Мартин Лейвиц НЛП. Разговорный гипноз
Введение
«В начале было Слово», – говорится в Библии – одной из великих книг всех времён и народов. Вы замечали, что порой результат важных переговоров зависит не столько от слов, сколько от интонации, темпа речи? Вы хотели бы принять предложения, прозвучавшие на редкость косноязычно? «Ну, типа, ты, наверное, согласишься? Это же так выгодно!». Вряд ли в этом случае ваш собеседник добьётся нужного ему взаимопонимания.
Зато научившись говорить с собеседником на одном языке, вы обязательно достигнете всего желаемого. Овладейте красивой речью – и вы завоюете власть над миром! В данной книге мы предлагаем вам удивительные техники разговорного гипноза на основе нейролингвистического программирования. Долгое время наиболее действенные методики использовались преимущественно работниками спецслужб.
Что поразительно – овладеть гипнотической речью и способностью влиять на собеседников несложно. Уже очень скоро вы научитесь воздействовать на собеседников так, как и не могли себе представить. Вы освоите наведение транса и способы словесного внушения.
Более того: применив предложенные техники, вы сможете успешно избегать влияния извне. Но помните: осторожность не помешает даже на этапе отработки навыков! Прежде чем воздействовать на собеседника вербально, подумайте: вы сами хотели бы получить подобный «толчок»?
Вы можете применять техники НЛП по мере прочтения книги. Практически сразу вы ощутите благоприятные изменения в собственной жизни.
Глава первая. НЛП: с чем его едят?
Что же такое НЛП? Расшифровывается эта аббревиатура как «нейролингвистическое программирование». «Нейро» означает, что НЛП связано с работой нервных клеток головного мозга. «Лингвистическое» – это словесная составляющая, речь и общение. И наконец, «программирование» – по аналогии с компьютером – создание работающих в нашей жизни позитивных программ. Изучив НЛП, вы станете программистом собственной жизни, научитесь достигать поставленных целей и измените к лучшему взаимоотношения с окружающими.
1.1. Что можно программировать?
Откуда же взялось это загадочное НЛП? На самом деле, точного ответа на этот вопрос нет. По большому счёту, техники нейролингвистического программирования использовались людьми с глубокой древности. Талант, интуиция, ораторские способности – всё это в той или иной степени относится к НЛП. Собрали же все рабочие методики воедино, по одной из версий, два американских исследователя.
В 1970-х годах студент-математик Ричард Бендлер познакомился с лингвистом Джоном Гриндером. Исследователи дружно пришли к такому выводу: если изучать что-то новое и при этом обращать внимание не только на слова, но и на поведение, движения носителя информации, процесс обучения продвигается более успешно. Друзья решили внимательнее рассмотреть замеченный ими феномен.
В тот период в США выступал популярный психиатр Фриц Перлз. Бендлер попробовал подражать доктору. Процесс «копирования» опыта привёл исследователей к интересным выводам: оказалось, что возможно стать более успешным, прежде всего, подражая манере и темпу речи успешного человека. Все эти данные постепенно привели к созданию нейролингвистического программирования.
Учёные отрабатывали новые данные, практикуя психотерапию. Новый этап их деятельности позволил узнать немаловажную информацию. Например, адепты НЛП знают: если вы чего-то панически боитесь, объект вашей фобии в воображении всегда очень близко. Измените своё восприятие, отодвиньте от себя личный «ужастик» – и вы избавитесь от навязчивого страха. Понаблюдайте за своими кошмарами как бы со стороны – и проблема останется в прошлом.
Несколько позже к Бендлеру и Гриндеру присоединился Милтон Эриксон, основатель общества медицинского гипноза. Дальнейшая работа в той или иной мере раскрывала перед исследователями тайны словесного гипноза.
Конечно, НЛП не остановилось на достигнутом. Программирование и самопрограммирование человека развивается постоянно. В наши дни существует огромное количество работающих техник и методов, некоторые из которых вы можете применять для работы над собой, другие – для воздействия на окружающих. Оказалось, что действие НЛП практически не имеет границ. Нет ни одной проблемы, с которой бы не справилось это учение.
Программировать посредством НЛП можно всё, что угодно. Методики программирования применяются в тренингах для менеджеров и психотерапевтов, для семейных пар и бизнесменов. Если вы овладеете этой методикой, вы изменитесь к лучшему. Более того, вы научитесь подстраивать мироздание под свои потребности и желания.
1.2. Измените себя – и изменится мир
Улучшить качество жизни вам помогут простейшие техники нейролингвистического программирования. Но прежде чем мы перейдём к ним, давайте познакомимся с НЛП чуть ближе. По сути, в основе НЛП лежит взаимодействие мира и человека. Согласитесь, всё то, что мы видим вокруг, оказывает влияние на наши убеждения. Привычки же, выработанные с годами, сказываются на качестве жизни.
Простейший пример: вы привыкли откладывать всё «на потом», потому что жизнь в вашей семье протекала размеренно, а торопиться было некуда. Повзрослев, вы сталкиваетесь с вредностью этой привычки: откладываемые задачи накапливаются и сваливаются на вас.
По сути, НЛП учит нас работать с нашим окружением и так называемой субъективной реальностью, изменяя жизнь к лучшему. НЛП не теоретическая дисциплина, а собрание практических методик. В рамках нейролингвистического программирования вам не придётся погружаться в недра причинно-следственных связей, как действует большинство психологических учений. Вы научитесь искать и находить решения.
Методы НЛП задействуют ваше подсознание, вашу собственную нервную систему, в которой сокрыты все ресурсы, необходимые для комфортного и успешного существования. Более того, освоив методики программирования, вы сможете брать всё лучшее в окружающих, моделировать нужные в тот или иной момент поведенческие реальности.
Давайте рассмотрим несколько техник НЛП, которые могут пригодиться каждому из нас. Например, с помощью НЛП вы можете избавиться от страха.
Итак, вы чего-то или кого-то боитесь. Что вы делаете? Представьте причину своей фобии как можно более ярко и подробно. Пусть перед вашим внутренним взором появится картинка. А теперь отодвиньте изображение подальше от себя. При этом ваш страх становится всё меньше и меньше, яркие краски словно стираются. Постепенно вместо страха вы ощутите только жалость – настолько незначительным окажется образ.
Для решения самых разных психологических трудностей идеально подходит следующая модель действий: «Симптомы, причины, результат, ресурсы, эффекты» (score по-английски, что можно перевести как «счёт»). На счёт «пять» вы с лёгкостью разрешите личные трудности.
Итак, симптомы – это ваши эмоции здесь и сейчас. Вы злитесь на детей, боитесь чёрной кошки или находитесь в депрессии. Причины – тот опыт в вашем прошлом, который привёл к этому состоянию. Обычно до истинных причин сложно докопаться, они могут скрываться в раннем детстве. Например, вас напугала чёрная кошка в детском саду. Уже повзрослев, вы будете чувствовать себя не слишком комфортно в обществе этого животного.
Результат – состояние, к которому мы стремимся. Ресурсами называется ваш личный опыт, который вы и примените во благо себе. И наконец, последний пункт – эффекты: в течение долгого времени вы будете наслаждаться результатом!
Теперь приступим к практике. Возьмём, например, проблему «Я боюсь выступать на публике». Представьте себе «линию времени» – это воображаемая линия длиной около 4 метров на полу. Отметьте прошлое, настоящее и будущее, отрезок после будущего символизирует эффекты. Встаньте в точку «настоящего» и опишите свои симптомы: вы недостаточно уверены в себе, в горле пересыхает; когда вы перед аудиторией, не можете и двух слов связать. Сделайте шаг в сторону и мысленно взгляните на себя в настоящем. Представьте себя в будущем, когда проблема разрешится. Посмотрите на себя будущего со стороны. Что вы видите? Уверенного в себе человека, способного убедительно говорить перед людьми, легко находящего доводы против возражений. Теперь встаньте на линию времени в отрезок будущего и представьте все те ощущения, которые испытаете, разрешив проблему. Например: «Научившись говорить перед людьми, я прекрасно себя чувствую. Я наслаждаюсь властью над толпой. Меня внимательно слушают, и я расслабляюсь».
