«Развитие памяти. Методики НЛП»

545

Описание

Хорошая память в нашей жизни очень важна. Ведь благодаря способности запоминать и осваивать что-либо новое мы раскрываем перед собой горизонты жизни, развиваем творческие способности и реализуем потенциал. Успешному человеку прекрасная память необходима. Оказывается, её несложно развить с помощью нейролингвистического программирования.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Развитие памяти. Методики НЛП (fb2) - Развитие памяти. Методики НЛП (пер. Мария Яснова) 278K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мартин Лейвиц

Мартин Лейвиц Развитие памяти. Методики НЛП

Введение

Нейролингвистическое программирование, или НЛП, по сей день не признано официальной наукой. Тем не менее, это одно из психологических учений за многие годы доказало свою эффективность. Суть НЛП – в том, что, желая совершенствоваться, вы «программируете» себя на успех. Эта методика работает в самых разных сферах человеческого бытия. С помощью НЛП вы можете избавиться от комплексов, психологических проблем и застарелых болячек.

Мы расскажем вам о том, как с помощью НЛП можно развить память. Необходимость хорошей памяти сложно переоценить. Согласитесь: если вы сможете выучить стихотворение или иностранный язык в разы быстрее, чем обычно, вам станет легче жить. Хорошая память нужна не только школьникам и студентам, но и людям в любом возрасте и всех профессий. Обретя способность стремительно осваивать что-то новое и оперативно запоминать массивы информации, вы получите жизнь в новом качестве. Это и профессиональный рост, и развитие творческого потенциала, и материальная независимость.

Методики НЛП для развития памяти основаны на раскрытии образного мышления. Занимаясь всего по часу-полтора в день, вы очень скоро заметите, что даже восприятие мира меняется к лучшему. Проще станет общаться, работать с новой информацией, выходить из зоны комфорта и достигать высот в профессиональном и личностном росте.

Нейролингвистическое программирование основано на игре с собой и реальностью. Именно поэтому методы НЛП, описанные в данной книге, несложны и не заставят вас скучать. Вы можете заниматься в одиночестве, в компании и с маленькими детьми.

Приглашаем вас в удивительный мир прекрасной памяти!

Глава первая. НЛП и память – в чем подвох?

Нейролингвистическое программирование появилось не так давно. В основе его – копирование успешных людей и избавление от внутренних «барьеров». Ведь недаром мудрецы утверждают: мы сами мешаем себе достигать светлого будущего. С раннего детства вокруг каждого из нас возникают всевозможные ограничения. Они могут быть полезными – «не суй вилку в розетку, будет больно», или вредными – «у тебя всё равно не получится». Общее в этих психологических табу – их цепкость. Они похожи на сорняки – забивают естественный для ребёнка интерес к новому, детскую непосредственность и веру в себя.

Избавившись от барьеров, можно достичь всего желаемого. И уж конечно, развить прекрасную память.

1.1. Нейролингвистическое программирование – что это?

Изначально НЛП разрабатывалось для психологической помощи людям. Причём в основу легли методы наиболее эффективных в середине двадцатого века психотерапевтов. С помощью методов нейролингвистического программирования мы учимся прежде всего наблюдать за окружающими и самими собой, изменять разрушительные внутренние программы.

Нейролингвистическое программирование – это одно из направлений практической психологии и психотерапии. Появилось оно в шестидесятых годах благодаря работе Ричарда Бендлера и Джона Гриндера в Калифорнийском университете. Изначально эффективность НЛП заключалась в копировании поведения успешных людей и анализе свойственных им особенностей речи, телодвижений, движений глаз. Что удивительно, при всей эффективности НЛП по сей день не признано академической наукой. Причём критики разделяются на два лагеря: первые утверждают, что методы НЛП аморальны, вторые – что они просто не работают, а потому являются шарлатанством. Впрочем, это нисколько не мешает практиковать различным школам нейролингвистическое программирование.

Как же действуют методы НЛП? По утверждению «первооткрывателей» практики, мы узнаём мир благодаря пяти чувствам, после чего информация трансформируется под влиянием внутренних убеждений, речевых особенностей и телодвижений. То есть объективная реальность остаётся нам недоступной. Живём же мы в так называемой субъективной, личностно-ориентированной реальности.

Субъективная реальность зависит от наших убеждений, восприятия, поведения. Каким образом? Мы оцениваем любое событие, касающееся нашей жизни. Например, барышня сталкивается с несчастной любовью. Она страдает, рыдает, думает, что раз «тот самый» мужчина не реагирует на неё, значит, и все остальные тоже её не оценят. Итог – отсутствие личной жизни… Или школьник не смог выучить стихотворение, получил «двойку» в дневник. В подсознании его закладывается: «У меня отвратительная память, я никогда и ничего не добьюсь». По этой схеме жизнь и продолжается…

Техники НЛП работают с языковыми шаблонами и характерными телодвижениями. Эффективность нейролингвистического программирования вы сможете испытать на себе.

1.2. Образная память: а мы и не знали!

В глубокой древности люди обладали удивительной способностью. Это образная память – восприятие мира как он есть. Само существование человека зависело от состояния зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Только представьте себе: вам нужно искать пищу вместо приобретения полуфабрикатов в магазине. И от того, насколько верно вы определите, съедобна ли находка, будь то грибы, ягоды или травы, зависит не только ваша жизнь, но и судьба вашего племени. Конечно, в таких условиях все наши органы чувств будут работать наиболее эффективно.

Постоянный риск, готовность к любым неожиданностям диктовали свои правила развития мышления и памяти. Опыт был самым ценным приобретением не только одного человека, но и всего народа. Накопленный багаж знаний передавался из поколения в поколения. Незначительная информация забывалась.

Память «работала» оптимальным образом: она «впитывала» в себя звуки, цвета, ароматы. Наши предки запоминали всё происходящее ярко, чётко и в мельчайших подробностях. Так и развилась у человечества образная память. Теперь же с появлением всевозможных технологий, а вместе с ними – проблем, комплексов и социальных установок такая способность осталась только у маленьких детей.

Впрочем, её можно развить. Ведь образная память поможет вам наиболее быстро и эффективно «разложить по полочкам» всё то, что нужно усвоить. Причём вы обойдётесь без унылой зубрёжки. Информация в вашем сознании будет храниться «как она есть», в виде образов. Вы сможете работать с ними как угодно.

Образная память значительно удобнее, нежели словесная, абстрактная. Ведь чтобы развить абстрактное запоминание, надо постоянно учиться. А обучение без хорошей памяти превращается поистине в пытку. К тому же рано или поздно словесная память «перегружается» информацией, большей частью бесполезной, и способность к запоминанию нового ослабевает.

Образная память работает совершенно по-другому. Вы воспринимаете информацию «в общем», и уже с этим образом работаете в дальнейшем. Образы сохраняются бесконечное время. Они с лёгкостью извлекаются из глубин сознания, когда необходимы.

Если образная память настолько проста и эффективна, почему же мы ею не пользуемся? Всё дело в несовершенстве нашей «универсальной» системы общего образования. С одной стороны, детей в школе учат абстрактному мышлению и работе с информацией. С другой, новые знания постепенно вытесняют уникально яркое и целостное восприятие мироздания, свойственное малышам. Вместо собственно мироздания мы получаем огрызки чужого опыта. К тому же традиционная школьная система работает со всеми сразу, тем самым подавляя личность.

Развивая образную память, вы обретёте способность мгновенного запоминания. Ведь природе не свойственно повторять, чтобы человек смог «зазубрить» урок. Включив все каналы восприятия, вы научитесь «достраивать» усечённую картинку – будь то страница книги, звукозапись или лекция. Вся система обучения при этом упрощается: для того чтобы запомнить, вам достаточно понять и представить те или иные сведения.

К тому же, развив образную память, вы обзаведётесь удивительными способностями: сможете помнить что-либо любое время, забывать по собственному желанию, заниматься одновременно несколькими делами, восстанавливать любую единожды увиденную картину.

Образная память поможет развить творческое мышление, а следовательно – раскрыть ваш внутренний потенциал. Эту форму памяти почти нереально разрушить, то есть, освоив данную методику, вы можете не бояться старческого слабоумия.

1.3. Зачем нам НЛП?

Техники нейролингвистического программирования помогут вам восстановить «забытую» способность к образному запоминанию. Тем самым вы научитесь наиболее быстро и эффективно запоминать новую информацию. Выучить иностранный язык? Получить высшее образование? Запомнить новый материал и успешно применять его в своей деятельности? Освоить творческую профессию? Достичь новых высот в работе? Всё это осуществимо с помощью методик НЛП. Более того, для улучшения качества жизни вам достаточно освоить образную память.

