки появились несколько тысячелетий назад. В Древнем Китае ткали красивые шелковые ткани, в Египте — льняные.
Принцип работы станков был достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток. Так, ряд за рядом, полотно становилось длиннее.
Приступая к работе, ткачиха сначала заправляла основу, определяла длину и ширину ткани. Обычный крестьянский холст был 38–45 см шириной, то есть укладывался в старую русскую меру — локоть. Кое-где изготавливали и более широкие холсты — до 67 см. Оттого, как заправлена основа, во многом зависело качество ткани: «Ткать и дурак мог. Основать и вдеть — это главное».
Но и в процессе работы у ткачихи возникали различные сложности — например, рвалась нить, потому что была слишком туго натянута или потому, что пряжа оказывалась не очень прочной. Так что женщина должна была постоянно следить за процессом.
За день хорошая мастерица ткала одну стену простого холста. Две стены — около пятнадцати метров — назывались концом.
В зависимости от того, какую ткань хотели получить, ткали в одну или несколько нитченок (нитяная петля в ткацком станке для подъема нитей основы). В две нитченки ткали прость, простку, простую точу — ткани полотняного переплетения. Если требовалась более прочная ткань, ткали рядень, ряднину — холст саржевого переплетения (по прочности напоминает современную джинсовую ткань). Для этого стан оснащали не двумя, а тремя или четырьмя нитченками. Такой холст шел на портянки, матрацы. Для тканей с узором использовали цветные нити.
Со временем станки совершенствовались, ручного труда становилось меньше, но основной принцип работы оставался тем же.
7. Отбеливание и окраска
Ткань, снятая со станка, была грязновато-серого или желтоватого цвета, с шероховатой (негладкой) поверхностью. Прежде чем приступить к изготовлению каких-либо вещей, ткань обрабатывали: удаляли кончики волокон, отбеливали, красили.
Особо ценилась белоснежная ткань, поэтому холсты тщательно отбеливали, процедуру повторяли по нескольку раз. Ткань замачивали в золе. Зола должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Старики специально ходили в лес, жгли ольховые дрова и собирали золу. Ранней весной холсты, вымоченные в золе, расстилали на снегу. Когда снег сходил, холсты полоскали в реке или другом водоеме и расстилали на траве. Много труда вкладывали женщины в отбеливание тканей, зато и результат был потрясающим.
«Особенно запомнилось, как бучили (выбеливали) ткань, — описывает процесс отбеливания жительница Вологодского края. — В большую деревянную бочку клали холст, заливали горячей водой. Сверху бочку закрывали мешком («пепелухой»), в мешок сыпали золу и раскаленные докрасна камни. Вода бурлила, закипала, шел пар. Из растворенной золы получался щелок, в нем холст и выбеливался.
Пепелуху снимали, холсты мыли на реке; одна женщина холст полоскала, другая — выколачивала его палкой («кичигой»). Промытый холст на коромыслах несли сушить».
Для пошива одежды использовали не только белые ткани, но и цветные. В быту часто требовались ткани немаркие, которые меньше пачкались, поэтому белые холсты окрашивали. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня. Цветные ткани назывались крашенинами.
Одежда из льна пользовалась популярностью с давних времен. Льняная ткань легкая, прочная, удобная. В жару, как известно, лен «отводит жару», холодит, а в холод — согревает, мягко прильнув к телу (по одной из версий, глагол «прильнуть» произошел от слова «лен»). Вода испаряется с льняной ткани почти с той же скоростью, что с поверхности водоема, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Льняные ткани в два раза прочнее хлопковых, в три — шерстяных. ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ
Приметы
Мни лен доле — волокна будет боле.
Сеян лен у семи Олен.
Лен — доходная культура, он и деньги, и натура.
Семя на племя, а нить на ткань.
Не домнешь мялкой — вспомнишь за прялкой.
Длинные сосульки — долгий лен.
Лен надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.
Если белье зимой не сохнет — льны хорошие будут.
Земля после вспашки обрастает мхом — лен будет волнистый.
Природные красители
Для получения желтого и коричневого цветов наши предки использовали более двух десятков растений. Целиком использовались бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. У золотарника (золотой розги) и прыгуна (недотроги) применялись цветы и листья. У щавеля и ириса (касатика) использовали корни. А у орешника и дикой яблони брали кору.
Оранжевый цвет получали с помощью коры ольхи черной. Для красных красителей использовались корни сабельника, гречишника, подмаренника мягкого, сычужника.
Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня или ягод черники. Птичья гречиха и вайда окрашивали материал в синий цвет, при этом растение использовалось целиком.
Для получения зеленого цвета брали стебли и листья крапивы двудомной и вахты (трилистника), листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).
Чтобы выкрасить ткань в черный цвет, использовали ягоды и корни воронца (воронка), кору таволги вязолистной, листья и стебли подбела, листья толокнянки и сока сердечной травы (чистеца).
8. Льняная одежда
Льняную одежду носили люди богатые, бедные и даже цари. Лен использовали для разных хозяйственных нужд: делали парусину, рыболовецкие сети, канаты.
Льняные вещи служили долго, их носили по многу лет, передавали по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям.
Древним словом «портище» называли отрез (кусок ткани); отсюда и слово «портной» — человек, шьющий одежду.
Основной одеждой у славян, причем как у мужчин, так и женщин, считалась рубаха, все остальные детали служили дополнением. Рубахи были будничные, праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные, похоронные.
Первые рубахи славян были с несшитыми краями. Брали отрез ткани, делали прорезь для головы — и обновка готова. Такую одежду подпоясывали широкими поясами. Пояс, помимо основной функции, выполнял и дополнительную — обережную, защищал от злых духов, поэтому цвету и ширине пояса придавалось особое значение.
Края у таких рубах быстро обсыпались, растрепывались, поэтому их стали сшивать грубым швом, делали загибы. Со временем качеству швов стали уделять большее внимание.
Мужские рубахи всегда шили свободного покроя с длинным узким рукавом. Чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) — кусок прямоугольной ткани, чаще красного или синего цвета.
Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез — либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубах не было, к нарядной рубахе пристегивался неширокий круглый воротник-ожерелье, а вокруг кисти рукав скрепляли запястьем.
Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Парни подпоясывали рубаху по талии, мужчины постарше делали напуск над поясом и подпоясывали рубаху пониже, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры и придавалось солидности.
Покрой рубахи оставался одинаковым на протяжении длительного периода. Причем царские особы носили рубахи такого же кроя, что и бедные люди. Отличия были в количестве украшений и качестве материала.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты — неширокие, длинные штаны, сужающиеся книзу и доходящие до щиколоток.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки. Носили рубаху с нешироким поясом. Богатые женщины носили две рубахи — исподнюю и верхнюю. Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали поневу — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Поневу шили часто из пестрых тканей.
Важно было не просто сшить одежду, но и украсить ее. Женщины придумывали разные узоры, расшивали одежду. Вышивались обычно ворота и рукава мужских и женских рубах.
Дети на Руси носили только рубашонки. Причем шили их не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. И дело было вовсе не в скупости или бедности родителей. Считалось, что ребенок еще не окреп ни телом, ни душой и беззащитен перед внешними силами и только родительская одежда может защитить от порчи и сглаза.
Пословицы и поговорки
Видно неряху по грязной рубахе.
Встречают гостя по платью, а провожают по уму.
Друзья лучше старые, а одежда новая.
Длинная нитка — ленивая швея.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Кто в чистой одежде, тому и уважения больше.
На чужую одежду плохая надежда.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Комментарии к книге «Как наши предки шили одежду», Элла Леонидовна Емельянова
Всего 0 комментариев