Осознав все свои ощущения, вернитесь в точку настоящего и снова испытайте положительные эмоции. Как можно более отчётливо запомните своё состояние.
Теперь медленно продвигайтесь в сторону прошлого, отыскивая причины вашей боязни выступать. Очень важно найти истоки такой проблемы. Возможно, в далёком детстве вы что-то пытались рассказывать, а вас грубо прервали и высмеяли. Отыскав травмирующее событие, как можно более чётко вспомните его. Теперь привлекаем ресурсы: как вы могли бы поступить в данной ситуации теперь? Вероятно, посмеяться вместе со всеми и выбрать более подходящий момент для выступления. Оно могло пройти значительно более успешно. Эмоционально переживите разрешение проблемы в прошлом, по-другому смотря на ситуацию. Постепенно двигайтесь к настоящему, вспоминая подобные ситуации в прошлом.
Обратите внимание: когда вы вернётесь в настоящее, то испытаете удовольствие и комфорт.
1.3. Целься… Пли!
Хочешь, чтобы мир менялся – меняйся сам. Так гласит народная мудрость. Менять себя с помощью НЛП – задача несложная и на редкость увлекательная. Главное – определить: а чего вы, собственно, хотите? Иными словами – для того чтобы от любой деятельности получить максимальный результат, нужно ставить цели.
Постановка цели – это больше половины успеха. Только помните: цель должна быть чёткой, конкретной, достижимой прямо сейчас, желанной и ограниченной во времени.
Определите свою цель, рассмотрите её со всех сторон. Подумайте: а что хорошего принесёт вам достижение цели? Чем вам придётся пожертвовать? Возможно ли, что ваши планы причинят кому-либо вред? Подумайте: не перевешивают ли негативные моменты результата? Если это так, возможно, имеет смысл изменить цель.
Продумайте, что вам потребуется для получения результата. Кто и что может вам помочь? Распланируйте первые шаги на пути к цели. Представьте, как будете себя чувствовать, когда обретёте желаемое.
Глобальные цели лучше разбивать на несколько «подцелей» и двигаться поэтапно. И наконец, самое главное: на пути к достижению цели представляйте себе как можно более ярко, какие положительные эмоции вы испытаете в финале. Подумайте, насколько лучше станет качество вашей жизни. Какие дополнительные бонусы появятся в вашем распоряжении.
Глава вторая. «Сначала было слово…»
Важность коммуникации сложно переоценить. Общаясь, мы передаём и воспринимаем свои желания, потребности, склонности. Словами мы описываем те или иные эмоции. Слово – это серьёзный инструмент, с помощью которого можно изменить и себя, и окружающую реальность. Некоторые храбрые эзотерики даже утверждают, что для того, чтобы чего-то достичь, достаточно это что-то словесно описать.
2.1. Слова, слова…
Мы общаемся ежедневно на протяжении всей сознательной жизни. При этом мы преследуем определённые цели: донести информацию до собеседника или получить отклик с его стороны, поделиться советом или эмоциями. Независимо от того, с кем вы общаетесь, очень важно найти психологический контакт с собеседником. Благодаря этому вы добьётесь большего взаимопонимания с окружающими людьми.
В НЛП разработаны конкретные техники и приёмы, помогающие достичь полноценного контакта с собеседниками. Освоив несложные методики, вы перейдёте на новую стадию – эффективного общения.
Итак, первая методика НЛП называется уподоблением. Уподобляясь собеседнику, вы обеспечиваете наиболее гармоничное взаимодействие. Согласитесь: аристократу с родословной, берущей начало в античности, замком на берегу Сены и привычкой завтракать на накрахмаленной скатерти и серебряных приборах несложно найти общий язык с себе подобными. И представьте подобного джентльмена беседующим с простым рабочим…
Итак, если вы и ваш собеседник – люди одного круга, вам проще понять друг друга. Поскольку вы воспитывались и обучались в равных условиях, имеете общие знания, навыки и интересы. Благодаря этому контакт установится легко. И напротив – обычному менеджеру из небольшой фирмы будет непросто найти темы для конструктивного диалога «владельцем яхт и пароходов». Говоря терминами НЛП, у них разные карты реальности.
Тем не менее, уподобление окажется полезным практически в любой ситуации. Для того чтобы воспользоваться этой техникой, вам необходимо научиться чувствовать и понимать собеседника, как бы встраиваться в его карту реальности. Помните: оптимист с большим успехом найдёт общий язык с таким же позитивным живчиком, нежели пессимист. Визуалу непросто окажется общаться с аудиалом или кинестетиком. Обладатель быстрого темпа речи будет раздражаться, общаясь с медлительным партнёром. Учитесь смотреть на мир с точки зрения собеседника!
А поможет вам в этом подстройка. Эта техника относится к вербальным лишь отчасти, что не отменяет её фантастического действия. Помните: мы чаще симпатизируем тем, кто чем-то похож на нас самих. Это может быть внешность или поведение, убеждения или отдельные черты характера. Все эти причины симпатии могут оставаться на подсознательном уровне, но срабатывают без осечек.
Соответственно, суть подстройки – в аккуратном копировании жестов, темпа речи и прочих внешних особенностей собеседника. «Отражайте» человека, с которым разговариваете – и ваши переговоры пройдут более успешно.
Конечно, не стоит превращаться в плохую пародию на собеседника. Не увлекайтесь! Начните подстройку с незначительных жестов, осторожных изменений позы и темпа речи. И постоянно практикуйтесь! Тогда вы овладеете полезным навыком настолько эффективно, что он будет «включаться» сам по себе, на подсознательном уровне.
Вы можете задействовать не полную подстройку, а частичную. Чаще всего это совершенно незаметно, зато действенно. Например, ваш собеседник подпёр лицо рукой. Вы просто коснитесь одной рукой своего лица. Собеседник закинул ногу на ногу – скрестите ноги в щиколотках.
2.2. Поговорим на одном языке?
Помимо телодвижений, темпа и ритма речи, тона голоса, мы все различаемся собственным словарным запасом. Вспомните Эллочку Людоедку с её на редкость ограниченным вокабуляром! И Пушкина с его великолепными стихами.
Нередко мы не понимаем собеседников, поскольку за одним и тем же сочетанием звуков видим совершенно разные образы. Например, что вы «видите», когда слышите слово «дом»? Уютное глубокое кресло, голубой экран телевизора? Горячий ужин с кружкой чая? Тепло и комфорт? А что представит, например, человек из неблагополучной семьи? Возможно, для него дом – это место, в которое не хочется возвращаться.
Удивительно, что при такой разнице восприятия мы всё же понимаем друг друга. Тем не менее, договориться будет проще, если вы научитесь беседовать с окружающими на одном языке.
Мы уже упоминали о важности голосовой подстройки. Близкие темп и громкость речи, высота голоса – это значительный процент успеха переговоров. Не менее важно и то, какие слова вы употребляете. Обратите внимание: большинство из нас частенько вставляет в речь характерные словечки. Так вот, если вы «поймаете» такие особенности речи собеседника, можете использовать их в свою пользу! Приводите в беседе любимые выражения партнёра и добьётесь удивительных результатов!
Особенно важна речевая подстройка в телефонных переговорах: ведь мы не видим лица и позы собеседника, не можем составить о нём своего мнения. Но вы скоро убедитесь: словами и интонациями можно добиться очень многого!
Обращая внимание на речь собеседника, вы сможете его понять, встроиться в его картину мира и даже оказать на него влияние! Между прочим, мы склонны «проговариваться» о такой особенности, как мировосприятие. Например, люди, ориентирующиеся на слух, или аудиалы, в беседе используют слова «говорить», «пропускать мимо ушей». Визуалы – те, кто наиболее активно воспринимает мир через зрение – скажут «вижу», «это выглядит», «посмотрим». Люди с обонятельным и вкусовым типами мировосприятия употребляют фразы «это дело дурно пахнет», «о вкусах не спорят», «я должен переварить эту идею». И наконец, кинестетик – тот, кто познает мир «на ощупь» – заметит: «я и пальцем не пошевелю ради чего-то», «это холодный тип», «я уловил вашу мысль».