Методы НЛП ориентированы на любого из нас, независимо от возраста и начальной подготовки. Они легки в применении, не потребуют от вас каких бы то ни было расходов или жертв. Занятия проводятся в игровой форме. Вы просто восстанавливаете естественную способность к образному запоминанию, возрождаете каналы зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового воображения.

Более того: параллельно с возвращением к образной памяти вы избавитесь от ряда внутренних помех. Ведь каждый из нас получает от своего окружения не только полезные знания и навыки, но и серьёзнейшие барьеры. Редко кому повезло с поддержкой любых начинаний и одобрением безграничного полёта фантазии. Большинство с детства сталкивалось с установками «это делать нельзя, так никто не поступает, у тебя всё равно не получится». Если вы внимательно проанализируете свою жизнь, то увидите: очень часто подобные «заборы» мешали вам узнать что-то новое, попробовать свои силы в необычном проекте и… добиться фантастического успеха!

В свою очередь, свойственная большинству из нас боязнь неудач приводит к развитию проблем психологического характера. Это и депрессии, и приступы дурного настроения, и всевозможные махровые комплексы неполноценности. С помощью несложных методик нейролингвистического программирования вы самостоятельно справитесь с большинством перечисленных выше трудностей. Вы станете свободным, уверенным в себе и успешным человеком. Ради этого стоит постараться!

Более того, методы НЛП помогут вам встать на путь внутреннего роста и постоянного совершенствования. Хорошая память – это ещё не всё, что вы получите благодаря простым техникам. Прекрасное здоровье, избавление от различных проблем, раскрытие внутреннего потенциала и удивительных способностей – вы удивитесь, насколько изменились вы сами и, как следствие, мир вокруг вас. Для того чтобы понять всю глубину перемен, вы сможете воспользоваться несколькими тестами, о которых мы вам обязательно расскажем.

Глава вторая. Память – с чем её едят?

Согласно исследованиям учёных, наш мозг состоит из двух полушарий. У большинства людей правое полушарие отвечает за образы, творчество, левое – за слова и абстракцию. Соответственно, правое – эмоции, левое – интеллект. Получая информацию, мозг «раскидывает» её по обоим полушариям: в правое отправляются цвета, звуки и запахи, в левое – слова. Благодаря взаимосвязи, существующей в мозгу, полученная таким образом информация закрепляется «намертво» и уже не стирается.

Только вот усечённые каналы восприятия приводят к «порче» знаний. Вы получаете картинку, текст или звук, тем самым наполняете «словесное» полушарие, а в «образном» образуется бессмысленное цветное пятно. Из-за нарушенного взаимодействия и возникают проблемы с памятью: забывание, трудности со вниманием…

«Память подобна мускулам твоих ног. Если ты её перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти», – писал Умберто Эко своему внуку. О том, как тренировать память с помощью НЛП, мы поговорим чуть позже. А пока давайте разберёмся, что же такое, собственно говоря, память.

2.1. Позаботьтесь о памяти, и она позаботится о вас!

Память – удивительная особенность нашего организма. Современные исследования не слишком далеко ушли от представлений древности. То есть, по сути, учёные даже в период развития высоких технологий не могут с уверенностью утверждать, что знают, что же за феномен такой – память.

Психологи предполагают, что память располагается в коре головного мозга. Благодаря глубоким складкам это образование обладает огромной площадью. Но точная локализация памяти по сей день является загадкой. Не менее актуальны для исследователей и вопросы о функции памяти.

Память принимает участие практически во всех видах человеческой деятельности. Наука предлагает несколько классификаций памяти по различным признакам.

Память делится на произвольную и непроизвольную. Непроизвольное запоминание происходит без усилий, автоматически. Произвольное – с участием волевых усилий. Например, что-то интересное «откладывается» в мозгу совершенно легко, нудный материал приходится долгое время зубрить.

Условно подразделяется память на различные виды в зависимости от сопутствующей ей деятельности. Она может быть двигательной, или моторной; эмоциональной; словесно-логической; образной. К моторной памяти относится, например, наша способность ездить на велосипеде после долгого перерыва. Эмоциональная отвечает за чувства, отложившиеся в мозгу и «всплывающие» при определённой ситуации. Словесно-логическая представляет собой запоминание текстов, слов, цифр и их взаимосвязей. И наконец, об образной памяти мы с вами говорили: она включает в себя восприятие целостной картины мира.

Существует классификация памяти в зависимости от того, как долго хранится полученная информация. Мгновенная память удерживает материал менее секунды. Нужна она для того, чтобы наше сознание приняло решение – запоминать или нет. Нередко такой вид запоминания «срабатывает» самопроизвольно. Кратковременная память хранит сведения около 20 секунд. Причём может одновременно удержать в фокусе внимания от пяти до девяти единиц информации: слов, цифр. Оперативная память удерживает знания в течение заранее заданного срока: от нескольких секунд до нескольких дней. После того как информацию использовали, она исчезает. По сути, этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной. И наконец, долговременной памятью называется наша способность хранить сведения неограниченное время.

Учёные придумали, как характеризовать память. К её характеристикам относятся длительность, быстрота запоминания и воспроизведения, точность, готовность, объём. Длительность отвечает за срок хранения информации в вашей голове. Быстрота запоминания – то, насколько легко и прочно вы укладываете новые «кирпичики» знаний в свой мозг. Быстрота и готовность воспроизведения, соответственно, показывают, насколько легко вам удаётся извлечь требуемую информацию из «кладовых» памяти. И наконец, точность и объём отвечают за вашу способность без искажений запоминать то или иное количество фактов.

Механизмы работы памяти недостаточно исследованы до сих пор, хотя ими занимаются целых три научных дисциплины: физиология, биохимия и психология. Причём физиологи утверждают, что информация хранится благодаря образованию нервных связей, или ассоциаций. Биохимики уверены: на память влияет изменение состава биохимических структур. Психологи же говорят, что память напрямую зависит от наших личностных особенностей и характера деятельности.

Исследования показывают, что память можно тренировать и развивать. Как и мышцы, она поддаётся «прокачке». Если вы не задействуете интеллект и способность к запоминанию, они ослабевают. И напротив, если вы постоянно обращаетесь к кладовой своей памяти, она становится все более развитой и эффективной.

2.2. «Помнить всё!»

Человеческая память – явление загадочное. Некоторые исторические личности славились феноменальной памятью, благодаря чему, возможно, и обрели мировое значение в своё время. Жизнь и биографии этих удивительных людей вот уже в течение ряда веков является объектом исследований, и интерес к столь ярким личностям не исчезает. Они представители самых разных эпох и профессий. Объединяет же их фантастическая способность к запоминанию.

Изобретатель, физик и инженер Никола Тесла, создавший устройства, работающие на переменном токе, обладал «фотографической памятью». Очень редко он что-либо записывал и многие свои изобретения восстанавливал по памяти.

Двадцать шестой президент США, лауреат Нобелевской премии Теодор Рузвельт мог заниматься одновременно несколькими делами. Например, работал с двумя секретарями и читал книгу при этом. Рузвельт, по рассказам историков, ежедневно читал по две-три книги, после чего «пересказывал» их себе по памяти.

Знаменитый русский композитор и дирижёр, выдающийся пианист Сергей Рахманинов благодаря «фотографической памяти» стремительно запоминал ноты даже очень сложных музыкальных произведений.

Американец Ким Пик запоминал около 98 процентов прочитанного. Он мог читать одновременно две страницы, а за свою жизнь запомнил более девяти тысяч книг.

Глава католической церкви с 1978 по 2005 годы папа Иоанн Павел II, благодаря «фотографической памяти» выучил 21 иностранный язык. Он мог свободно изъясняться на сотне различных диалектов.

Великий полководец и военачальник Юлий Цезарь, согласно легендам, знал каждого из двадцати пяти тысяч солдат своей армии в лицо.

Шпионка и героиня гражданской войны в США Мэри Боузер работала домашней прислугой в доме Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Она умудрялась наизусть запоминать и передавать Союзу южан ценную информацию.

Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин помнил каждую из сыгранных им партий. Однажды он сыграл вслепую одновременно на тридцати двух шахматных досках.

Великий русский бас Фёдор Шаляпин знал не только свою партию, но и все сольные, хоровые, оркестровые партии оперы. Он не пользовался услугами суфлёра.