Включайте в свою речь подобные звуковые коды – и ваш собеседник проникнется к вам большим доверием.
Кстати, знание сенсорных предпочтений поможет вам убедить собеседника в чём угодно. Например, воздействуя на визуала, не пытайтесь строить длиннющие фразы и придумывать красивые прилагательные. Лучше набросайте схему или проиллюстрируйте на бумаге ваше предложение.
Аудиалу требуется чёткий и ясный рассказ. Кинестетику предложите пощупать что-либо, относящееся к теме ваших переговоров. Ему нравится держать в руках различные предметы. Как бы ни были привлекательны иллюстрации и схемы, они не произведут впечатления на представителей этих двух типов.
2.3. Этот незаметный гипноз
Что первым приходит на ум, когда вы слышите слово «гипноз»? Наверное, величественный джентльмен на сцене в полусумраке, мрачным низким голосом вещающий в зрительный зал. На самом же деле, гипноз – это психологическая техника введения человека в особое состояние, в котором ваш подопытный не сопротивляется воздействию и внушению.
По сути, разговорный гипноз относится к эриксоновскому гипнозу. Милтон Эриксон, гипнотерапевт прошлого столетия, использовал множество инструментов для погружения пациентов в гипнотическое состояние. Именно этот деятель доказал, что невосприимчивых к гипнозу людей просто не существует. Между прочим, в НЛП разговорный гипноз получил название милтон-модели.
Итак, с помощью гипноза вы погружаете собеседника в состояние пониженной критичности и рассказываете ему, что требуется. Разговорный гипноз полезен в любой сфере, в которой вам требуется чего-либо добиться от собеседников.
Благодаря Эриксону мир понял, что гипноз может быть совершенно незаметным, а внушение можно дать в обыкновенной беседе. Так и появился в НЛП разговорный гипноз.
Разговорный гипноз может выглядеть как угодно, только не как зрелищное представление телевизионного гипнотизёра. Вы беседуете с приятелем или презентуете свой товар, болтаете на вечеринке или произносите тосты… и при этом внушаете собеседнику то, что вам требуется.
Отработав технику разговорного гипноза, вы научитесь убедительно говорить, добиваться от людей того, что требуется вам. Вы будете держать свою жизнь под контролем. Самое потрясающее – ваше воздействие будет незаметным. Соответственно, человек, не догадываясь о том, что его гипнотизируют, не сможет прервать контакт и свести «на нет» все ваши усилия.
Только представьте себе: мы уже умеем гипнотизировать и внушать. Только вот результаты не отслеживаем. В итоге, внушая одно, получаем совершенно другое. Как же так? «Не отказывайте сразу!» – говорит продавец, и мы тут же отвечаем чётким «нет». «Не кричи на меня!» – повышают голос спорщики.
Вы научитесь убеждать людей именно тому, что вам требуется. Это несложно, и скоро вы это поймёте!
Глава третья. Разговорный гипноз и его возможности
Что же может разговорный гипноз? Да всё, что угодно! Вы мечтаете о карьерном росте? О гармонии в семье? О послушании детей? Или жаждете перевыполнить планы продаж? Всё это и многое другое становится возможным с помощью несложных техник нейролингвистического программирования.
3.1. Познакомьтесь с научной магией
Если с помощью гипноза вы навязываете свою волю окружающим, чем же он отличается от приказа? Прежде всего, гипноз – это косвенное воздействие, а значит, ваш собеседник не оказывает сопротивления. Более того, объект воздействия действует «по доброй воле», пусть даже воля эта – ваша собственная. Вы не сможете убедить украсть того, кто неспособен на подобный поступок. По сути, вы подталкиваете в нужную вам сторону того, кому всё равно, куда идти.
Разговорный гипноз, по сути, сводится к достижению двух целей: это наведение транса и внушение. Как это выглядит? Ваш собеседник ожидает от вас беседы на ту или иную тему, строит умозаключения, готовит возражения. Вы же тем временем вводите его в транс, воздействуя на эмоциональную сферу. В трансе, кстати, нет ничего удивительного: мы все входим в это загадочное состояние множество раз на дню. И не нужны для погружения в лёгкий транс ни шаманские бубны, ни экстатические танцы восточных монахов.
Дело в том, что ум работает – а подсознание, до которого нам и нужно добраться, полностью открыто воздействию. По большому счёту, гипнотизируя, мы работаем с подсознанием человека. А о великих возможностях нашей психики говорится постоянно.
После того как транс установлен, приступаете к внушениям. Причём тема беседы и внушения могут быть совершенно разными. Рассказываете потенциальному клиенту о развитии вашего бизнеса, внушаете же необходимость приобрести конкретный товар. И так далее!
Помимо речи, в разговорном гипнозе принимают участие жесты, интонации, эмоции. Всё это мы разберём подробно.
3.2. Не перестарайтесь!
Гипнотические слова воздействуют на мир, изменяя его. Но не стоит надеяться, что вы получите золотую рыбку в своё полное распоряжение. Гипноз – далеко не панацея.
Как и любой инструмент, гипноз обладает рядом возможностей. Но и применять его стоит осторожно. Прежде всего, помните: разговорный гипноз следует использовать в тех случаях, когда он наиболее эффективен.
Учтите: гипноз не даёт вам чего бы то ни было в окружающей реальности, а лишь в несколько раз умножает ваш собственный потенциал. Например, продаёте вы фермеру газонокосилку. Она ему нужна и так, но под действием гипнотических слов он значительно быстрее пойдёт на сделку и с большим желанием расстанется с деньгами. И попробуйте презентовать ту же газонокосилку юной студентке-горожанке. Данный высокотехнологичный прибор нужен ей как рыбе зонтик.
Или, допустим, личные взаимоотношения… Если вы испытываете друг к другу хоть какую-то симпатию, под влиянием правильных слов отношения углубятся. Но в случае, когда ваша пассия решительно не желает сближения, вы не устраиваете её по каким-то серьёзным параметрам – на долгосрочное действие гипноза вряд ли возможно рассчитывать.
По сути, разговорный гипноз способствует нашему продвижению к поставленным целям. Под его воздействием окружающие помогают нам в этом. Наиболее гармоничным будет, если при этом и мы поможем им добиться своего. В менеджменте существует принцип, согласно которому наиболее успешными считаются переговоры, приносящие пользу всем сторонам. Благодаря разговорному гипнозу, вы подойдёте к поставленным целям значительно быстрее и с меньшими потерями.
Конечно, хотелось бы, чтобы мир менялся как по мановению волшебной палочки. К сожалению, это невозможно. Мы можем только предполагать, когда и каким образом сработают наши внушения. Тем не менее, с опытом это воздействие будет поддаваться всё более точному прогнозу.
3.3. Иммунитет: нужен или нет?
Говорят, что некоторые люди невосприимчивы к гипнозу. Но мы с вами уже поняли, что таковых не бывает: бывают не слишком хорошие гипнотизёры. Разговорный гипноз действует на всех и каждого. Возможно, на отдельных представителей человечества это воздействие окажется менее выраженным.
Если вы не можете открыть замок – возьмите другой ключ. Если у вас не получается влиять на конкретного человека – смените метод воздействия. Об этом мы поговорим далее.
У большинства также может возникнуть вопрос: а что же делать, если загипнотизировать пытаются нас самих? Да ничего… Гипнозом в той или иной степени владеют все. А обнаружив попытки манипулировать вами с помощью техник НЛП, вы автоматически ускользаете из-под власти коварного оппонента.
Тем не менее, ситуации бывают самые разные. И пока вы не достигнете определённого уровня в разговорном гипнозе, опасность пострадать существует.