И наконец, первый император Франции Наполеон Бонапарт мог запомнить огромное количество людей, карты, расположение войск.

Но не только в истории встречаются столь яркие персонажи. Среди наших современников тоже попадаются личности с уникальной памятью. Например, американец Боб Петрелла помнит абсолютно – только представьте себе – абсолютно всё происшедшее в его жизни. Номера телефонов тридцатилетней давности, день рождения в пятилетнем возрасте! Способности его подтверждены документально. Но официальная наука по сей день не может их объяснить.

2.3. Поможем себе

Улучшить память и поддерживать её в нормальном состоянии не так уж сложно. Существуют определённые методики нейролингвистического программирования, которые вам помогут в этом. Но о них мы поговорим чуть позже. Есть и обычные, «бытовые» привычки, способствующие эффективной работе мозга.

Прежде всего, постоянно используйте свой интеллект, узнавайте что-то новое. Начните учить иностранный язык или программирование, рисовать акварелью или петь а капелла. Ум без работы, как механизм, покрывается «ржавчиной» и становится неповоротливым. Не менее важна и общительность: беседуя с самыми разными людьми, вы воспитываете в себе гибкость и способность мыслить иначе.

Для хорошей работы памяти необходим здоровый сон. Когда вы спите, информация «записывается» на кору головного мозга. Бессонница приводит к быстрой утомляемости, неспособности сосредоточиться и проблемам с запоминанием. Исследователи из Калифорнийского университета в ряде экспериментов выяснили, что именно плохой сон становится причиной ухудшения памяти. Полноценный же сон помогает школьникам повысить успеваемость. Так что если хотите помнить всё необходимое, высыпайтесь. К тому же, если вам нужно что-то запомнить, сконцентрируйтесь на информации перед сном.

Важен для памяти и спорт. Конечно, никто не убеждает вас вступить в олимпийскую лигу и рваться к рекордам. Легкие физические нагрузки, такие как плавание, бег трусцой, гимнастика, повышают частоту сердечных сокращений, тем самым увеличивая приток крови к мозгу. Медитация и прогулки на свежем воздухе тоже помогут вам улучшить память.

Питайтесь полезными для мозга продуктами. Среди них – орехи, океаническая рыба, зелёный чай и оливковое масло. Ваниль, розмарин, шалфей не менее полезны. Также включите в свой рацион яйца, помидоры, каперсы, куркуму, чернику и красное вино. Последнее в умеренном количестве, конечно же.

Не забывайте и об ароматах! С глубокой древности всевозможные запахи и их влияние на нашу жизнь изучались. Например, розмарин и мята повышают внимание и помогают избежать возрастного ослабления памяти.

Глава третья. В начале пути…

Хорошую память развить не слишком сложно. Разумеется, вам придётся приложить некоторые усилия для этого. Прежде всего, помните: хотя занятия кажутся несерьёзными, детскими, обязательно придерживайтесь наших рекомендаций. Нейролингвистическое программирование относится к сильным и эффективным методам работы над собой. Безусловно, замечательно, если вы с самого начала приучите себя уделять методикам развития памяти какое-то определённое время.

3.1. Занимаемся играя

Итак, вы осознали, что хорошая память – это очень удобно. Обладая способностью запоминать массивы информации, вы за пару месяцев освоите иностранный язык или с лёгкостью подготовитесь к экзаменам. И теперь вы готовы приступать к занятиям.

Разумеется, каждого новичка, ещё не сталкивавшегося с нейролингвистическим программированием, интересует вопрос: а сколько времени занимают упражнения? Зависит это от того, чего вы надеетесь добиться. Полтора часа ежедневно – и уже на четвёртом занятии вы заметите перемены. Конечно, не стоит ждать, что ваша память стремительно станет более цепкой. Тем не менее, восприятие информации значительно изменится. Обратите внимание: после занятий вы почувствуете себя отдохнувшим и готовым к значительно большим объёмам интеллектуальной деятельности. И это неудивительно!

Уже через несколько занятий в вашей голове значительно уменьшится фоновый шум. Что это такое? Прислушайтесь к себе. Большинство из нас не отслеживает постоянный мысленный диалог, который звучит в голове. Тем не менее, эти беспорядочные обрывки слов и размышлений значительно нас утомляют.

Итак, что же вам предстоит делать? Играть! Самое главное – поддерживайте интерес к тому, чем занимаетесь. Причём метод развития памяти с помощью НЛП вы сможете осваивать различными путями. Наиболее эффективными получатся занятия, если вы будете следовать порядку упражнений, приведённых в книге. Выполняйте все рекомендации, и очень скоро заметите фантастический эффект.

Вы также можете осваивать те упражнения, которые считаете нужными, беспорядочно перемещаясь по разделам книги. После чего пройдите тестирование и продолжайте работу.

И наконец, если вам, например, необходимо выучить иностранный язык, начните с соответствующего раздела. Параллельно выполняйте упражнения из остальных глав.

Не ставьте себе барьеров. Не ожидайте каких бы то ни было результатов. Тем самым вы замедлите процесс обучения. Что удивительно, чем чаще и дольше вы будете заниматься, чем более искренно интересоваться предлагаемыми методиками, тем более значительные результаты увидите.

И, наверное, самое главное, чему вам предстоит научиться, – это состояние, когда в голове нет мыслей. Назовём такое состояние безмыслием. Пустота в голове – очень полезное «приобретение», в чём вы скоро убедитесь. Каким образом достигается это состояние? Путём постоянных тренировок. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. А теперь постарайтесь уловить паузы между беспорядочными словами, звучащими в вашем сознании. Попробуйте удлинить эту паузу… Проделывайте такое несложное упражнение как можно чаще.

3.2. «Тут помню, тут не помню»

Смысл развития памяти методами нейролингвистического программирования заключается в возвращении к детскому всеобъемлющему запоминанию. Вы учитесь воспринимать информацию всеми органами чувств, находясь при этом в наиболее эффективном состоянии безмыслия.

Но прежде чем приступать непосредственно к занятиям, выясните, в каком состоянии находится ваша память на данный момент. Зачем? Во-первых, вы узнаете, на каких из упражнений имеет смысл задерживаться чуть дольше. Во-вторых, сможете отслеживать положительную динамику: через несколько занятий пройдёте тестирование ещё раз и увидите, что изменилось в восприятии.

Как часто проходить тестирование? Решать исключительно вам. Пожалуй, зависит это от интенсивности и длительности занятий. Например, если вы намерены упражняться ежедневно по два часа, контролируйте изменения еженедельно, сравнивая результаты нового теста с предыдущим.

Тест «словесный». Попросите, чтобы вам прочитали 20 слов-объектов с паузой в 10–15 секунд. Это может быть приблизительно такой список: яблоко, самолёт, дом, стул, компьютер, спальня, песок, ластик, луна, ласточка, коньки, река, поворот, машина, карандаш, свет, бокал, катер, дождь, кухня.

Постарайтесь воспроизвести эти слова в том же порядке. Оценка результатов: «пропавшее» слово – одна ошибка, слово «не на месте» – пол-ошибки.

Тест «цифровой». Попросите, чтобы вам прочитали 20 чисел с паузой в 10–15 секунд. Это может быть, например, такой список: 2, 5, 89, 10, 54, 0, 3, 9, 17, 22, 4, 62, 7, 21, 5, 12, 0, 9, 1, 32.

Постарайтесь воспроизвести числа в том же порядке. Оценка результатов: «пропавшее» число – одна ошибка, число «не на месте» – пол-ошибки.

Тест «яркость образов». Закройте глаза. Представьте себе любой цветок, например, ромашку. Как оцениваются результаты? Не видите цветка – ноль баллов. Едва заметный образ, быстро тающий – один балл. Чёткое, но чёрно-белое и неустойчивое изображение – два балла. Чёрно-белый устойчивый рисунок – три балла. Устойчивое цветное изображение – четыре балла. Устойчивый цветной рисунок, который не пропадает, даже когда вы открываете глаза – пять баллов. И наконец, если вы можете сознательным усилием изменить форму, цвет воображаемого рисунка – шесть баллов.

3.3. Начинаем!

Как и любые интеллектуальные занятия, упражнения на развитие памяти лучше проделывать в спокойной обстановке. Отключите компьютер, телевизор, музыку, чтобы не отвлекаться. Лучше, если у вас будет возможность хотя бы первую неделю заниматься в одиночестве или в группе с такими же «учащимися». Постарайтесь выкроить время таким образом, чтобы никто из родных и друзей не «дёргал» вас по разным поводам.