Итак, суть гипноза – ввести человека в транс и навязать ему внешние мыслеобразы. Проще и быстрее всего мы погружаемся в транс, когда отключается логический разум. Совершите что-либо совершенно неожиданное – и ваш собеседник с лёгкостью поддастся внушению. Например, вы неожиданно подходите к человеку, грызущему яблоко, берёте фрукт из его рук, смачно откусываете и возвращаете обратно. На какое-то мгновение бедолага застывает… Тут-то на него и можно воздействовать!
Существуют и другие способы погружения в транс, о чём мы с вами поговорим чуть дальше.
Глава четвёртая. Начинаем с азов
В разговорном гипнозе используются свои базовые предположения – так называемые пресуппозиции, или предпосылки. Термин «пресуппозиции» широко задействован в НЛП. Для речевого воздействия важны определённые предпосылки. Попробуйте их осмыслить!
Итак, наше поведение зависит от субъективной реальности. Транс – это естественное и привычное состояние любого человека. Большая часть наших действий бессознательна. Внимание концентрируется на непонятном. Незавершённое действие тяготеет к финалу.
А теперь давайте подробно разберём всё вышесказанное.
4.1. Транс – наше естественное состояние
Все гипнотические техники начинают работать при вхождении в транс. Что такое транс, для чего он нужен и как им пользоваться? На самом деле, транс – состояние, которое неоднократно испытывал каждый из нас. Вы наводите лёгкий транс на ребёнка, когда кормите его и приговариваете: «Ложечку за папу, ложечку за маму…».
Причём здесь субъективная реальность? Задумайтесь: мы существуем в объективной реальности физического мира и в нашей собственной. Объективная реальность одна для всех. Субъективная же для каждого своя. Именно она создаётся словами. Собственно, чтобы погрузить собеседника в транс, вам нужно воздействовать на какую-то часть его субъективной реальности. Ведь именно от неё зависит поведение человека.
Задумайтесь: объективно на улице жарко. Если вы этого не замечаете, то и не пытаетесь избавиться от излишков одежды. Вы не знаете о терроризме и его проявлениях – вряд ли запаникуете, увидев забытую кем-то сумку в транспорте.
А теперь поговорим о трансе. Это такое чудесное состояние, в котором разум человека занят чем-то одним, делает же он совершенно другое. По сути, любое отвлечение от совершаемых действий – это транс.
Между прочим, восточные мудрецы с глубокой древности говорят о необходимости осознания себя в каждом действии. С другой стороны, концентрация на чём-то одном – это тоже транс.
Как же так? Транс – действительно наше обычное состояние? Так оно и есть. В нём мы проводим большую часть своей жизни. В трансовом состоянии мозг работает по-другому. Логика «отключается», и бессознательное поддаётся воздействию.
Как уловить состояние транса в себе самих? Существует ряд внутренних признаков транса. Фокус вашего внимания сужается, часть информации извне отсеивается, вы расслаблены, с трудом контролируете свои действия, не хотите шевелиться. Взгляд останавливается, зрение расплывается, зато перед внутренним взором появляются всевозможные образы.
Запомните эти симптомы: они помогут вам воспользоваться самовнушением. Транс у собеседника важен для нас возможностью применить разговорный гипноз. Если человек погружается в себя, он не оценивает логически наши реплики. Он не может услышать те или иные слова, но при этом они отложатся в бессознательном и начнут действовать, чего мы и добивались.
Транс преследует нас постоянно. Скука, страх, дискомфорт, любые яркие эмоции – всё это транс. Учитесь замечать трансовые состояния оппонентов. «Поймав» собеседника в этом состоянии, вы можете углубить его и воздействовать речевым гипнозом.
Существует несколько ярких внешних проявлений транса. Прежде всего, это как будто остановившийся взгляд и расфокусированное зрение. Человек смотрит как бы «никуда» или в себя. Зрачки расширяются. Ваш собеседник медленно моргает. Дыхание изменяется. Челюсть слегка отвисает. Всё тело расслабляется. Впрочем, проявление ярких эмоций – это тоже транс, подходящий для наших целей.
Как только ваш собеседник погрузился в транс, озвучьте внушение. После чего уводите разговор. И так – в процессе всей беседы. Внушением может стать команда, информация или любой факт, полезный для вас. Произносить «ключевые» слова следует, не меняя интонации и выражения лица. Ведь мы не хотим, чтобы оппонент заметил наши манипуляции.
Причём здесь бессознательное? Любое наше привычное действие управляется именно им. Разве мы задумываемся о том, как ставим ноги при ходьбе? Вспомните мультфильм о гусенице, которую учили ходить правильно: левой – правой, левой – правой. Что вышло в итоге? Да она просто упала!
Все отработанные движения и действия записаны в подсознание, и мы уже не контролируем их. Только представьте, как тяжело было бы осознавать каждый свой вздох, шаг, каждое подёргивание мышц!
По большому счёту, мы отправляем в бессознательное все привычные действия. Каждый, наверное, сталкивался с мыслью: «Я закрыл дверь, уходя на работу?». И вспомнить этот момент вряд ли удастся. Всё это – проявления подсознания.
Овладевая разговорным гипнозом, мы учимся «договариваться» с бессознательным. Встройте свою установку в подсознание собеседника, и она сработает. Человек при этом может даже не акцентировать внимание на непривычных действиях.
4.2. Игры с воздействием
Влиять на людей в принципе несложно. Нужно помнить только о нескольких особенностях нашей психики.
Человек не любит неизвестность. Она его пугает и при этом привлекает внимание. Пока нет объяснения непривычному, человек находится в состоянии дискомфорта. А зафиксировав внимание собеседника на решении того или иного вопроса, вы уже погружаете его в транс. Введите оппонента в замешательство – и можете на него воздействовать! Причём сделать это несложно в обыкновенной беседе.
Помогают нам в этом поведенческие шаблоны. Только задумайтесь, насколько мы скованы всевозможными ритуалами! Задаём вопрос – и ожидаем ответа. При встрече мы ждём приветствия, при расставании – прощания. Нарушьте любой стереотип – и вы получите требуемое замешательство.
Углубить нужное вам состояние просто: ведите себя как ни в чём не бывало. Ваш собеседник погрузится в решение сложного вопроса: а чем же вызвано ваше поведение? Его внимание зафиксировано, он ищет объяснение. Пробрасывайте внушение, и оно проскользнёт в подсознание. После чего объясните своё поведение, чтобы ваш оппонент успокоился.
Зачем? Незавершённое действие стремится к завершению. Оставьте собеседника недоумевать над причинами ваших действий – и он будет перебирать вашу беседу в мельчайших деталях. Так и до внушения докопаться можно!
И напротив: вы не хотите привлекать внимания к своим словам? Тогда придерживайтесь ровной и спокойной интонации, даже монотонности изложения. Говорите понятно, как с детьми. Не используйте сложной терминологии, тяжеловесных словесных конструкций. Тем самым вы отвлекаете внимание человека от себя и своих слов и можете безнаказанно делать внушения.
И снова вернёмся к незавершённым действиям. Психологи выяснили, что студенты долгое время помнят условия нерешённых задач. Домохозяйки бегут к телевизору смотреть бесконечные сериалы, поскольку каждая предыдущая серия осталась с открытым финалом. Как мы можем это применить? Вы начинаете рассказ, но не заканчиваете его. Внимание вашего собеседника достраивает возможные варианты завершения истории. Вы тем самым внушаете ему что-то, после чего заканчиваете рассказ. Середина беседы забыта.
Вы можете использовать приём «матрёшки»: вкладывать одну историю в другую, в третью и так далее.
Убедите человека начать действовать в нужном вам русле – и он закончит требуемое по собственной инициативе. Это тоже несложно: иногда достаточно незавершённого рассказа о деле.
И ещё одна тонкость. Подсознательное воспринимает только образы. Скажите, слова «метр шёлка» вам о многом говорят? Вряд ли, если вы не трудитесь в швейном ателье. И напротив, «тонкий струящийся шёлк» вызывает в нашем сознании определённые образы. Эмоции, картинки, ассоциации, звуки, вкусы, ощущения – вот то, над чем работает бессознательное. Общайтесь с ним, как с маленьким ребёнком!
Вы же не будете говорить малышу: «Каша – очень полезный продукт из злаков, в ней содержатся витамины, минералы и клетчатка». Вы скажете: «Кушай кашку, кашка вкусная, вырастешь большой». К подобным словам-образам прибегайте и при внушениях.
Порой начинающие гипнотизёры совершают именно эту ошибку: неверное воздействие на подсознание. В частности, используют в речи частицу «не». Далеко не всегда отрицательная конструкция снабжена соответствующей картинкой. Скорее всего, образ, например, неумёхи есть в вашем подсознании. А понятие «не ромашка» отсутствует. И в бессознательном отложится образ цветка.
Впрочем, вы можете использовать этот момент так, как вам надо. «Вам не нужно покупать этот товар. Я хочу лишь рассказать о нём». Что мы получаем на выходе? Убеждение купить именно этот продукт.
4.3. На одной волне
Для того чтобы наиболее успешно работать с собеседником, вы должны почувствовать его. Об этом мы уже упоминали вскользь. Теперь поговорим подробнее.
Воздействие бывает разным. Но эффективность его зависит от правильно выстроенной структуры. Помните, в частности, о так называемых фоновых линиях. Это линии контакта, отвлечения и воздействия. Что же это такое? Самая длинная – линия контакта. Наладили контакт – отвлекаете собеседника. Проводите воздействие, повторяете отвлечение и завершаете контакт.
Линия контакта предоставляет нам важную информацию: реакцию собеседника. В зависимости от поведения оппонента мы меняем подход к нему. Ошиблись – исправляемся.
Линия отвлечения призвана нам помочь. Первая реакция любого человека на что-то новое – отказ. Почему-то нас устраивает жить в привычном болоте. Все непривычное вызывает отторжение на подсознательном уровне. Вот этого внутреннего «отрицателя» нам и нужно отвлечь.
Каким образом? Отправьте его в мысленное путешествие в прошлое или будущее. «А представляешь, когда это случится, какая жизнь настанет?» – и ваш собеседник погружается в радужные мечты. Как только транс установлен, начинаем воздействовать! Осторожно делимся идеями, подсказываем нужные нам поведенческие реакции, будим потаённые желания…
Помните об осторожности. Большинство ваших слов должны быть достоверными или же непроверяемыми здесь и сейчас. Внушение идёт по принципу «возможно…», через пару фраз – «единственно возможно». И так далее. Речевой поток идёт без пауз, ровно.
Можно выделить несколько важных этапов воздействия. Последовательность их обеспечит вам максимальную эффективность.
Первым делом фиксируете внимание собеседника. Пусть вас увидят. Приблизьтесь в личную зону (1,5 метра от оппонента), поздоровайтесь и предложите побеседовать. Теперь перед вами следующая задача – удержать внимание.
Привлекают внимание ценности, потребности и эмоции вашего собеседника. Поговорите о них – и он ваш полностью.
Теперь переходите к отвлечению сознания. Войдите в доверие и «включите» транс у собеседника. После чего можно внушать. Чем больше внушений, тем эффективнее пройдёт ваша беседа.
После внушения уводите внимание собеседника от воздействия. Продолжайте беседу, не меняя позу и интонацию. Если ближе к концу переговоров вы резко смените тему, ваш слушатель забудет большую часть предыдущего диалога.
И заключительный этап – возвращение вашего собеседника в точку нового равновесия. Ведь изменения, внесённые вами, должны работать дальше. Выводите оппонента из транса, заканчивайте все незавершённые истории и прощайтесь.
Глава пятая. Убеждаем в чём угодно
Убедить можно кого угодно и в чём угодно. Почти. Существуют определённые установки, которые можно назвать «табу», для каждого человека они свои. Вот с ними бороться вряд ли получится. Но вы же и не нацеливаетесь на криминальные деяния, правда? Всё остальное вполне поддаётся обработке.
5.1. «Дарим» убеждения
Успех речевого гипноза во многом строится на личных взаимоотношениях людей. Если ваш собеседник доверяет вам, полдела готово. Благодаря доверию вас воспринимают как надёжного человека, не проверяя ваших слов.
Как работает доверие? Станьте «своим» для собеседника, и порог критичности его значительно снизится. Также ваши слова примут на веру, если вы несколько раз уже выполняли обещанное.
Мы можем выделить ряд критериев, на которые ориентируется большинство людей при решении вопроса «доверять или нет». Этими знаниями можно пользоваться на практике.
Прежде всего, это ваши имидж и роль в обществе. Как вы одеваетесь, общаетесь, двигаетесь? Как вас воспринимают окружающие? Найдите несколько публичных личностей, которые вызывают доверие лично у вас и у большинства людей. Начните копировать их манеру речи, движения, характерные жесты. Приспособьте «под себя» имидж выбранного персонажа. И «отрабатывайте» несколько ролей при общении с окружающими, отслеживая их реакции.
Следующий критерий – сходство. Чем большее сходство человек обнаружит в вас с самим собой, тем комфортнее ему будет в вашем обществе. Об этом мы уже упоминали: подстраивайтесь под темп речи и любимые выражения собеседника.
И наконец, общался ли ваш собеседник с вами раньше? Вы его подводили? Лгали ему? Вряд ли вы будете пользоваться доверием. Давали действенные советы? Выполняли обещания? Вам будут доверять.
Чтобы убедить человека в чём угодно, недостаточно овладеть речевым гипнозом и вызвать доверие. Давайте разберём такое понятие НЛП, как конгруэнтность. Что это такое? Гармоничное сочетание черт вашей роли, внешности, тембра голоса. То есть ваш собеседник видит цельный образ, в котором ничто не режет глаз. Конгруэнтность – это строгий деловой костюм, серьёзное выражение лица и исполненные достоинства жесты, свойственные высокому руководству. Бывает также её противоположность – неконгруэнтность. Кроссовки с вечерним платьем, бодрая осанка и выражение скорби на лице, рявканье «Ведите себя тише» – всё это вместе признаки противоречия и фальши. Неконгруэнтный образ доверия не вызывает.
Как же достичь конгруэнтности? Внимательно наблюдайте за собой. Не демонстрируйте отрицания, если высказываете приязнь. Не противоречьте своим словам и общеизвестным фактам слишком заметно. Придерживайтесь единого стиля в одежде и аксессуарах.
Расположить собеседника к себе вам поможет подстройка, о чём мы уже говорили. А теперь раскроем один из важнейших аспектов речевого гипноза: словесную подстройку.
Подбирайте слова не только грамотно, но и чутко ориентируясь на собеседника. Вряд ли 6-летний ребёнок поймёт обычную речь инженера-конструктора, не правда ли? И наоборот, профессор философии с трудом уловит смысл в речах юной блондинки-простушки.
Подстраивайтесь к речи и уровню интеллектуального развития собеседника. Сделать это несложно, если вы умеете внимательно слушать. Люди обычно выделяют тембром речи, голосом, интонацией слова, которые считают наиболее важными. Вот на такие-то реплики и обращайте внимание. Добавляйте их в свою речь, как бы «отзеркаливая» речь окружающих.
Сравните: Как замечательно будет, если ты ПОМОЕШЬ посуду. Как ЗАМЕЧАТЕЛЬНО будет, если ты помоешь посуду. Как замечательно будет, если ТЫ помоешь посуду.
Согласитесь: разный смысл у совершенно идентичных фраз. В первом случае акцент на действие, во втором – на позитивные результаты, и в третьем – на личность собеседника. На три этих предложения, различающихся интонацией, и реагировать придётся по-разному. Во втором случае можно, например, попросить вымыть посуду ребёнка или загрузить её в посудомойку. В третьем вам придётся лично заниматься этим делом.
Как же мы реагируем? Очень просто. Главное – включить в свой ответ слова, выделенные собеседником. Это расценивается как полнейшее взаимопонимание и внимание.
О чем ещё следует знать, практикуя речевой гипноз? Максимально используйте в своей речи банальные или верные утверждения. С ними легко согласиться, а значит, вы не включаете в собеседнике внутреннего цензора. К тому же, если ваш оппонент несколько раз убедится в вашей правоте, это лишь укрепит чувство доверия.
5.2. Доверяй, не проверяя
Проще всего воздействовать на человека, который вам доверяет. Как же добиться этого? На самом деле, нам нужно не так уж много инструментов, которыми славится нейролингвистическое программирование. Начнём с подстройки, о которой мы уже говорили.
Есть у этого замечательного инструмента полезнейшее свойство: ваш собеседник начинает испытывать тепло и взаимопонимание. А мы помним: человек стремится оставаться в зоне комфорта. Попробуйте резко отстроиться по ряду параметров после подстройки. Ваш собеседник растеряется и не сразу придёт в себя. Это, конечно, можно использовать для внушения. Но лучше поступить более тонко.
Постепенно и плавно меняйте свои реакции, и вы заметите, что теперь ваш собеседник начал копировать вас. В НЛП это называется – он «ведётся». В гипнозе используется термин «раппорт». Чем хорошо это состояние? Раппорт – выражение подсознательного доверия, что чрезвычайно удобно. Незаметно вы можете изменить эмоциональное состояние собеседника, вызвать в нём нужный настрой и навести транс.
Итак, подстройтесь под собеседника, под его состояние. Постепенно перейдите в состояние, нужное вам: например, погружайтесь в транс и отслеживайте соответствующие изменения в своём оппоненте.
В процессе внушения обязательно дозируйте информацию! Не более 20 процентов нового, по утверждениям психологов, мы способны воспринять безболезненно. Следовательно, на одно наше внушение должно идти четыре правдивых. Как это выглядит? «Знаете, я безмерно уважаю людей компетентных, надёжных, способных принимать решения быстро и осознанно, согласитесь, именно такая позиция даёт наилучшие результаты, ведь мыслить – значит действовать, и руководитель, подобный вам, понимает это лучше, чем я, и я уверен, что мы найдём общий язык».
Не менее важно убедить людей слушаться ваших распоряжений. Как это сделать? Постепенно. Сначала даёте мягкую команду человеку, которую он безусловно выполнит. Например, «Переставьте стул поближе, пожалуйста, так вам будет удобнее. Закройте окно, мне кажется, сильно дует. Подчеркните эту цифру – она очень важна». Тем самым вы вырабатываете в собеседнике инерцию согласия. Постепенно можете обращаться с более серьёзными просьбами-приказами.
Что же делать, если ваша стратегия не работает? Обратите внимание на выражение лица вашего собеседника. Он нейтрален – значит, всё идёт как нужно. Просто в следующий раз можете предложить другое действие. Недовольство – призыв к действиям для вас. Сделайте шаг назад. Попросите прощения за излишнюю назойливость или заботу. После чего продолжайте, сделав свои просьбы-приказы более нейтральными по сути.
И, конечно же, помните о вежливости! Фразы «Если вас не затруднит», «Позвольте», «Вы вправе отказаться» могут творить чудеса. Порой можете создать своеобразную иллюзию справедливости. Прикажите собеседнику что-то сделать, сказав: «…а я тем временем». Например, «Почисти картошку, а я пока вынесу мусор», «Прочитайте соглашение, а я пока внесу ваши данные в компьютер».
5.3. Вы со мной согласны?
Получить согласие практически на любое предложение, оказывается, очень просто. Только действовать нужно аккуратно. Проще всего вызвать негативную реакцию – унизить собеседника, подвергнуть сомнению его слова. Этого делать не стоит. Проявляйте чуткость. Если ощутили малейшее напряжение – отступайте. А теперь – инструкция к действию.
Начните разговор с отвлечённых предметов, не касающихся лично вашего собеседника. Так он скорее расслабится. Во время беседы «коллекционируйте» согласие собеседника, ведь если он сказал вам «да» десять раз, в одиннадцатый просто по инерции может согласиться.
Используйте хорошо известные факты или банальности, с которыми ваш собеседник обязательно согласится. Погода, внимание собеседника, удобство расположения, достигнутые договорённости – всё это является вашим оружием.
Полезно также цитировать собеседника, добавляя вопросительную интонацию. Повторите часть его последней фразы. Этот приём называется «эхом». «Верно ли я понимаю, что… (дальше идёт цитата собеседника)»? Тем самым вы добиваетесь доверия и согласия – двух важнейших зайцев в гипнотической «охоте».
Роскошный приём, который вы можете использовать – два взаимоисключающих заявления в одной фразе. «Или» – полезнейший инструмент. «Вы можете мне верить или не верить», «Вы можете согласиться со мной или отказать». Что ответит собеседник? «Да», – этого мы и добивались.
Задавайте условия. «Мы всегда открыты сотрудничеству, если с нами работают честно». «Яблоки можно хранить десятилетиями, если соблюсти нужную температуру».
Верные ваши помощники – всевозможные поговорки, пословицы, афоризмы. Они успокаивают, ослабляют внутренний контроль вашего собеседника. К тому же, все вышеперечисленные банальности служат единственной цели: убедить человека соглашаться с нами. Пусть ваши слова пропускают мимо ушей, ибо скучно стало. Вам продолжают говорить «да» – и это главное! Постепенно можете высказываться более чётко.
Не забывайте и о неопределённости. Вы можете просто не упоминать то, что помешает достичь поставленной цели. Вы не лжёте в открытую, просто недоговариваете. И это – феноменальный инструмент.
5.4. Если логика не справляется…
Предположим, вам попался особенно «трудный» собеседник, воздействовать на него логически ну совершенно не получается. Неужели отказаться от задуманного? Ни в коем случае! У речевого гипноза ещё множество приёмов и методов. Один из них называется псевдологикой.
Как мы знаем, логика – это наука о правильном мышлении. На основании известных фактов с помощью логики мы делаем правильные выводы о неизвестном. Но большинство из нас логику не изучает и ориентируется на «логичное звучание». Смысл при этом часто остаётся за кадром. Благодаря такой особенности мы можем применять псевдологику.
Не думайте, что мы убеждаем вас обманывать собеседника, подтасовывать факты. Основывайте свои доводы на известной информации. Ваша задача – вывести из даже не слишком привлекательных данных красивый и, главное, полезный для ваших целей вывод.
Упали ценные бумаги, хотя вы обещали партнёру их рост? Падение цен – прямой показатель грядущего роста. Мироздание ритмично, и всё меняется. Подумайте о смене времён года, рекогносцировке воинов перед атакой.
Для того чтобы вам было проще, запомните несколько помощников псевдологики. Прежде всего, это союзы «и», «но», «а». «Мы не можем с уверенностью утверждать, что ваши акции вырастут в цене, но ряд влиятельных экспертов выражает свою уверенность в данном факте».
Слово «значит» – ещё один шаблон. «Вы растерялись, значит, не уверены в отказе, значит, давайте работать совместно».
Время неумолимо, его не убедишь подождать удачного момента. И этот стереотип нам с вами на руку: «Пока вы медлите, ваши коллеги забирают всю возможную прибыль».
И наконец, сокрушительный приём – причинно-следственная связь. Разумеется, условная. Этот метод можно задействовать, только когда ваш собеседник более чем лоялен. Малейшие признаки неудовольствия на лице оппонента – знак для вас сделать шаг назад. «У вас открытое лицо, поэтому я могу вам доверять». «Гулять по полю совершенно безопасно, поскольку зимой змеи спят». Вот немногие примеры вышеописанного приёма.
В чем сила подобных приёмов? Всё, что звучит логично, вызывает доверие. Мы бы сошли с ума, если бы подвергали сомнению и анализу любую фразу.
Глава шестая. Транс вам в помощь
Итак, мы приблизились к наиболее увлекательному моменту речевого гипноза – практике по внедрению транса. Трансовые состояния, как мы уже писали, свойственны всем и каждому. И достичь транса несложно. Теперь мы научимся виртуозно погружать в требуемое нам состояние собеседников.
6.1. Как погрузить в транс кого угодно?
Разговорный транс может задействовать практически любое эмоциональное состояние собеседника. Вы можете добиться продолжительного транса, если примените один или несколько соответствующих инструментов речевого воздействия.
Если вы поможете человеку войти в дремотно-расслабленное состояние, внушайте – он ваш! Мы все наслаждаемся дрёмой. Ведь нам тепло и уютно, комфортно и безопасно. Умиротворение способствует возникновению транса. Чем более удобной и безопасной будет обстановка вашей беседы, тем быстрее вы сможете погрузить своего собеседника в блаженное состояние.
Что может вам помочь? Мягкие и удобные кресла или диваны, приглушённое освещение, негромкая фоновая музыка, свечи, свободное время, усталость собеседника, ваш спокойный и ровный голос, доверие. Не помешают также чувство безопасности, душевные темы разговора, позитивные слова. По большому счёту, НЛП – это создание условий, при которых человек сам захочет сделать всё, что вам нужно.
Для того чтобы погрузить собеседника в полудрёму, поделитесь своим опытом. Расскажите, например, как вам нравится сидеть на берегу моря и любоваться мерными накатами волн. Вода, огонь, природа – всё что угодно может стать темой вашего повествования. Главное, чтобы в истории звучали покой, расслабленность, безопасность и комфорт.
Как только вы замечаете первые признаки транса, одобряйте их. Кивните, улыбнитесь, негромко скажите «Замечательно». Что удивительно, расслабленное сознание прекрасно воспринимает такие сигналы.
Как внушать то, что вам нужно? Облачите внушение в историю из жизни, байку, длинный анекдот или сказку, интересный фильм или книгу. Сюжет любой истории «фиксирует» на себе сознание, пропуская вас в мир подсознания слушателя. Только запомните слова гипнотического повествования: давным-давно; вижу, чувствую, слышу; неопределённость.
Фразы наподобие «Красивая девушка», «Я помог ему», «Уютная комната» – всё это задействует воображение вашего собеседника. Любые внутренние образы погружают человека в неглубокий транс. Углубить это состояние помогут такие образы, как движение по дороге или коридору, вход через дверь, засыпание героя, подъем или спуск.
6.2. Пылкий спор или скука?
Не можете погрузить собеседника в полудрёму? Он веселится и ликует? Или зол и мечется по комнате? Усиливайте его эмоции, влияйте на них! Всё то, что вызывает эмоциональный отклик, притягивает внимание. Соответственно, помимо погружения в транс вы ещё и фиксируете внимание собеседника на своих словах.
Эмоции сильнее разума. И спровоцировать их несложно. Затроньте в беседе тему, на эмоциональном уровне волнующую вашего собеседника. Поспорьте с ним. Продемонстрируйте собственные эмоции, вызывая отклик оппонента. В конце концов, поиграйте на чужих слабостях.
Скука – это тоже эмоция. Единственная проблема – удержать человека в собственном, до зевоты скучном обществе, чтобы осуществить внушение. Проще всего воздействовать скукой на подчинённых: куда им, бедным, деваться? В другой ситуации пообещайте собеседнику скоро перейти к самому интересному.
Как заставить человека заскучать? Говорите банальности, желательно монотонно. Повторяйтесь, будьте предсказуемы.
Неплохой приём для введения человека в транс и внедрения в его подсознание внушений – перегрузка информацией. Наше сознание – вообще довольно-таки ограниченная система. Массивы новых знаний или большая скорость их поступления пропускаются без фиксации в памяти. Самое главное при этом – говорить в таком темпе, чтобы ваш собеседник немножко за вами не успевал. Но не терял надежды «догнать» вашу мысль. Контакт при этом сохраняется!
6.3. Рвём шаблоны
Существуют и более стремительные способы погрузить собеседника в транс. Один из них – разрыв шаблона. Согласитесь, у всех нас сложились определённые шаблоны восприятия реальности. Так вот, в тот момент, когда вас настигает какая-то неожиданность, вы на миг теряетесь, тем самым позволяя речевому гипнозу проникнуть в ваше подсознание.
Сделайте что-то неожиданное. Человек испытает замешательство. А это – чувство некомфортное, и подсознание создаст всё, чтобы вывести своего носителя из подобного состояния. Тут-то вы и помогаете чёткой командой-внушением. После чего объясняете своё поведение наиболее логичным образом.
Сокрушить стереотип собеседника не просто, а очень просто! От вас ждут приветствия – попрощайтесь. Подайте левую руку при рукопожатии. Спутайте мужской и женский род. Поправьте собеседнику шарф или шляпу. При этом будьте доброжелательны и безобидны. Можете для усиления эффекта что-то говорить до, во время и после разрыва шаблона: ровно, без пауз, не меняя выражения лица. Когда ваш собеседник испытает максимальное замешательство, тем же тоном произносите внушение.
Дайте одновременно противоречивую информацию. Например, «Давайте спустимся вниз», – говорите вы, поднимаясь по лестнице. «Дайте мне зелёный карандаш», – указываете при этом на красную ручку. Можете воспользоваться заготовками: наденьте носки разного цвета или попытайтесь причесаться карандашом.
Роскошный экспресс-метод – парадокс. Вот, например, известный парадокс Бертрана Рассела: «Брадобрей бреет всех, кто не бреется сам. Должен ли брадобрей брить самого себя?». На востоке существуют особые мантры – коаны. «Как звучит хлопок одной ладони?». Сталкиваясь с противоречивым или неожиданным утверждением, наш мозг «зависает», подобно компьютеру, перегруженному информацией. И мы можем этим воспользоваться в своих целях.
Глава седьмая. Прямо или вскользь?
Внушение может быть прямым или косвенным. Выбор, разумеется, за вами. Наша задача – рассказать об особенностях того и иного видов. Постепенно с накоплением практического опыта вы автоматически начнёте выбирать наиболее действенную технику внушения.
7.1. Прямые внушения – что это?
Прямое внушение действует бескомпромиссно. Вы чётко указываете, что ваш оппонент должен сделать или какие убеждения должен получить. Роли учителя или начальника помогают в этом нелёгком деле. Впрочем, прямое внушение может быть высказано в форме просьбы, совета, обещания.
Вы также можете произносить внушения мимоходом, переключая внимание собеседника на другую мысль. Или же чётко повторять своё внушение.
Разумеется, транс помогает внушениям. Но помните: во-первых, обязательно учитесь отслеживать его признаки. Во-вторых, заранее заготовьте фразы-внушения. Они должны быть чёткими, ясными и недвусмысленными.
Мы можем назвать две основные цели внушений: поведение и мнение. В первом случае вы можете воздействовать на чувства и эмоциональную сферу подопытного, во втором – на отдельные его убеждения.
Внушения могут быть простыми или отсроченными. Первый тип – это когда мы чётко указываем собеседнику, что он должен сделать или какие эмоции испытать. Временные рамки не ставятся. Подобные внушения «проходят» на ура, поскольку не вызывают насторожённости. «Забудь о моих словах. Поверь мне. Передай чашку». Всё это – примеры простых внушений.
Отсроченное внушение несколько сложнее. Нам нужно указать ситуацию, которая «включит» гипнотический посыл. «Позвони мне сегодня вечером после работы». «Если закуришь, почувствуешь дурноту».
Самое главное – после того как прозвучало внушение, продолжайте говорить как ни в чём не бывало.
7.2. Тонкости косвенных внушений
Порой прямота недостаточно эффективна. Ведь прямые внушения ограничены вашей ролью: они тем более убедительны, чем большим «весом» вы обладаете в глазах собеседника. Если в вашем арсенале «командных» ролей маловато, или они не подходят к данной ситуации, косвенные внушения – к вашим услугам.
Прибегая к косвенным внушениям, мы осторожно подводим собеседника к нужному нам действию или умозаключению. По сути, мы встраиваем прямое внушение в текст таким образом, чтобы собеседник на нём не акцентировался.
Расставляйте в речи акценты! Выделяйте голосом, жестом, интонацией или паузой слова-внушения. Тем самым вы «запускаете» свою программу в подсознание собеседника. Таким методом вы можете погрузить человека в транс. Используйте «трансовые» слова – спокойствие, расслабленность, уют, безопасность.
Цитируйте! Кавычки в речи или на письме помогут вам «протолкнуть» внушение, не маскируя его. Например: «Мой приятель – увлекающийся тип – каждый раз при встрече с девушкой говорит себе: «Это она! Только с ней ты будешь счастлив!».
Кстати, помогут усилить внушение произнесённые имена известных личностей.
Итак, смысл любого внушения – в той реакции, которую вы получаете от собеседника. По сути, это смысл любого общения. Ориентируйтесь не на собственные красивые слова, а на образы, которые ваши речи вызывают у собеседника.
Вы можете задействовать любой вид косвенных внушений или придумать свой собственный. Но постарайтесь к ответственным беседам готовиться заранее. Составьте и запишите свои монологи, отметив в них наведение транса, внушения. Вы можете встраивать в свою речь множество незначительных воздействий, что сработает лучше, нежели одно длинное внушение.
7.3. Слова – это не всё!
Как это ни удивительно, но словами мир разговорного гипноза не ограничивается. Ведь беседуя с человеком лично, мы можем подключать и невербальные способы внушения.
К нашему счастью, большинство людей концентрируется на словах, выпуская из зоны своего внимания жесты и мимику.
Не забывайте и о собственном комфорте. Для того чтобы вы могли вести человека за собой, поставьте себя в выгодные условия. С позиций силы говорить всегда проще… Если вам неудобно, это чувствуется. И ваш собеседник, ощутив неуверенность с вашей стороны, вряд ли сможет довериться вам.
При встрече, особенно при первом контакте, оценивают вашу внешность, поведение, уверенность. Вы ещё не начали беседу, а потенциальный собеседник уже выбрал линию поведения.
Не забывайте о подготовке к беседе. Помните о цели, которую преследуете. В идеале составьте план. Тогда вы сможете почувствовать себя хозяином ситуации. Есть цель – и ваша речь становится более чёткой, а принятие решений – стремительным. Отрабатывайте внешние признаки силы, успеха, влиятельности.
Следующая задача – научить собеседника подчиняться вам по собственному желанию. Каким образом? Дедовским методом кнута и пряника. Он говорит или делает то, что вам нужно – высказываете одобрение и понимание. Нет – переходите к холодному и напряжённому стилю общения. Люди на подсознательном уровне хотят, чтобы им было приятно и комфортно. И мы можем этим воспользоваться!
Задействуйте всем известные смысловые жесты. В трансе они могут играть роль внушения. Одобрение можно выразить кивком или улыбкой, неодобрение – недоуменным взглядом или надменно подняв брови.
С помощью жестикуляции можно также добиться состояния замешательства у собеседника. Соглашаясь вербально, отрицательно покачайте головой. Предложите продолжить, приложив пальцы к губам. Пока человек озадачен и думает, какому посылу он может верить, проводите внушение.
Глава восьмая. Помните о безопасности!
Речевой гипноз – сильнейшая техника влияния на людей. Вы вмешиваетесь в чужое сознание, изменяя реальность в соответствии с собственными запросами. Но не забывайте о безопасности, как своей, так и собеседника.
8.1. Вежливость – наше всё!
Вежливость и корректность никогда не бывают лишними. Относитесь к внушениям как к вежливым просьбам. «Не откроешь окно, а то душно?» – по сути это косвенное внушение. Но собеседник воспринимает его как просьбу. Соответственно, с большей радостью он пойдёт вам навстречу.
Между прочим, вам могут помочь стереотипы. Ведь мы с детства знаем, что если кто-то вежливо о чём-то просит, отказывать неудобно. Пользуйтесь этим!
Разумеется, далеко не каждую просьбу человек охотно выполнит. «Отдайте мне, пожалуйста, ваш кошелёк!». Почему так происходит? Как изменить ситуацию?
Любой человек с удовольствием выполнит вашу просьбу, если она отвечает трём требованиям. Первое – он понял вас и способен вам помочь. Второе – для него это несложно. Третье – по его мнению, для него выгодно пойти вам навстречу.
Внушения произносятся аккуратно и ненавязчиво. Вы должны притупить внимание собеседника, а не акцентировать его на чём бы то ни было. Не допускайте резкого изменения ситуации, не давите на больные места.
«Доброе слово и кошке приятно», – гласит народная мудрость. Не забывайте о комплиментах! Они должны быть тонкими и аккуратными. Тем самым вы приучаете человека доверять вашему мнению.
8.2. Секреты памяти
Итак, цель гипноза – внушить человеку нужную нам мысль или желание да так, чтобы при этом он думал, что эти идеи – его собственные. Желательно, чтобы ваш собеседник даже не догадывался о возможном воздействии с вашей стороны. В идеале пусть вообще забудет те или иные ваши реплики.
Но для начала давайте рассмотрим, что такое память. Мы не будем обращаться к физиологии процесса. Нам нужно знать ряд закономерностей, связанных с работой памяти.
Качество запоминания и вспоминания зависит от нашего состояния в данный момент. Вы устали? Расстроены? Из вашей головы быстренько исчезнет всё, не связанное с вашим личным состоянием и комфортом.
Память работает ассоциативно. Любой жест, звук, запах может запустить процесс воспоминания.
Лучше всего запоминаются начало и конец сообщения. Середина ускользает. Незавершённое действие запоминается лучше, нежели завершившееся.
И наконец, если что-то привлекло ваше внимание – оно лучше запомнится.
Итак, «внушайте» в середине текста, наиболее нейтральным тоном. Не привязывайте свои слова к ярким внешним образам.
Простейший приём: в начале и в конце беседы совершите одно и то же действие. Откройте или закройте окно, снимите очки и положите их рядом с собой, переставьте бокал чая справа налево. Главное – совершенно идентично, до мельчайших жестов. Чего вы этим добьётесь? Внимание собеседника зафиксируется на незначительном событии дважды, и суть беседы от него ускользнёт.
8.3. Нашла коса на камень
Теперь давайте подумаем, как защищаться от воздействий извне. Ведь если все мы – потенциальные гипнотизёры, опасность встретиться с подобными навыками значительно возрастает. Итак, что же делать, если гипнотизируют вас?
Самое главное для «жертвы» – осознать воздействие. Если в поведении собеседника вас что-то настораживает, задумайтесь: возможно, вами манипулируют. Например, оппонент копирует вашу позу, речь, пытается вызвать чувство вины, проявляет суетливость, перебивает вас постоянно. Зловещий признак – слишком активная жестикуляция, особенно левой рукой. Если вас принуждают принять решение как можно быстрее, это также может стать показателем гипноза.
Общаясь с подобным подозрительным человеком, постоянно анализируйте своё состояние. Погружаясь в транс, мы ощущаем лёгкую и приятную утомлённость, сонливость, получаем наслаждение от звука голоса гипнотизёра, мысли «плывут». Проще всего заметить это, конечно, со стороны: лицо подопытного расслабляется, зрачки расширяются, взгляд затуманивается.
И что делать, если вас гипнотизируют? Самое главное: в процессе любого разговора не забывайте о собственных целях. Если ощущаете воздействие – погрузитесь в себя: сконцентрируйтесь на каком-либо воспоминании. «Включите» внутренний монолог: читайте стихи или молитву, анекдоты или частушки «про себя». Все эти действия ведут к выходу из состояния транса.
Если вы всё же не справляетесь – встаньте и выйдите из помещения под любым предлогом.
Заключение
Итак, теперь вы владеете необходимым набором методов речевого гипноза. Вы можете добиться очень многого, если начнёте применять их в обычной жизни. Разумеется, все техники нуждаются в отработке: их применение должно быть лёгким и ненавязчивым.
Что самое замечательное: вы поняли, что гипнозом владеют все. И наша главная задача – научиться просчитывать результаты его воздействия. С помощью наших рекомендаций вы этого добьётесь.
Удивительный мир НЛП способен изменить вашу жизнь к лучшему! Несложные техники помогут вам меняться и достигать поставленных целей.
Удачи вам на пути самосовершенствования!
Комментарии к книге «НЛП. Разговорный гипноз», Мартин Лейвиц
Всего 0 комментариев