Как только вы запомните суть упражнений, сможете отказаться от фиксированного времени и каких бы то ни было особых условий занятий. Вы начнёте тренироваться, что называется, в «фоновом» режиме, в течение дня. Ведь на несколько минут можно отвлечься практически от любой деятельности. Между прочим, благодаря таким мини-тренингам повысится и эффективность вашей основной деятельности.

Самое главное, что следует помнить: вам должно быть интересно! Азартная увлечённость занятиями значительно усиливает их эффективность. Психологи очень давно доказали: чем ярче наши эмоции по отношению к тому или иному предмету, тем чётче и глубже он впечатывается в наш мозг.

Прежде чем приступать к занятиям, попробуйте расслабиться. Недолгая прогулка на свежем воздухе, медитация помогут вам тренироваться эффективнее. И помните: не стоит переутомляться. Лучше упражняться ежедневно по часу – два, чем раз в неделю в течение пяти часов.

Как и любая умственная деятельность, занятия на развитие памяти могут «перегрузить» мозг. Утомившись от упражнений, вы рискуете потерять к ним интерес на длительное время и, соответственно, значительно снизить эффект от практики. Что же делать? Прислушивайтесь к себе. Как только снижаются интерес и концентрация, прекращайте занятия. Можете сделать небольшую передышку, после чего вернуться к упражнениям. Или же оставьте их на следующий день.

Глава четвёртая. Видим мир по-новому

Зрение – один из наиболее ярких и эффективных каналов связи с окружающим миром. Что удивительно, зрительное восприятие работает у всех немного по-разному. Проведите простейший эксперимент: вспомните, какого цвета снег. Белый? В солнечный день – сверкающе-серебристый с глубокими синими тенями. На закате – лиловато-розовый. А ещё он бывает жёлтым, грязно-серым или ровно-сероватым, голубым… Народности Крайнего Севера отличают более сотни видов снега.

А каким цветом вы бы нарисовали куриное яйцо? Белым или бежевым… Теперь рассмотрите его внимательно: голубоватые и желтоватые тени, тёмный контур, блик… Представьте, насколько богаче и красочнее мир, нежели наше восприятие. Так давайте займёмся зрением!

4.1. Зрение… как им пользоваться?

Зрительное восприятие и воображение, напрямую с ним связанное, вполне поддаётся развитию. Занимаясь несложными упражнениями, вы не только расширяете границы своего мира, получаете более яркую и ёмкую информацию, но и развиваете свой творческий потенциал.

Упражнение «Тренируем внимание». Войдите в состояние безмыслия, насколько возможно. Примите удобное положение, расслабьтесь. А теперь сфокусируйте внимание на своей руке. Смотрите только на кисть руки. Пытайтесь увидеть и прочувствовать каждый сантиметр кожи. Это упражнение поначалу выполняйте 5–7 секунд, постепенно увеличивая время. В день вы должны заниматься 10 минут. Возвращаясь к занятиям, меняйте угол зрения, положение в пространстве.

Как понять, что упражнение освоено на «отлично»? Вы сможете удерживать внимание на кисти своей руки, не думая совершенно ни о чём, любое желаемое время.

Упражнение «Пустота». Это упражнение вам предстоит проделывать неоднократно. Тем самым вы добьётесь состояния «безмыслия», необходимого для совершенствования по системе нейролингвистического программирования. Итак, выбирайте любой предмет. Смотрите на него, стараясь ни о чём не думать. Как только начнёте отвлекаться, закройте глаза и постарайтесь увидеть предмет внутренним зрением. Концентрируясь, вы снова вернётесь в состояние безмыслия.

Упражнение «Запомним-забудем». Выберите любой предмет, приятный, неприятный или безразличный вам. Смотрите на него на вдохе в течение трёх – пяти секунд, как будто фотографируете мысленно. Закройте глаза и такое же время, задержав дыхание, удерживайте образ предмета. Теперь на выдохе «стирайте» мысленное изображение. Можете вообразить ластик или влажную тряпку, которой удаляются следы мела со школьной доски. Или представьте, что сжигаете изображение… Каждые 4–5 занятий меняйте предмет, скорость, ритм стирания. Ищите новые способы. Например, при запоминании вместо «фотографирования» представьте, что вы художник и делаете стремительный набросок. Всё зависит от вашей фантазии. В течение дня уделяйте занятиям по несколько минут. Практически с первого дня вы испытаете восхитительное состояние творческого подъёма. Постепенно доведите число подходов до пятидесяти в день. Достаточно, если вы будете тренироваться минут по десять два-три раза в течение дня.

Упражнение можете считать освоенным, когда научитесь по собственному желанию «повторять» и «стирать» любой образ.

Упражнение «Запоминание-удержание». Это упражнение похоже на предыдущее. Погрузитесь в состояние внутренней тишины. Теперь от трёх до десяти минут внимательно смотрите на любой предмет. Лучше всего концентрироваться на центре объекта, при этом старайтесь воспринимать его целиком. Закройте глаза и в течение трёх-пяти минут постарайтесь вызвать соответствующую картинку. Добивайтесь яркости и реалистичности образа. За один подход работайте хотя бы с пятью объектами. Разумеется, каждый раз выполняйте иначе: с различной скоростью, разными предметами. Открыв глаза, обязательно сравните, насколько чётким и реалистичным получился воображаемый предмет.

К следующему упражнению вы можете перейти, как только научитесь отчётливо видеть объект с закрытыми глазами.

Упражнение «Рисуем… мыслями». Это упражнение – логическое продолжение предыдущего. Итак, в течение нескольких минут смотрите на объект. Теперь отвернитесь от него и взгляните на лист белой бумаги. Постарайтесь вызвать образ предмета так, чтобы он «отобразился» на бумаге.

Как только вы с лёгкостью начнёте мысленно переносить предметы на лист бумаги, переходите к более сложным образцам: фотографиям, картинкам, открыткам. Потом к буквам, словам, предложениям. А когда у вас получится «перенести» на бумагу целый лист какой-либо книги, переходите к следующему упражнению.

Упражнение «Мгновенное фото». Это упражнение вы можете выполнять в течение дня в любое время. Остановитесь, взгляните на то, что вас окружает, и закройте глаза. Теперь восстановите мысленно увиденную картинку. Постарайтесь ощутить её всеми органами чувств. Обратите внимание: любой предмет и любая ситуация вызывают едва заметное изменение состояния тела. Поймав это ощущение, вы постепенно научитесь запоминать состояния, а потом и воспроизводить их вместе с «картинками».

Тренируйтесь таким образом десять – пятнадцать раз в день. На один подход достаточно двадцати секунд.

Постепенно доводите время появления мысленного образа до пяти минут. Картинка с каждым разом будет получаться всё более чёткой и подробной. Это упражнение не только тренирует яркость и чёткость воображения, но и способствует очистке сознания.

Упражнение «Портрет». Это упражнение похоже на предыдущее. В течение дня несколько раз проделывайте его. Окиньте коротким взглядом прохожего или какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и в течение двух-семи секунд постарайтесь как можно более чётко увидеть объект мысленным зрением. Вы даже можете продолжать движение. Постепенно вы научитесь «запечатлевать» в мозгу самые незначительные детали, вызывать яркие образы.

Когда вы достигнете некоторых успехов с закрытыми глазами, переходите к тренировкам с открытыми.

4.2. Как развить зрительное воображение?

С помощью зрительного воображения вы можете не только запоминать визуальную информацию, но и текстовую. Освоив простые упражнения, вы скоро в этом убедитесь.

Упражнение «Кадры фильма». Сядьте, например, на лавочке в парке. Бросьте взгляд на прохожего и закройте глаза. Вы получили «стоп-кадр», а теперь «продолжите» его силой воображения и постарайтесь увидеть с закрытыми глазами, как и куда человек движется.

Когда это упражнение начнёт получаться с лёгкостью, учитесь менять и перемещать «мысленные фото» по собственному желанию.

Упражнение «Играем со спичками». В этом упражнении вам потребуется помощник. Пусть он разложит на столе спички и прикроет их листом бумаги. Потом на одну-две секунды поднимет лист и покажет вам спичечную фигуру. Закройте глаза и постарайтесь представить картинку мысленно. Теперь выложите аналогичную фигуру и сверьте её с первоначальной.

Постепенно усложняйте тренировки: берите разноцветные спички, запоминайте более сложные фигуры. Как только научитесь удерживать мысленным зрением хотя бы десяток спичек, переходите к следующему упражнению.

Упражнение «Главное и второстепенное». Для этого задания вам потребуется около трёхсот спичек или палочек. Ваш партнёр диктует вам слова с паузой в минуту, а вы с помощью спичек выкладываете ассоциации. Например, поезд может ассоциироваться с гудком «у-у-у». Спички вы можете ломать.

После того как вы выложили «ассоциации», воспроизведите все слова. По мере занятий повышайте скорость диктовки и увеличивайте количество слов.

Когда вы сможете воспроизвести пятьдесят слов, продиктованных через паузу в полуминуты, переходите к следующему упражнению.

4.3. Сочиняем и запоминаем

Запоминать словесную информацию можно самыми различными способами. Слова связываются через рассказ или между собой, благодаря чему откладываются в памяти. В идеале с практикой вы создадите свой собственный микс методов.

Упражнение «Запомним слова». Пусть партнёр зачитывает вам 20 слов с интервалом в полминуты. Ваша задача – запомнить их, составляя рассказ. Постепенно увеличивайте нагрузку до ста слов, произносимых с интервалом в две секунды. В итоге вы научитесь запоминать до двух тысяч слов за тренировку.

Как лучше составить рассказ для запоминания? Прежде всего, задействуйте яркие и необычные образы. Они должны двигаться.

Итак, попробуем запомнить такой список слов: яблоко, самолёт, дом, стул, компьютер, спальня, песок, ластик, луна, ласточка, коньки, река, поворот, машина, карандаш, свет, бокал, катер, дождь, кухня.

Мы видим большое, яркое, красное ЯБЛОКО. В нем появляется червоточина, из которой вылетает САМОЛЁТ. Он приземляется на крышу ДОМА, из самолёта вырастают ножки и спинка, и получается СТУЛ. Приближаемся к стулу и видим КОМПЬЮТЕР, на экране которого появляется прекрасный интерьер СПАЛЬНИ. Вместо ковра рядом с кроватью дюны из ПЕСКА. Берём ластик и стираем лишний песок, после чего у нас получается изображение полной жёлтой ЛУНЫ. Луна превращается в ЛАСТОЧКУ, надевает КОНЬКИ и бежит по РЕКЕ. За ПОВОРОТОМ реки ласточка садится в МАШИНУ и КАРАНДАШОМ рисует на лобовом стекле лампочку, которая испускает СВЕТ. Свет падает на БОКАЛ, наполненный водой. В бокале плывёт КАТЕР, поднимая волны; идёт ДОЖДЬ. Струи дождя заливаются в окно КУХНИ.

Упражнение «Сокращаем слова». Это упражнение является одним из методов запоминания новой информации. Представьте себе, например, крокодила и жирафа. А теперь кроко-жирафа, то есть крокодила с длинной шеей и пятнистым телом, плывущего по мутной реке.

Для того чтобы освоить этот метод, вам предстоит связать попарно двести – триста слов. После чего вы можете переходить к следующему упражнению.

Упражнение «Живые образы». Это ещё один из методов запоминания, который вам предстоит освоить. Представьте себе какое-нибудь животное или птицу. Теперь вообразите, что зверёк оживает и движется. Понаблюдайте за ним мысленно.

После того как «оживление» животных будет проходить без затруднений, можете переходить к различным предметам и объектам. Представьте, что предметы оживают от вашего прикосновения или дыхания.

Сначала выполняйте упражнение с закрытыми глазами, потом – с открытыми. Для освоения метода вам предстоит «оживить» пятьдесят животных и птиц и около сотни предметов.

Упражнение «Ожившие герои». Возьмите любое художественное произведение и прочтите один абзац. При этом представляйте себя одним из героев или предметов, упоминаемых в тексте. Отыщите в предложениях ключевое слово, представьте его в виде какого-то образа. Мысленно подойдите к нему, войдите внутрь. А теперь представьте, что этот предмет – вы сами. Составьте рассказ с точки зрения этого предмета. Теперь «меняйтесь»: вы перетекаете в какой-либо похожий по цвету, форме, функциям предмет.

Упражнение «Превращения». Представьте себе два любых предмета. Теперь найдите у них какую-либо схожую черту: цвет, форму, функции, тяжесть-лёгкость… С помощью слов «превратите» один предмет в другой. Например, апельсин-тетрадь. Очищаем апельсин, дольки распадаются на белоснежные страницы, после чего слетаются вместе и сшиваются в тетрадь. Кожура трансформируется в обложку тетрадки.

Доведите количество слов «от образа к образу» до пятидесяти. Для отработки навыка свяжите таким образом не менее пятидесяти пар образов.

Упражнение «Незнакомое в знакомом». Этот метод запоминания заключается в том, что вы мысленно «расставляете» новые объекты на уже изученные. Например, новые слова ассоциируете с уже знакомыми, предметы «ставите» на хорошо известном вам пути к работе.

По сути, вы «привязываете» новую информацию к хорошо вам известной. Устанавливайте новые «образы» на хорошо освещенные места. Маленькие предметы в воображении увеличивайте до крупных размеров, и наоборот. Пусть горошина станет размером с холодильник, а кресло – с таракана. Чем более яркой и необычной будет связка между предметами, тем более эффективным – запоминание.

Глава пятая. Услышим и пощупаем…

5.1. «Испорченный телефон»

С помощью органов слуха мы воспринимаем огромное количество информации. Но нередко в собственном сознании трансформируем её самым разным образом. Например, подумайте: что у вас ассоциируется со словом «дом»? Уют, тепло, желание возвращаться туда после работы? А вы уверены, что все ваши знакомые (тем более, незнакомые) воспринимают это понятие аналогично? Для кого-то дом – это бревенчатый сруб в деревне, для другого – неуютное и дискомфортное место, откуда стремишься побыстрее сбежать…

Тем не менее, от восприятия слуховой информации зависит очень многое. Ведь именно посредством речи мы общаемся с другими людьми. Впрочем, слух можно развить. Что удивительно: развивая слуховое воображение, вы улучшаете и собственно слух.

Упражнение «Запоминаем звук». Возьмите, например, карандаш. Ударьте им о стол. Расслабьтесь, прикройте глаза. Войдите в состояние внутренней тишины и попытайтесь «услышать» звук удара в воображении. Параллельно вызовите «картинку»: тот момент, когда карандаш соприкасается со столом. В начале занятий звук может возникать с некоторой «оттяжкой» во времени: через пять-десять секунд после живого звучания.

Выполняя это упражнение, меняйте поверхности и предметы. Например, ударьте металлической линейкой о деревянную столешницу, стеклянный стакан или кирпич. Вызывайте в сознании соответствующий звук. По мере тренировок вы сможете с лёгкостью воспроизвести звуки исключительно в собственном воображении.

Как оценить, насколько вам даётся это упражнение? Если вы не слышите звука в воображении, не ставьте себе баллы. Звук есть, но он не слишком отчётливый – один балл. Чёткий, но быстро исчезающий звук – два балла. Устойчивый, чёткий звук – три балла. Вы можете изменять его по собственному желанию, удлинять – четыре балла. Помимо слуховых образов вы видите картинку – пять баллов.

Упражнение «Перетекание звуков». Представьте, что один звук плавно переходит в другой. Например, вообразите, что какая-либо музыкальная фраза появилась в вашей ладони. Ощутите вибрацию звучания, почувствуйте, как она расходится по всему телу. Теперь представьте звук совершенно иной тональности: он таким же образом распространяется по всему телу. Вообразите тишину: она убирает с вашего тела все звуки.

Упражнение «Звук и касание». С помощью этого упражнения вы развиваете звуковое воображение и учитесь представлять, как бы звучал предмет из того или иного не свойственного ему материала. Возьмите пять деревянных плашек с наклеенными на них различными материалами (например, клеёнка, бархат, кусок резины, кожа, войлок, шёлк). Заранее подберите несколько различных предметов: металлических, стеклянных, пластиковых, деревянных. Пусть ваш партнёр ударяет предметами о столешницу. В то же время вы кладёте руку на одну из дощечек, воспринимаете и запоминаете одновременно и звук, и тактильные ощущения. Помните: один звук – одна дощечка. Например, о стол стукнули металлической линейкой. Ваша рука лежит на бархатной дощечке. Представьте, что вы касаетесь бархата, который издаёт металлический звук. Например, бархатное платье звучит как кольчуга.

Постепенно вы научитесь воспринимать и запоминать звуки не только на слух, но и в тактильных ощущениях.

5.2. Познание через кожу

Неотъемлемая часть нашего познания – тактильное восприятие. Погладьте кошку… проведите ладонью по коре дерева… вспомните прикосновение к шёлку или наждачной шкурке… Развивая тактильное воображение, мы раскрываем в себе новые таланты и возможности.

Упражнение «Вижу и чувствую». Это упражнение направлено на синхронизацию зрительных и тактильных ощущений. Оно способствует развитию обеих систем познания мира. Закройте глаза, расслабьтесь, погрузитесь во внутреннюю тишину. Теперь представьте, что на вашу ладонь садится стрекоза. Она перебирает лапками и движется к локтю по обнажённой коже.

Как оценить результаты упражнения? Если вы ничего не чувствуете, не ставьте себе баллы. Едва заметные ощущения – один балл. Чёткие, но неустойчивые прикосновения – два балла. Чёткие и устойчивые ощущения – три балла. Если прикосновение ощущается явственно, и вы можете сознательно его изменить – четыре балла. Если вы не только ощущаете прикосновения, но и видите образы с открытыми глазами – пять баллов.

Упражнение «Лёгкое пёрышко». Возьмите в руки кисточку для рисования с мягким ворсом или пёрышко. Расслабьтесь и войдите в состояние внутренней тишины. Проведите кисточкой по руке, от кисти до локтя. Не торопитесь. Теперь постарайтесь в воображении восстановить свои ощущения. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не научитесь «воссоздавать» прикосновение пёрышка к коже по собственному желанию. Таким образом поработайте с каждой частью тела. Когда вы воображаете прикосновения, помогайте себе, визуально представляя, как проводите пёрышком или кисточкой по своей коже.

Упражнение «Изучаем мир на ощупь». Это упражнение способствует развитию тактильного восприятия и воображения. Войдите в состояние внутренней тишины и расслабьтесь. Положите вверх ладонью свою левую руку. Правой рукой вложите в ладонь любой предмет. Сконцентрируйтесь на тактильных ощущениях: как вы ощущаете этот предмет, тяжёлый он или лёгкий, давит ли на кожу, может быть, от него исходят тепло или холод? Гладкая его поверхность или шершавая? Теперь уберите предмет с ладони, закройте глаза и постарайтесь мысленно ощутить его. Подключите зрительное воображение: теперь вы должны не только чувствовать этот предмет на руке, но и видеть его внутренним зрением.

Для того чтобы закрепить такой способ восприятия, вам предстоит «поработать» с тридцатью самыми разными предметами. Причём не концентрируйтесь исключительно на руках: учитесь ощущать вещи и другими частями тела.

Упражнение «Постучим». Возьмите карандаш, кисточку или линейку. Теперь легонько ударяйте себя по рукам, плечам, телу. Старайтесь воссоздавать в своём воображении ощущения как можно быстрее и чётче. Упражняйтесь до тех пор, пока не сможете мгновенно «повторять» испытанные прикосновения по собственному желанию. И, разумеется, меняйте предметы и части тела регулярно.

Упражнение «Играем с ощущениями». Это упражнение направлено на развитие способности изменять тактильные ощущения по вашему желанию. Итак, прикоснитесь ладонью к деревянной поверхности. Руку уберите, ощущение от прикосновения представьте себе мысленно и распространите на всё тело. Удерживайте в течение получаса. После чего представьте, что к вашему локтю, например, прикасается вата. Очаг «мягкости» распространяется по всему вашему телу, «дерево» при этом исчезает.

Экспериментируйте с самыми разными контрастными ощущениями.

5.3. Комплексные упражнения

Упражнение «Чтение в ощущениях». Закройте глаза, погрузитесь в состояние безмыслия и расслабьтесь. Попросите партнёра вам помочь. Пусть помощник «пишет» на вашем теле кисточкой буквы алфавита и цифры. Когда вы научитесь их «читать» без особых затруднений, переходите к словам, предложениям, текстам. Обратите внимание: вы должны не просто «догадаться» о том, что за букву на вас написали, но и ощутить её в своём воображении.

Упражнение «Читаем слова на ощупь». Это упражнение, как и одно из предыдущих, способствует синхронизации тактильного и зрительного восприятия. Заранее подготовьте тридцать небольших дощечек. Обклейте их самыми разными материалами: клеёнкой, мягкой тканью, бархатом, гречкой, спичками, ватой, горохом. Также подготовьте десять слов или картинок. Закройте глаза, погрузитесь в состояние внутренней пустоты. Одну руку положите на дощечку. Пусть ваш партнёр диктует слова с паузой в полминуты. Или же смотрите на картинки. При этом составляйте рассказ. Параллельно водите пальцами по дощечкам. Одно слово или картинка – одна дощечка.

Запомнив слова и картинки, попросите партнёра поменять дощечки местами. Теперь вам нужно воспроизвести слова, закрыть глаза и, ориентируясь на тактильные ощущения, разложить дощечки в нужном порядке.

Если вы будете тренироваться по часу-полтора в день, то уже через одну-две недели заметите эффект. Показатель прекрасного результата такой: называя слово, вы ощущаете прикосновение к коже соответствующей дощечки.

Это же упражнение вы можете выполнять, босыми ступнями прикасаясь к дощечкам щекой или накладывая их на колено. Проработайте всё тело. Запоминайте слова, картинки, открытки.

Глава шестая. Вкус Вселенной

А вы знаете, какова Вселенная на вкус? Говорят, отдельные личности умеют пробовать солнечный свет, пить птичьи голоса и ощущать луну на языке. Почему бы и нет? Наше воображение способно на это и на многое другое! Вкус и запах – две удивительных способности, без которых познание мира было бы неполным.

6.1. Вкусовое воображение – что это?

Представьте себе, что вы разучились ощущать вкус. Не знаете, что такое лимон или клубника, не догадываетесь, чем сладкое отличается от солёного. Грустно так жить, не правда ли? С другой стороны, даже при слове «лимон» у большинства из нас усиливается слюноотделение. И это всё – сила воображения!

Развивая вкус, вы работаете с глубиной и масштабами взаимодействия с окружающим миром. Вы не только улучшаете память, работу органов чувств, но и усиливаете творческие способности. Причём работать «со вкусом» не так уж сложно.

Упражнение «Тренируем вкус». Расслабьтесь и погрузитесь в состояние внутренней тишины. Сконцентрируйтесь на кончике языка. Уже спустя одну-две минуты начнётся слюноотделение. Теперь положите перед собой кусочек сахара. Посмотрите на него и закройте глаза. Представьте сахар как можно чётче, увидьте его мысленным зрением, постарайтесь ощутить тактильно. Прислушайтесь: как он звучит? Удерживайте внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Уже спустя полминуты вы, скорее всего, «поймаете» вкусовые ощущения. Поначалу они будут не слишком устойчивыми. Но постепенно усилятся, и вам достаточно будет вообразить тот или иной продукт, чтобы почувствовать его вкус.

Если вдруг упражнение даётся вам с трудом, попробуйте сахар кончиком языка. Теперь, как и при работе с другими органами чувств, постарайтесь вызвать соответствующее ощущение исключительно в воображении.

Тренировки проводите несколько раз в день минут по десять. Показатель того, что упражнение освоено: представив любой предмет, вы ощущаете его тактильно, слышите звук и чувствуете вкус. Причём происходит это без сознательных волевых усилий.

Постепенно совершенствуясь, вы можете ощутить вкус звука. Поначалу это будет происходить в категориях «приятный – неприятный», «сладкий – кислый – горький», «нежный, нейтральный – острый, жгучий». Постепенно вы увидите и цвет, и тактильные ощущения, связанные со звуками, и их форму, и даже движение.

Оцените свои достижения по баллам. Если вы не чувствуете вкуса совсем, поставьте себе ноль баллов. Вкус есть, но он не слишком чёткий – один балл. Вкус чёткий, но быстро исчезает – два балла. Чёткий и устойчивый вкус – три балла. Вы с лёгкостью меняете вкус силой своего воображения – четыре балла. Помимо вкуса, вы видите образ, ощущаете его и слышите – пять баллов.

Упражнение «Текучий вкус». Расслабьтесь и погрузитесь в состояние внутренней тишины. Теперь представьте вкус творога (колбасы, жареной рыбы). Представьте вкус апельсинов (яблок, черешни). Почувствуйте, как постепенно привкус фруктов начинает доминировать, усиливается, а привкус творога исчезает, ослабевает.

Упражняться желательно по пятнадцать минут трижды в день, до еды. Спустя неделю – две вы сможете по собственному желанию менять вкусовые ощущения на совершенно иные.

6.2. «А нюх как у собаки…»

Люди не слишком успешно пользуются своим обонянием. Возможно, поэтому они и недооценивают влияние ароматов на нашу жизнь. Обратите внимание: при насморке значительно ослабевают вкусовые ощущения.

Иногда волна какого-либо аромата вызывает в памяти картины минувших дней. Запахи влияют на наше эмоциональное состояние, могут помочь расслабиться или собраться с силами, успокоить или взбодрить. Улучшить обонятельное воображение сравнительно несложно.

Упражнение «Запах… в голове». Расслабьтесь и погрузитесь в состояние внутренней тишины. Теперь сконцентрируйтесь на кончике носа и вообразите себе аромат розы, апельсина, клубники или мяты. Поначалу занимайтесь с закрытыми глазами.

Если запах не появляется, представьте себе сам источник аромата. Например, вообразите апельсин. Представьте, что подносите его к носу, ощущаете его аромат.

Как только вы ощутили аромат, воображайте тот или иной предмет. Вы должны видеть его чётко, в цвете, ощущать его, слышать звучание, чувствовать вкус.

Как оценивать достижения? Если запаха вы не ощущаете совсем – поставьте себе ноль баллов. Неустойчивый и не слишком сильный аромат – один балл. Чёткий, но быстро исчезающий запах – два балла. Чёткий и устойчивый – три балла. Вы можете по собственному желанию изменять запахи – четыре балла. Вы не только нюхаете, но и видите предмет – пять баллов.

Упражнение «Запомним аромат». Возьмите несколько предметов с самыми разными запахами. Закройте глаза и постарайтесь запомнить их только по аромату. Подумайте, какие ассоциации вызывает тот или иной запах. Тяжёлый, металлический запах можно представить в виде гантели. Лёгкий и воздушный – в виде одуванчика или облака. И так далее.

Выполняя это упражнение, вы добиваетесь бессознательного появления зрительных образов в зависимости от ощущаемого или воображаемого аромата. Тренируйтесь хотя бы пять раз в день по паре минут.

6.3. Фантазируем

Вы хотите узнать, как пахнет солнечный ветер? А какова луна на вкус? Полагаете, это невозможно? На самом деле, всё зависит исключительно от вашей фантазии.

Упражнение «Аромат мечты». Итак, расслабьтесь и погрузитесь в состояние внутренней тишины. Закройте глаза. Представьте солнце. Вы должны увидеть его мысленно как можно более ярким. Ощутите исходящий от солнца жар. Сконцентрируйтесь на кончике языка и попытайтесь почувствовать вкус солнечного света. Какой он? Может быть, похож на что-то уже вам знакомое? А как пахнет свет? Представьте себе эти ощущения как можно более ярко.

Таким же образом вы можете «попробовать» рассвет или закат, орхидею из африканских джунглей или листья австралийского эвкалипта.

Такое упражнение вы можете проделывать в качестве расслабляющего. Оно способствует развитию воображения, тренирует творческие способности и расширяет границы вашего мира.

Глава седьмая. Что учим?

Каждый из нас учился хотя бы в школе и помнит состояние нервного напряжения перед контрольной работой или экзаменом: это очень тяжело, такой объем информации просто невозможно выучить! На самом же деле, если подключить все органы чувств, чему мы учились на протяжении всей аудиокниги, любой материал можно освоить играючи.

7.1. Много цифр – это страшно?

Математические формулы, адреса и телефоны, уроки истории, бухгалтерские отчёты… Мало ли сфер нашей жизни, в которых цифры и числа играют важнейшую роль? Работать с ними, как ни удивительно, совершенно несложно. Потренируйтесь, и вы увидите, насколько легко усваиваете любую цифровую информацию. Метод запоминания цифр заключается в подключении вашей фантазии. Вы просто создаёте «образы» чисел, которые и укладываются в ячейки вашей памяти.

Итак, секрет работы с числами прост. Каждой цифре от единицы до сотни вы присваиваете зрительные образы. Их-то и отрабатываете при запоминании. Соответственно, если нужно запомнить числа больше сотни, образуете связки, как мы уже рассказывали.

Телефоны и даты запоминаются следующим образом. Вы связываете цифры с конкретными образами, а уже из них создаёте рассказ.

Помните: каждую цифру вы воспринимаете всеми пятью органами чувств, оживляете её, видите в движении.

Мы приведём несколько примерных образов цифр, чтобы вы поняли принцип работы с ними. Окончательный список «число-образ» от одного до ста вам предстоит составить и запомнить самостоятельно. Желательно к каждой цифре «привязать» хотя бы три образа, а лучше – больше. Тем самым вы, в зависимости от ситуации, с лёгкостью подберёте число-образ для запоминания нужной информации.

один – карандаш, копье, стрела, сосулька, рубль;

два – лебедь, оценка, лошадь, рыболовный крючок;

3 – треугольник, ансамбль-трио, балалайка с тремя струнами;

четыре – квадрат, топор, солдат отдаёт честь;

пять – отличница, пять рублей, ладонь;

шесть – навесной замок (открытый), змея, сгорбленный старик, обжора с большим животиком;

семь – коса, мальчик в бейсболке с длинным козырьком;

восемь – очки, свадебные кольца, велосипед;

девять – воздушный шар, дама в шляпе;

десять – мишень «десятка», грибок, зонт;

одиннадцать – лыжи, рельсы, барабанные палочки.

И так далее. Главное, свяжите цифры с образами и запомните их. Вы можете ориентироваться на предметы или объекты, которые похожи на то или иное число. Или же работать со своими собственными ассоциациями.

7.2. Ох уж эти иностранцы…

Иностранный язык может вызвать нешуточные затруднения. Более того, у начинающих его изучать возникает внутренний дискомфорт: ведь приходится зубрить много новых слов. А так ли это необходимо? Разумеется, нет. С помощью нейролингвистического программирования процесс обучения превращается в увлекательную игру.

Итак, вы решили изучать иностранный язык. Что можно посоветовать? Прежде всего, старайтесь связывать слова, словосочетания. Так вы в несколько раз больше материала выучите за одно занятие. Начните учить с трёх – пяти слов, постепенно переходите к пяти блокам по тридцать – пятьдесят слов.

Приступая к обучению, выбирайте забавные картинки, вклеивайте их в отдельную тетрадь и рядом записывайте блоки слов. Связывайте картинки со словами.

Если вы одновременно приступите к занятиям по развитию памяти и изучению иностранного языка, то уже через месяц обратите внимание на то, что связки слов образуются словно сами по себе, без вашего сознательного участия.

Постепенно вы научитесь выстраивать яркие картинки в своём воображении. Кстати, обратите внимание: информация, связанная с образами, запоминается непроизвольно, если ваши движущиеся картинки мешают или помогают главному герою.

Концентрируйте внимание на значении и звучании слова, тем самым вы запомните больше и качественнее. Заучивание – это та же зубрёжка, она не слишком интересна, да и не особенно полезна. Для того чтобы слово отложилось в памяти, посмотрите его значение в толковом словаре. Произнесите его по-разному, ставя ударения на каждый из слогов. Продекламируйте слово с самыми разными выражениями (гнев, радость, разочарование, восхищение).

Приступая к упражнениям, убедите себя, что запоминаете вы не «к следующему занятию», а на всю жизнь. Прежде чем заниматься, погрузитесь в состояние безмыслия и представьте, что всю информацию вы записываете в свой мозг навсегда.

Упражнение «Аутотренинг поможет». Встаньте, закройте глаза и войдите в состояние безмыслия. Повторяйте такую формулу пятнадцать раз: «Я легко и просто запоминаю иностранные слова. С каждым днём моё желание учить иностранный язык всё больше растёт».

Упражнение «Запомним надолго». Существуют несколько секретов запоминания иностранных слов. Прежде всего, вы можете подобрать к каждому иностранному слову созвучное русское. Составьте связку, связанную с русским словом и переводом. Не забывайте: ваша цель заключается вовсе не в заучивании слов. Скорее, вы находите между ними необычные и движущиеся связки. Подкрепляйте запоминание всеми пятью органами чувств.

Например, вам нужно запомнить слово куп (*coop) – курятник. Оно созвучно слову «купаться». Представьте, что курятник упал в реку, а над ним машут крыльями возмущённые куры.

7.3. Изложение? Стихи? Легко!

В повседневной жизни, учёбе и работе нам приходится сталкиваться не только с цифровой, но и с текстовой информацией. Запомнить тексты не слишком сложно. Впрочем, нейролингвистическое программирование может помочь вам и в этом.

Упражнение «Самое главное». При работе с текстом вам потребуются красный и синий карандаши. Вы читаете текст и подчёркиваете красным цветом ключевые слова. По ним вы можете воспроизвести всё предложение. Если слова не связаны логически, синим цветом подчеркните дополнительные «опоры». Например, плита-стул связаны, описывается кухня. Апельсин-автомобиль не связаны, соответственно, найдите дополнительную связку.

Выпишите слова, подчёркнутые карандашами, на отдельный лист. Составьте с ними рассказ. По рассказу воспроизведите слова на другом листе. Сверьте с контрольным листом.

Теперь в воображении вызывайте слова, которые запомнили с помощью рассказа, и воспроизводите по ним первоначальный текст.

Для того чтобы вы обрели соответствующий навык и стали запоминать тексты без сознательного концентрирования, достаточно обработать таким образом от тридцати до шестидесяти страниц текста.

Глава восьмая. Нет предела совершенству

Если вы начнёте регулярно выполнять предложенные нами упражнения, то очень скоро заметите, насколько улучшилась ваша память. Тем не менее, существует ещё ряд трудностей, с которыми вам поможет справиться нейролингвистическое программирование.

8.1. На пути к познанию

Философы говорят, что познание – понятие бесконечное. Конечно, знать всё невозможно. Тем не менее, совершенствовать и развивать полученные навыки имеет смысл всегда. Ведь если мы не работаем над собой, то начинаем меняться в худшую сторону. Прекратите заниматься спортом – и уже совсем скоро заметите вялость мышц, лишний вес и прочие «радости». То же самое относится и к мозгу, и к памяти. Их необходимо постоянно упражнять.

Упражнение «Телевизор от Будды». Это упражнение поможет вам развить образную память. Включите телевизор, а экран завесьте тканью или бумагой. Хорошо, если вам попадётся динамичный художественный фильм. Попробуйте воссоздать в своём воображении действия, происходящие на экране, исключительно по звуку. Ощутите вкус, запах, прикосновения. Обычно спустя пять часов занятий подобные ощущения уже возникают спонтанно.

Упражнение «Я – писатель». Возьмите незнакомую вам художественную книгу. Дочитайте до интересного момента и отложите. Теперь постарайтесь догадаться, что же будет дальше. Вы можете «прокрутить» фильм в воображении или хотя бы составить краткий план на бумаге. Дочитайте эпизод в книге и сравните: много ли расхождений?

Спустя пару недель занятий вы заметите, что расхождений с первоначальным текстом у вас становится всё меньше. То есть вы учитесь предчувствовать события.

Упражнение «Запоминаем в тишине». Это упражнение направлено на развитие навыка непроизвольного запоминания. Итак, погрузитесь в состояние внутренней тишины и читайте список слов, не связанных между собой. При этом у вас должны появляться образы и ощущения. Постепенно вы доведёте скорость чтения до своего привычного темпа. Причём, прочитав текст, обязательно воспроизводите его. Тем самым вы контролируете качество запоминания.

Упражнение «От букв к образам». Возьмите любую художественную книгу и читайте отдельные произведения по частям. Преобразуйте их в визуальный ряд и ощущения. Сначала вам необходимо научиться переводить в образы одну строчку книги. Потом – абзац, затем – страницу. Прочитав, письменно воспроизведите текст. Проконтролируйте себя, сравнив его с первоисточником.

Это упражнение сопряжено с удивительными открытиями. Вскоре вы обратите внимание: вы не читаете книгу, а становитесь полноценным участником ярких событий. Вы начнёте ощущать персонажей произведения как живых людей, чувствовать их запах.

8.2. Я помню всё!

Нередко мы сами мешаем себе пользоваться способностями, полученными при рождении. Вместо объективных трудностей мы устанавливаем перед собой воображаемые «стены» и начинаем самоотверженно крушить их, тратя свои силы. С помощью некоторых несложных упражнений вы сможете значительно повысить уверенность в себе.

Упражнение «Внушаем себе…». Упражнения, основанные на самовнушении, значительно проще, чем кажутся на первый взгляд. Тем более если вы прошли тренинг на развитие образной памяти, вы к ним готовы. Принцип их заключается в следующем: вы закрываете глаза, расслабляетесь, входите в состояние внутренней тишины. После чего с помощью воображения воздействуете на своё тело.

Например, вытяните руки перед собой. Представьте, что к правой привязали воздушный шарик. Он тянет вашу руку вверх. К левой прицепили гирю, она тянет руку вниз. Ваши руки сами собой опускаются и поднимаются без вашего сознательного контроля.

Подобные упражнения вы можете проделывать с любой частью тела.

Упражнение «На замке». Пальцы на обеих руках разведите с максимальным усилием. Теперь сцепите их в «замок» как можно крепче. Вообразите, что ваши пальцы срастаются и деревенеют. Теперь мысленно «прикоснитесь» к ним камнем – пальцы каменеют. Добейтесь такого эффекта, что вы не можете разжать пальцы.

Завершите упражнение расслаблением, после чего разожмите пальцы.

8.3. Барьерам – нет!

Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными стрессами и трудностями. Они воздействуют на нас не самым позитивным образом. Более того, некоторые ситуации становятся причиной появления всевозможных страхов в подсознании. И мы начинаем избегать тех или иных событий, очень часто при этом отказываясь от ярких перспектив.

С помощью несложных упражнений вы сможете обрести спокойствие, избавиться от внутренних зажимов и барьеров.

Упражнение «Расслабляемся в динамике». Поднимите вверх правую руку. В течение минуты сжимайте и разжимайте кулак, такое же время просто держите руку вверху. Опустите её вниз, расслабьте. Ваша рука подобна безвольной плети. Ту же процедуру проделайте с левой рукой. Руки до конца упражнения не напрягайте. Приседайте и вставайте пятьдесят раз. Теперь сядьте и расслабьте ноги. Во время упражнения повторяйте вслух или мысленно формулы: «Я спокоен. Я абсолютно спокоен. Я остаюсь абсолютно спокойным в любой ситуации». Формулы представляйте в виде образов.

Упражнение «Пустота». Представьте, что вы совершенно пусты. Внутри вас – ничего нет. Теперь тёплая волна заполняет пустоту от кончиков пальцев ног до макушки.

Когда это состояние начнёт получаться с лёгкостью, попробуйте запоминать информацию, пребывая в нём. Эффект будет сокрушительным: раза в два – три лучше!

Заключение

Итак, вы познакомились с методиками нейролингвистического программирования, благодаря которым сможете улучшить не только память, но и качество жизни. Как вы уже знаете, приведённые в книге упражнения призваны «подружить» два полушария головного мозга – образное и логическое. С помощью наших техник вы обретаете целостное восприятие мира.

Не удивляйтесь, если помимо результатов, приведённых в книге, вы обнаружите свои собственные достижения. Ведь восстанавливая восприятие мира, мы объединяемся с ним. А это само по себе приводит к более гармоничной, яркой, насыщенной и радостной жизни.

Успехов вам в занятиях!

Оглавление

  • Введение
  • Глава первая. НЛП и память – в чем подвох?
  •   1.1. Нейролингвистическое программирование – что это?
  •   1.2. Образная память: а мы и не знали!
  •   1.3. Зачем нам НЛП?
  • Глава вторая. Память – с чем её едят?
  •   2.1. Позаботьтесь о памяти, и она позаботится о вас!
  •   2.2. «Помнить всё!»
  •   2.3. Поможем себе
  • Глава третья. В начале пути…
  •   3.1. Занимаемся играя
  •   3.2. «Тут помню, тут не помню»
  •   3.3. Начинаем!
  • Глава четвёртая. Видим мир по-новому
  •   4.1. Зрение… как им пользоваться?
  •   4.2. Как развить зрительное воображение?
  •   4.3. Сочиняем и запоминаем
  • Глава пятая. Услышим и пощупаем…
  •   5.1. «Испорченный телефон»
  •   5.2. Познание через кожу
  •   5.3. Комплексные упражнения
  • Глава шестая. Вкус Вселенной
  •   6.1. Вкусовое воображение – что это?
  •   6.2. «А нюх как у собаки…»
  •   6.3. Фантазируем
  • Глава седьмая. Что учим?
  •   7.1. Много цифр – это страшно?
  •   7.2. Ох уж эти иностранцы…
  •   7.3. Изложение? Стихи? Легко!
  • Глава восьмая. Нет предела совершенству
  •   8.1. На пути к познанию
  •   8.2. Я помню всё!
  •   8.3. Барьерам – нет!
  • Заключение Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Развитие памяти. Методики НЛП», Мартин Лейвиц

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства