Борис Жалило Вредные советы для руководителей. Тайная школа руководителей-подрывников, работающих в тылу врага
© Б. А. Жалило, 2015
© Business Solutions International, 2015
* * *
Эта короткая книга для тех руководителей, которые хотят навредить бизнесу своего предприятия. Они получат множество советов по поводу того, как это сделать. Советы будут краткими и практичными, так что их легко будет использовать. Тех руководителей, которые не хотят навредить своему бизнесу, просим по прочтении материала ни в коем случае не использовать в своей практике действия, описанные в советах. Автор советов никакой ответственности за разрушительные последствия рекомендованных действий не несет. В конце концов, он их просто подсмотрел «в жизни»…
Все вредные советы основаны на практическом опыте автора в роли тренера-консультанта. Автору удалось предотвратить множество бизнес-бедствий, вызванных действиями «руковредителей», но еще большее количество предотвратить не удалось, так что последствия автор мог наблюдать «живьем». Это позволяет автору уверенно рекомендовать Вам то, что наверняка навредит Вашему бизнесу. Несмотря на то, что все написанное основано на практическом опыте, все события, описанные в книге, вымышлены и совпадения с реальными событиями абсолютно случайны и непреднамеренны, хотя и закономерны.
1. Разрушительные изменения в едином порыве…
УРА! Есть хороший предлог для того, чтобы довольно быстро расправиться с компанией под аплодисменты ее владельцев и сотрудников: начните изменения. Назовите их «реинжиниринг», или «реструктуризация» или «Внедрение системы CRM и ориентации на клиента», или «оптимизация корпоративной культуры» – правда, красиво? Можете придумать свое название или, поискав в литературе, скомпилировать что-то вроде «Оптимизационный реинжиниринг и внедрение патерналистски партисипативной корпоративной культуры». Название ничего не решает, но оно обеспечит Вам хорошее прикрытие, при таком названии с Вами никто не сможет поспорить.
Еще бы хорошо для того, чтобы «подстелить себе соломки», пригласить консультанта. Неважно, что он сможет порекомендовать, Вы к этому даже не будете прислушиваться. Зато будет на кого потом свалить вину за результаты…
Фальстарт. Ничто не помогает так растратить впустую энергию и мотивированность сотрудников, как фальстарт. Если Вы начнете с того, что сообщите сотрудникам о начале изменений и произнесете внушительную речь о том, как они «все как один» должны участвовать в этих изменениях, а потом не дадите им план действий, четкое понимание целей изменений, а будете «кормить завтраками», Вашим «союзником» станет разочарование сотрудников…
Лучше всего, сообщив громко о грядущих изменениях, подольше не рассказывать о том, в чем они будут заключаться. Сотрудники как минимум пару месяцев будут активно обсуждать все связанные с этим слухи, тратя на это массу своего времени. Начните коллекционировать слухи, и Вы увидите какие причудливые формы приобретает человеческая фантазия. Слухи будут настолько разнообразны, что у Вас соберется неплохая коллекция. Поддерживайте иногда намеками некоторые из слухов, тогда они будут ветвиться и размножаться… Слухи вполне могут привести к тому, что многие будут ожидать увольнений, ухудшения условий работы и оплаты. А значит, лучшие сотрудники начнут искать себе (или просто перестанут отбиваться от предложений) другое место работы. А остальным просто будет обеспечена хорошая демотивация. Попробуйте – Вам понравится!
«Замативировав персонал» в начале изменений, делайте все, чтобы мотивация испарилась в течение ближайшего времени. Начинайте с того, что раскритикуйте все, что делается сегодня в компании, продолжите тщательным поиском того, кто виноват во всех бедах и неудачах компании в прошлом. Постарайтесь найти как можно больше виноватых. И, что важнее всего, просто не обращайте внимания и не реагируйте на какие либо старания-успехи-достижения-предложения-идеи Ваших подчиненных. Если Вы их будете игнорировать, они очень скоро прекратятся. Этот подход действует даже лучше чем постоянная МАТивация персонала за все неудачи и ошибки.
Между прочим, не забудьте, что права на ошибку нет ни у кого в компании! Устройте «публичную казнь» первому же попавшемуся сотруднику, который принял неправильное решение или предложил «неправильную» идею, или допустил ошибку. Помните, что никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Так пусть они будут бояться допустить ошибку и… ничего не делают!
Для «правильной» мотивации также старайтесь создавать «правильные» ролевые модели: старайтесь публично поощрять тех, кто создает видимость бурной деятельности, кто реальную деятельность занимает работой на публику и пустым декларированием.
Предотвратите даже возможность поддержки изменений со стороны персонала и участия в этих изменениях. Либо не формулируйте вообще никакого четкого видения того, как должна выглядеть компания после изменений, а также плана изменений, либо ограничьтесь общими фразами. Никакой конкретики – иначе кто-то начнет что-то из сказанного выполнять… И вообще, дезориентируйте, не давайте цели, не давайте возможности их сформулировать самим сотрудникам, критикуйте любую цель, которую они сформулируют. Если возможно, почаще изменяйте направления изменений. Сегодня говорите об «автоматизации процессов», завтра об «ориентации на клиента», послезавтра о «реинжиниринге», потом о команде, коучинге, ISO и системах качества, корпоративной культуре, обучении руководителей, улучшении тайм-менеджмента… Пусть все делают сразу! Так сложнее и непонятнее. И больше вероятности того, что не догонят ни одного зайца… Вы же помните принцип Морской Свинки: „Человек, делающий два дела одновременно, напоминает морскую свинку… которая не имеет никакого отношения ни к свиньям, ни к морю…” Ну а каша в голове, которая в результате получится, будет только способствовать дезориентации и потери остатков веры в изменения…
Напустите туману. Говорите об изменениях много, непонятно, разное, бессвязно, неструктурированно, долго… В тумане люди теряют ориентиры, могут заблудиться, им может стать страшно, им будет легче ошибиться и труднее принять решение и сделать что-нибудь хорошее. А если Вы еще будете почаще говорить о конфиденциальности информации, о том, что эта информация не предназначена для подчиненных – «стратегию» изменений должно знать только руководство… «успех» Вам ПРОСТО ОБЕСПЕЧЕН!
Ни в коем случае не допускайте ИХ к планированию изменений. Тогда, во-первых, план, составленный Вами, будет понятен только Вам, во-вторых, будет много несогласных с планом, с ним будут открыто спорить или закрыто саботировать. В-третьих, Вы не дадите им возможность задуматься о проблемах и улучшениях… А ведь Вы «не платите им за то, чтобы они думали…», Вы платите за то, чтобы они работали…
Замените действия словами. Чем больше Вы говорите, тем меньше остается времени и сил на реализацию. Чем больше они говорят, тем меньше у них остается времени на работу. Можете еще воспользоваться «модной фишкой» Paralysis by Analysis. Заставьте их все бросить и начать анализировать. Анализировать и рассчитывать все, что возможно. Строить всевозможные графики, модели, и обсуждать, обсуждать, обсуждать. Если все это делать действительно активно и забыть чувство меры, можно очень сильно «преуспеть» и просто не оставить персоналу ни шансов ни времени на то, чтобы делать свою работу…
Приучите их по малейшему поводу обращаться к Вам. И навесьте на себя всех обезьян. Не поняли про обезьян? Ну как же: каждое дело, задача, проект, это обезьяна. Когда к Вам приходят и о чем-либо спрашивают, обещайте разобраться, подумать, ответить. Таким образом, сотрудники будут ждать Вашего следующего хода «перевесив обезьяну на Вас». А обезьян нужно кормить. Вашим временем. И если у Вас не хватит корма на всех, большая часть обезьян благополучно зачахнет и даже издохнет… Наиболее крупные, выносливые и агрессивные обезьяны начнут вымогать корм, больно кусаясь и создавая проблемы и кризисы… Так что Вы убьете нескольких зайцев (обезьян?) сразу…
Запомните и всячески используйте в своих целях «принцип лягушки»:
«Как-то раз несколько лягушек захотели устроить соревнования по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников. Итак, забег начался…
Сказать по правде, никто из зрителей не допускал даже мысли о том, что лягушки могут добежать до вершины. Ото всех можно было услышать такие слова:
„Ах, как тяжело!!! Они НИКОГДА не достигнут вершины!“
или: „У них не получится, башня слишком высокая!“
Одна за другой лягушки начали сходить с дистанции… Кроме одной, которая упорно карабкалась все выше…
Люди продолжали кричать: „Это слишком тяжело!!! Никто не в силах справиться с этим!“
Все больше лягушек теряли последние силы и покидали соревнование… Но одна лягушка продолжала настойчиво продвигаться к цели. Она никак не хотела сдаваться! В конце концов не осталось никого, кроме этой лягушки, которая с невероятными усилиями единственная достигла вершины башни!
После соревнования другие участники захотели узнать, как ей это удалось! Одна из лягушек-участниц подошла к победительнице, чтобы спросить, как ей удалось достичь таких невероятных результатов и прийти к цели. И оказалось… что победившая лягушка была ГЛУХОЙ!!!»
Ни одни изменения не приведут к успеху, если все будут свято верить в то, что они не приведут к успеху! И всячески это высказывать. Кстати, любите, лелейте и берегите негативистов – они – Ваши союзники!
Сделайте себя идеологом изменений. Генерируйте массу разноречивых идей. Пусть считают, что это Ваши изменения, Ваши планы. До тех пор, пока они не станут ИХ идеями, целями и планами, не стоит ни о чем беспокоиться. Не слушайте остальных руководителей и сотрудников компании, им нечего дополнить, предложить. Это не их планы – это Ваши планы! Пусть даже и не мечтают о лаврах! (хотя, когда изменения провалятся, не забудьте часть вины переложить и на них – они ведь тоже активно участвовали на свою голову…)
Да, чуть не забыл самое главное! Масштаб изменений тоже имеет значение! Обязательно уведите в сторону от бизнеса – начните с мелочей… Пусть подумают о том, как уменьшить количество расходуемой бумаги. О том, как снизить затраты на телефонные разговоры (например, перестать звонить клиентам и деловым партнерам! Супер!) и тому подобных «проблемах». Это наверняка отвлечет их от размышлений о главном: об объемах продаж, удовлетворенности клиентов и качестве сервиса, процессах и взаимодействии между подразделениями и скорости-качестве принимаемых решений!
Сформируйте завышенные ложные ожидания в стиле «через четыре года здесь будет город-сад», при этом спрессуйте сроки в год или полгода. Тогда Вы достигнете эффекта разочарования уже через полгода. А разочарованные сотрудники помогут Вам завалить любую работу… В качестве хорошего побочного эффекта также обещаю, что, если Вы будете называть столь нереально короткие сроки, часть руководителей просто не поверит в серьезность изменений и Вас не поддержит, что уже само по себе «хорошо»… Или чрезвычайно затяните процесс – и в планах и, особенно в реальности. Ведь торопиться некуда…
Есть еще некоторые изощренные тактики. Например, создайте проектную группу для управления изменениями. Пусть в нее войдет как минимум человек десять. И пусть они 3 месяца обсуждают-создают программу изменений. Будьте уверены – если сотрудники заняты работой, не понимают, чего именно Вы хотите, и не имеют успешного опыта создания таких программ – они не опасны. Не давайте людям поднять голову – завалите их массой задач и поручений. Хорошие идеи и серьезные планы генерируются тогда, когда есть возможность подумать. Более того, завалив человека задачами и поручениями, Вы делаете его исполнителем, и отучаете планировать и думать-решать самостоятельно…
Можете еще попробовать бомбить процесс информацией. Высылайте массу статей, требуйте на них отвечать, комментировать, рассылайте по нескольку десятков электронных сообщений за день – и люди просто утонут в информации, не смогут из нее выудить действительно важное. Можете еще запланировать побольше совещаний, на которых также будет масса разговоров, масса информации, побольше участников и поменьше решений. Не постарайтесь держать подальше от таких собраний модераторов-фасилитаторов-консультантов – они могут испортить Вам всю малину! И вообще, переориентируйтесь с реализации изменений на их публичное декларирование.
Если хотя бы часть описанного выше Вы попробуете у себя в компании, я как консультант могу быть спокоен – когда Вы меня пригласите, у меня будет масса работы (годика на два-три) по решению проблем и расхлебыванию получившейся ситуации… До встречи!
2. Избавиться от лучших сотрудников? Одним махом!
Бизнес делают не стены или станки. Бизнес делают люди. Разрушайте бизнес их руками и разрушайте бизнес, избавляясь постепенно от этих людей!
Если Вы все еще этого не сделали, то необходимо немедленно понять одну неоспоримую истину: Ваши подчиненные – вот корень всех бед и проблем, которые происходят в организации. Если Вы их не можете уволить всех сразу и вздохнуть спокойно, по крайней мере, воспользуйтесь предложенными в этой главе методами. И они постепенно уйдут сами…
1. «Я теряю корни…» или Начинаем с рекрутинга и отбора
Поставьте себя на место соискателя. Если бы Вы искали работу, куда бы Вы пошли на собеседование в последнюю очередь? Правильно, в ту компанию, о которой Вы слышите и видите не совсем лестные отзывы. В нашей стране большинство компаний не предпринимают никаких целенаправленных усилий для формирования на рынке позитивного образа работодателя. И правильно делают! Если Вашей целью является отсеять как можно большее количество кандидатов на место в Вашей компании, обратите свое внимание на этот пункт.
Когда человек, достаточно квалифицированный и опытный для того, чтобы претендовать на работу в хорошей компании и иметь право выбирать работодателя, ищет работу, то он проведет своеобразное «мини-исследование» и соберет всю возможную информацию о той компании, куда он собирается устраиваться. И только после этого пойдет на собеседование. Уже на этом этапе Вам нужно сделать все для того, чтобы стоящий кандидат мог собрать побольше такой информации, которая бы говорила ему о том, что к Вам стоит обращаться только в том случае, если Вы останетесь единственным на планете. Таким образом, с самого начала Вы отсеете практически всех квалифицированных кандидатов. А от таких, как известно, потом будет гораздо сложнее избавиться, так как у Вас будет гораздо меньше поводов для придирок.
Итак, на этом этапе Вашей целью является создание негативного образа Вашей компании как работодателя на рынке. Откуда в основном берутся сведения о потенциальном работодателе? Источники различные, от СМИ, Интернета и выставок и до опросов коллег, друзей, знакомых и различных слухов.
Согласно исследованиям Британских ученых, в России и других странах постсоветского пространства соискателей приводит в компанию:
• Возможность интересной творческой работы;
• Достойный уровень заработной платы;
• Возможность карьерного и профессионального роста.
Отталкивает потенциальных сотрудников:
• Бюрократизм;
• Плохой менеджмент;
• Низкий уровень оплаты труда, не соответствующий вложенным усилиям;
• Отсутствие возможностей профессионального и карьерного роста.
Зная это, Вам необходимо формировать имидж компании, погрязшей в бюрократии, не имеющей четкой стратегии развития и какого-либо развития вообще, с низкой заработной платой и требующей отдачи 24 часа в сутки. Желательно еще, чтобы о склоках менеджеров Вашей компании говорили далеко за ее пределами, а текучка персонала была быстрее, чем смена дня и ночи. Не говоря уже о том, что Ваше предприятие должно быть бессменным лидером в черном списке работодателей страны.
2. «Осторожно! Во дворе злая собака» или Прием на работу
Здесь можно очень много и долго говорить… Прежде всего, не повторяйте ошибку, которую совершают многие компании, которые ударились в создание позитивного имиджа своей компании как работодателя. Не прописывайте систему требований к кандидату, давайте только некорректную информацию о вакансиях и требованиях, которые предъявляются к сотруднику. Это даст Вам возможность неправильно позиционировать компанию на рынке труда – тогда на конкурс к Вам придет много людей, а результатом этого станет разочарование, неоправданные надежды, а значит, отрицательные отзывы. Вот Вам и готовые слухи, и негативные отзывы.
Если Вы все же решили взять человека на работу, а он оказался настолько смел, что готов на нее согласиться, то при разговоре о размере его будущей заработной платы и социальном пакете завышайте ожидания и обещайте «золотые горы». Благодаря этому, когда он столкнется с реальным положением вещей по этому вопросу, то вполне возможно, сделает Вашу работу за Вас и уволится сам подобру-поздорову.
3. «Последний герой» – отдыхает! Или Рабочий процесс
И вот он, улыбающийся и исполненный светлых надежд, стоит на пороге Вашего кабинета. Очень важно не пропустить этот момент. Помните, что первое впечатление – самое важное. Необходимо, чтобы этот выскочка, претендующий на роль Вашего подчиненного, сразу же понял, что Вы здесь – царь и Бог, а он – никто, и звать его «Никак».
На этом этапе Вам необходимо сделать так, чтобы новоиспеченный сотрудник не задержался надолго. Согласно тем же исследованиям британских ученых (в России), среди факторов, удерживающих менеджеров в компании, лидируют следующие:
• Корпоративная культура и межличностные отношения;
• Содержание работы;
• Оплата труда, соответствующая вложенным усилиям;
• Возможность профессионального и карьерного роста.
Соответственно, если Вы хотите побыстрее уволить сотрудника, начните это делать целенаправленно и систематично. Действуйте по пунктам, указанным выше.
Логично предположить, что в первое время для нового сотрудника размер заработной платы будет гораздо важнее корпоративной культуры и отношений внутри коллектива, поэтому начинайте Вашу атаку с этого пункта.
С самого начала дайте понять, что его зарплата и его будущее – исключительно в Ваших руках. Используйте каждую возможность, чтобы напомнить (доказать?) ему об этом. И ни в каком случае не давайте уверенности в завтрашнем дне, иначе сотрудник может выйти из-под Вашего контроля.
Когда новый человек входит в Ваш коллектив, он слегка напуган. Он проявляет усердие, он пытается разобраться в процессах. В этот момент для него очень важна Ваша поддержка, Ваше понимание и терпение. Ваша задача сейчас – углубить этот страх, запугать его так, чтобы он самостоятельно не мог сделать даже простейшую операцию. Он должен понять, что сам он не способен принимать элементарные решения и должен спрашивать о каждом шаге. И вот тут Вы можете заявить о его полной несостоятельности!
«Правильные» менеджеры говорят так: Перестаньте думать о том, как мотивировать….. Проще просто перестать демотивировать. Это именно то, что Вам НЕОБХОДИМО делать. Демотивируйте персонал, не замечайте его побед и акцентируйте внимание на поражениях. Не давайте исправлять ошибки. Проявляйте побольше нетерпения. Кричите! Делайте «козлом/козой отпущения», выставляйте в плохом свете перед руководством и коллегами. Если Вы совместно работали над каким-либо проектом и «выиграли» – молодец Вы, «проиграли» – виноват он. Это демотивирует его так, что потом никакая мотивация не поможет. Столкнувшись со многими такими «поражениями», он, в конце концов, перестанет пытаться победить, и либо уйдет, махнув рукой, либо станет еще одной марионеткой в ваших руках. И, естественно, все его шансы на карьерный или профессиональный рост растают, как прошлогодний снег.
Переходя к пункту содержания работы, начните с того, что заставьте его и себя поверить в то, что сотрудник – дитя малое и несмышленое, которое не может принимать решения самостоятельно. А если так, то зачем ему полная картина бизнеса компании? Видение, стратегия, цели? Зачем ему понимание процессов, происходящих в бизнесе? А если у него все же появляются идеи, предложения – не воспринимайте их всерьез. Действительно, что серьезного может предложить сотрудник, не владея информацией? Его мнение, да и он сам вообще не заслуживает уважения! Вообще, никак не реагируйте на его предложения и идеи – они очень скоро прекратятся.
Ни в коем случае не давайте человеку обратной связи. Пусть догадывается сам о результатах своей работы. Ругайте для профилактики, конечно, почаще, но ругайте за отношение к работе, за внешний вид, выражение лица и угол наклона спины, но, как партизан на допросе, храните страшную тайну всего, что касается результатов работы сотрудника.
Вся работа сотрудником должна выполняться «на вчера». Сегодня сделать это. Завтра сделать то. Послезавтра – и это, и то, причем одновременно. Если приходит с жалобами, проблемами – отсылайте подальше. Какое Вам дело до всего этого. Взваливайте всю тяжелую работу – если не справится – шанс указать на его место, несостоятельность. Но даже если вдруг сможет – теперь есть кому передавать такую работу, которую никто не хочет делать. Долго так никто не выдержит! При этом старательно не уважайте время сотрудника. Не важно, чем он занят – «помыть чашки» важнее. И ни в коем случае не доверяйте тому, что он это сделает и вообще способен сделать. Контроль еще никто не отменял. Контролируйте все и всех. Постоянно «стойте за спиной». Будьте страшной вездесущей тенью, наводящей страх и, желательно, полный паралич на каждого сотрудника, который что-либо еще пытается делать.
Еще один очень важный момент: Не хвалите! Ни в коем случае. Чревато «звездностью». Постоянно указывайте на худшее. Заражайте негативом. Сотрудник должен понять, что он ни на что не способен – тогда он даже не будет пытаться что-либо делать!
Вы пробовали использовать слухи? Великолепное оружие, между прочим. Распускайте различные слухи о сотруднике или помогайте им распространяться. Будьте многозначительны. Пусть одного и того же сотрудника кто-то считает любимчиком, а кто-то «прокаженным», которого скоро уволят. Сможет ли сотрудник в результате справляться со своей работой? То-то же! И вообще, разнообразные слухи о планах компании и, непосредственно, руководства, всегда и гарантированно оказывают приятный легкий деморализующий эффект.
Для того, чтобы избавиться от нового сотрудника, сделайте все для того, чтобы он не чувствовал себя частью организации. Ведь он не ожидает от своей работы ничего, кроме заработной платы. Его не должны волновать мысли о том, как сделать свою работу лучше. И уж тем более, у него не может быть идей лучше, чем Ваши собственные. Поэтому никогда не нужно спрашивать его мнения, не нужно выяснять, как он видит ситуацию. Сотрудник должен работать по определенной программе, как стиральная машина. А любая ошибка со стороны сотрудника должна восприниматься, как окончательный диагноз. Зачем Вам прояснять причины этой ошибки? И, тем более, зачем объяснять ему, как сделать так, чтобы ситуация не повторилась? Ведь если Вы это сделаете, если вместе с сотрудником разберетесь в причинах ситуации и обсудите, как лучше действовать при подобных обстоятельствах, то есть риск, что он исправится, поймет процесс и у Вас больше не будет шансов при случае сказать: «Ты снова ошибся, ты ни на что не способен!»
И, конечно же, давая сотруднику какую-то задачу, не объясняйте ему ее причины. НИКОГДА не отвечайте на вопрос «Зачем?». Помните, что Ваше время стоит слишком дорого, чтобы тратить его на такие мелочи. Тем более, что с помощью ответа на элементарный и естественный вопрос «Зачем?» Вы могли бы обеспечить понимание новым сотрудником процессов, проходящих в компании, и приблизить его к тому, чтобы стать ее частью. А именно это Вам и не нужно, не правда ли?
Перечисленные способы, конечно, не исчерпывают весь богатый арсенал, которым умело пользуются матерые вредители-руководители, но вполне помогут даже начинающим «подрывникам» за несколько лет гарантированно развалить свой бизнес…
3. Тимдестроинг, или Отбойный молоток для команды
Враг не дремлет. Полчища тренеров-консультантов придумали очень опасную штуку, которая может свести на нет все наши усилия. Мы, понимаешь, трудимся, день и ночь, чтобы у предприятия не осталось никаких шансов, а они приходят и за два-три дня создают довольно мощную силу, способную, несмотря на наши усилия обеспечить развитие предприятия. Эта сила – КОМАНДА. Предлагаю Вашему вниманию несколько практических советов, которые позволят встретить «командную угрозу» во всеоружии.
Наибольшую опасность несут не тренинги по формированию команды внутри одного отдела, а «тимбилдинги» для команды, состоящей из руководителей функциональных подразделений компании. Бойтесь их больше всего. Хотя описанные ниже действия позволят справиться и с ними.
Прежде всего, запомните одну простую истину: как бы слаженно ни работала команда на тренинге, вернувшись на свои рабочие места, члены команды продолжат работать отдельно над своими целями и задачами. Там, на тренинге, они могут проявлять чудеса эффективности и результативности в решении сложных общих задач, достижении четких целей, поставленных перед командой. Но, для того, чтобы их опыт оказался релевантным и полезным на рабочем месте, им и тут нужны общие задачи и четкие общие цели. Тут-то мы их пыл и охладим! Вместо общих целей пусть занимаются должностными обязанностями, функциональными задачами подразделений и отдельными поручениями. Ни в коем случае не стоит до них доносить цели всего предприятия, расписывать дерево целей и обсуждать влияние каждого подразделения на эти цели. Не нужно им сообщать показатели результативности и эффективности предприятия. Максимум, что им нужно знать – это результативность отдела. Если все сделаете правильно, то как бы ни старался тренер, после тренинга у команды останется лишь способность неформально общаться друг с другом и элементарная взаимопомощь-взаимовыручка. И то, если их цели не будут идти вразрез друг другу. В лучшем случае, уменьшится количество конфликтов в команде. Да и то, если в системе стимулирования да в процессах и целях не заложен изначально конфликт интересов подразделений.
Контролируйте процесс. Как только Вы увидите, что два подразделения смогли договориться, тут же дайте им отдельные задачи. Пусть отдел продаж увеличивает количество клиентов и заказов, а производство и логистика (транспорт) занимаются строжайшей экономией и снижением затрат. И каждому за успешное выполнение задачи пообещайте хорошую премию… В конце концов, не зря говорили древние: «Разделяй и властвуй!».
Сделайте все возможное для того, чтобы годовые и ежемесячные планы разрабатывались подразделениями автономно, ни в коем случае не согласовывая. В процессе выполнения начнутся перетягивания ресурсов, нарушения сроков, споры и конфликты. Ведь каждый будет отстаивать свое «детище» – свой план и цели своего подразделения. Уверен, что все это принесет Вам массу удовольствия…
Хочу дать одно важное предупреждение. Не давайте видение перспективы. Оно заставляет задуматься, заставляет расширять горизонты планирования. А более долгосрочные планы уже начинают обсуждать и согласовывать. В идеале – пусть вообще не планируют, или планируют на неделю или, максимум, на месяц. Таким образом, забудьте о таких понятиях как «Миссия», «Видение», «Стратегия». Или, хотя бы храните их вне пределов досягаемости персонала и руководителей подразделений. И ни в коем случае не обсуждайте их с персоналом!
Не сообщайте о результатах и вкладе каждого. Пусть они вообще забудут о такой постановке вопроса. Раз нет общих целей и общих результатов, то не может быть и «вклада каждого». А значит, пусть занимаются своими задачами и не ломают голову над тем, как улучшить взаимодействие между подразделениями, как пойти навстречу друг другу, как вместе достичь большего. Не зная объемов продаж и прибыли компании, они не будут задумываться о необходимости их повышать. Пусть думают лишь о том, что зависит от их подразделения, а еще лучше, от них лично! А если вы еще и «закрепите» индивидуальный подход строгими детальными должностными инструкциями и системой стимулирования, то «успех» просто обеспечен. Платите и награждайте только за выполнение своей работы – индивидуальные результаты. Если это возможно, стимулируйте конкуренцию между подразделениями (и внутри подразделений). Пусть они соперничают за ресурсы, за клиентов, за время руководителя, в конце концов.
Хвалите и награждайте (по возможности, публично) лишь тех, кто на виду, тех, кому повезло оказаться в конце «цепочки». Ведь увеличение объема продаж компании на 30 % – это заслуга лишь менеджеров по продажам. А все остальные – лишь бездельники, проедающие и пропивающие заработанное отделом продаж. Будьте уверены, что после такой постановки вопроса отдел продаж не то что на 30 % не сможет увеличить объем продаж, они вряд ли смогут справиться с текущими объемами…
Ни в коем случае не дайте команде руководителей разработать (на тренинге или после) систему показателей для измерения развития компании. Чаще всего ее называют Системой Сбалансированных Показателей Развития Бизнеса (Balanced Scorecard). Если они сами смогут начать измерять общие результаты и ставить общие цели, совместно обсуждая пути их достижения, – Ваша карта бита! А азарт/мотивация от достижения результатов будут их стимулировать к дальнейшей работе по повышению этих показателей, к постановке и достижению еще более амбициозных целей …
Не ставьте перед ними финансовые цели и не делитесь финансовой информацией. Понимание экономики Вашего бизнеса может усложнить ситуацию. Они не должны заботиться о прибыли и затратах, докапываться, от чего они зависят и думать об улучшении финансовых показателей. Ведь каждый сотрудник на своем месте может повлиять на эти показатели, а команды могут их изменить очень значительно. А нам это не нужно!
Не информируйте сотрудников ни о каких событиях или процессах, происходящих за пределами их подразделения. Маркетинговую акцию проводит отдел маркетинга, персонал набирает отдел персонала, а получение награды «Бренд года» интересно только PR директору. И вообще, не нужно никаких «кросс-тренингов», знакомящих сотрудников двух подразделений друг с другом, ни информирования о целях, задачах, сложностях работы друг друга. Пусть свято верят в то, что основная, самая важная, сложная и тяжелая работа ведется именно в ИХ подразделении. Пусть чаще задумываются о том, что они работают в бухгалтерии, чем о том, что они работают в компании «Супер-Пупер Инкорпорейтед». Результаты превзойдут все Ваши ожидания! Помните, как у Райкина: «К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет! Пришиты намертво – не оторвешь!». Пусть чаще думают и говорят о «нас и них», пусть говорят о том, что работают на компанию, а не в компании, пусть говорят о том, что зарплату им платит руководство, а не клиенты (либо, что зарплата – это распределение общих финансовых результатов). Пусть пореже отождествляют себя с компанией. Если человек не ощущает себя причастным к бизнесу, не чувствует себя совладельцем и со-ответственным за результаты, он будет абсолютно безвреден для Вас и Ваших целей. Помните «классическую» ситуацию на тонущем Титанике – все в панике, лишь один человек сохраняет абсолютное спокойствие. Его с удивлением спрашивают: «Как Вы можете сохранять такое спокойствие – корабль тонет!?!» На что он спокойно и логично отвечает «А мне какое дело – ведь это не мой корабль…»
Все перечисленные выше советы применимы и для «тимдестроинга» в рамках одного подразделения. Самым сильным инструментом для «тимдестроинга» будет то, что «ближе к телу», то есть система стимулирования. Если сотрудники получают стабильную ставку, независимо от результатов компании, у них просто не будет необходимости думать о результатах компании. Если они получают проценты/премии/бонусы только в зависимости от индивидуальных результатов, без учетов результатов команды, зачем им думать о результативности и эффективности команды, о командном взаимодействии, обмене информацией, взаимовыручке, выполнении обещаний и обязательств, барьерах и проблемах, командных ролях и прочей ерунде… Усилить эффект сможет конкуренция: премию или бонус или должность получит только один из них – тот, у кого будет самый большой объем продаж, или у кого будет больше всего клиентов или у кого будет меньше всего жалоб от внутренних клиентов, или кто сможет быстрее завершить проект. Ведь легче всего победить в такой конкуренции за счет другого или подставив другого… Тем более, если это поощряется и ожидается…
И последнее. Если уж придется провести тренинг, проведите тренинг по формированию команды лишь один раз. Ни в коем случае не повторяйте тренинг раз в год или раз в полгода, как рекомендуют тренеры-консультанты. Ведь у Вас с ними цели совершенно противоположны: им важно, чтобы команда повышала свою эффективность, а Вам – чтобы в «команду» просто перестали верить…
Итак, в качестве подведения итогов, программа нашего «Тимдестроинга»:
Как сделать так, чтобы «командная работа» никогда не угрожала Вашему предприятию?
1) Видение будущего компании, стратегия, цели – это запрещенные слова в Вашем бизнесе. В крайнем случае, о них можно говорить только топ-менеджменту;
2) Цели должны ставиться отделам, а еще лучше – отдельным сотрудникам. Цели не должны обсуждаться. Никого не стоит информировать об общих целях предприятия или подразделений;
3) Планы лучше не составлять вообще. Зачем планировать в условиях неопределенности? Просто нужно «стараться», «развиваться» и «работать лучше». Ну а уже как именно – будет зависеть от понимания каждого сотрудника. В частности, товарищей Лебедева, Ракова и Щукина.
4) Если уж составлять планы – то горизонт планирования должен быть как можно меньшим – неделя или месяц, в крайнем случае – квартал. При этом планы отдельных подразделений не должны согласовываться!
5) Система сбалансированных показателей развития бизнеса – это лишняя головная боль. Жили без показателей и сбалансированных измеримых целей, и спокойно проживем дальше!
6) Контроль нельзя делегировать команде. Контролировать должен руководитель, причем контролировать результаты работы каждого сотрудника в отдельности! Да и ответственность за результаты (желательно о «положительной» ответственности – награждении – вообще забыть, а говорить только о наказании) должна быть только индивидуальной.
7) Система стимулирования не должна учитывать результаты работы предприятия в целом и результаты работы команды;
8) Обмен информацией допустим только в рамках отдела, подразделения. Не стоит информировать о том, что происходит на уровне всего предприятия или в соседних отделах.
9) А напоследок, не подпускайте к команде ни одного тренера-консультанта под предлогом «неприоритетности» такого тренинга или под предлогом экономии затрат. Или, хотя бы, выбирайте самые дешевые варианты – они безобиднее. Да и повторять или продолжать тренинги после этого вряд ли захочется – ведь один раз уже была потеряна масса времени и денег, а результат не получился…
4. Как загубить новый товар?
Новый продукт – это великолепная возможность. Точнее масса великолепных возможностей. Можно потерять довольно большие суммы денег Вашего бизнеса, воспользовавшись самыми благородными предлогами. Более того, Вас поддержат множество Ваших коллег, и никто даже не заподозрит в злом умысле.
Уже очень редко проходит самый простой способ саботажа-вредительства, который еще несколько лет назад был очень широко распространен: разработка нового продукта без предварительной проработки проекта, расчетов, обоснований, бюджета. Этот способ позволял легко пускать в трубу довольно большие деньги, не получая никакой отдачи. Но все же, осталось еще достаточно возможностей и для «нынешних поколений». В некоторых случаях у Вас была бы возможность ввести компанию в серьезные долговые обязательства и при этом все равно не завершить проект.
Прежде всего, для разминки, начните с мелкого вредительства в работе с подчиненными. Продемонстрируйте тем, кто придет к Вам с новыми идеями или идеями нового товара, побольше скепсиса. Доказывайте подчиненным, что они не правы, не смогут, не справятся. Всеми силами убейте их оптимизм, веру в себя, ту энергию, которая вполне могла помочь им воплотить новые идеи в жизнь. Если Вы все перечисленное сделали правильно, можете спать спокойно – нового товара, скорее всего, не будет.
Если же подчиненные все-таки проявляют, несмотря ни на что, упорство, начинайте тормозить проект. Руководителю это очень легко сделать: вместо того, чтобы дать необходимые права и полномочия подчиненному, берите на себя часть проекта, и, пользуясь своей занятостью, тормозите процесс, затягивайте, откладывайте, обещайте… пока они сами не забудут или не плюнут на проект… Замыкайте все вопросы на себе. Организуйте все таким образом, чтобы на каждом этапе проекта возникал вопрос, который необходимо с Вами согласовывать или в котором нужна Ваша помощь или Ваш уровень полномочий. С готовностью обещайте помочь, всегда берите на себя «следующий ход/шаг» и… дальнейшее все произойдет само по себе – Вам не нужно будет прилагать усилий. Просто количество «ходов» и обещаний, прибавленное к количеству других Ваших дел само по себе не позволит Вам вовремя делать эти «ходы» и выполнять обещания. Вы будете совершенно без злого умысла переносить сроки и «кормить завтраками» подчиненных и коллег. И станете самым обыкновенным «затором», «тормозом» или пробкой, узким местом процесса создания нового продукта.
Если в компании не принято то, что описано выше, то есть у сотрудников уже есть достаточные полномочия для решения основных вопросов по проекту, попробуйте другой подход. Вмешивайтесь во все, что только сможете, контролируйте все, что только возможно, заставляйте составлять как можно больше отчетов, писать побольше объяснений и обоснований (естественно, аргументируя это тем, что Вам не безразлична судьба проекта), остаток же времени разработчиков можете распределить на различные периодические (ежедневные и еженедельные проектные собрания-совещания). При этом оставляйте себе время на то, чтобы жестко контролировать ход выполнения проекта и ругайте исполнителей за все то, что они не сделали. Не замечайте и не комментируйте то, что они сделали – ведь это «норма», они и так должны были делать все это. Если Вы сможете достаточно преуспеть в этой технике, вы сможете убить в сотрудниках последнюю мотивацию к работе и реализации проекта.
Есть еще и непрямые, более изощренные техники того, как загубить новый товар, причем вложив в разработку немалые деньги. Эти техники будут требовать от Вас еще меньше времени и усилий. Во-первых, не вовлекайте в разработку товара никого из стейкхолдеров[1]. Не согласовывайте эти планы и проекты со сбытовиками, снабженцами, производством, транспортным департаментом, финансовым отделом… В этом случае у Вас есть все шансы тихо радоваться, видя, как при реализации планов начинают возникать проблемы, несостыковки, срывы, конфликты, сдвигаться-ломаться все сроки. Новый товар может оказаться очень нетехнологичным, требовать сырья и материалов, поставки которых сложно или нереально обеспечить, в конце концов, просто в итоге оказаться совершенно не таким выгодным, как было описано в проекте.
Во-вторых, ни в коем случае не создавайте проектные группы или команды из представителей разных департаментов для разработки и создания нового продукта. Товар разрабатывать должны исключительно маркетологи. В идеале – закрывшись на несколько дней в кабинете и отключив все телефоны, интернет, электронную почту. Только в полной изоляции у них смогут родиться поистине гениальные идеи. Если Вам немножко повезет, и не произойдет ничего сверхъестественного, родившиеся идеи и разработки будут настолько оторваны от мира сего, а обоснования настолько необоснованными, что проект изначально начнет работать на Вас, не принося ничего хорошего предприятию.
Неплохой версией этого же приема будет разработка продукта в полной изоляции сотрудниками КБ или производственниками. Они с удовольствием разработают для Вас то, что потом наверняка вызовет массу проблем на этапе продажи, гарантийного и постгарантийного обслуживания. В большинстве случаев значительная потеря времени, усилий, денег, имиджа, клиентов Вам будет обеспечена.
Кстати, смело пускайтесь в новые для себя рынки, даже совершенно неизвестные, главное, чтобы предприятие смогло его производить. Ведь если вы не знаете этого рынка, не умеете работать с этой целевой группой, у Вас есть шанс неправильно вывести товар на рынок, просчитаться с целевой группой, стратегией, ценами, продвижением, рекламой, медиа, а эти ошибки стоят довольно дорого.
В четвертых, пятых, шестых – экономьте, экономьте, еще раз экономьте. На всем, чем только сможете. Сколько бы ни запросили Ваши подчиненные на разработку и продвижение товара, урежьте сумму в несколько раз. Вы это сможете аргументировать благородной целью экономии, а им придется либо отказываться от проекта, либо делать лишь часть того, что требуется для достижения запланированного результата. А это означает, что результат, скорее всего, будет хуже от ожидаемого или, при наиболее благоприятном для нас исходе, просто станет невозможным.
Не информируйте своих подчиненных, чем тише, тем лучше. Чем меньше людей знает о новом продукте, тем лучше. Замените информацию сплетнями и слухами. Они сделают свое черное дело. А если и не сделают, процесс внедрения просто осложнится отсутствием информации, а значит – будет более длительным и дорогим.
Вы уже и так хорошо знаете об этом продукте. Наверняка о нем все уже знают. В том числе клиенты. Не нужно активно продвигать этот товар – хороший товар должен сам себя продавать. Объясните эту простую концепцию замам, линейным руководителям, маркетологам, продавцам, рядовым сотрудникам. Как ни странно, обычно они верят в подобную чушь. Причем, гораздо легче, чем в более сложные серьезные концепции и подходы, особенно, если те требуют от них какой-либо работы, а не просто дают возможность для бездействия.
Есть еще один хороший шаг: не согласовывайте с дистрибьюторами Ваши планы ни во время разработки самого товара, ни во время разработки плана продвижения. Поставьте их перед фактом, требуйте, не старайтесь найти взаимоприемлемые варианты, не интересуйтесь их мнением, не помогайте им понять их новые выгоды и возможности от нового продукта. Не делайте этого, а то у Вас появится шанс, что они окажут Вам поддержку и планы по выводу и продвижению нового продукта на рынок успешно реализуются!
Рассчитывайте на максимальную отдачу от товара в первые же недели-месяцы его выхода на рынок, не стоит планировать каких-либо дополнительных инвестиций. Не получив достаточной поддержки, товар не будет «раскручен» достаточным образом, а значит, не принесет той отдачи, которую мог бы принести. А мы будем в это время потирать руки и напоминать, что мы так и говорили – тем самым создавая себе прекрасное алиби от злого умысла.
А если товар не принес отдачи в первые же месяцы, списывайте и закрывайте его как неудачу… Как можно раньше, пока у него не появился шанс начать приносить прибыль, привлекая не только 5 % падких на новинки «клиентов-новаторов», но 80–90 % основной массы клиентов.
А вообще, зачем он Вам нужен – этот новый товар? Чем меньше новшеств – тем меньше мороки. И тем больше шансов, что бизнес вскоре зачахнет сам по себе или его вытеснят конкуренты…
Об авторе
Борис Жалило
(PhD, МВА, BBA, MSc, ACM)
Системный тренер-консультант
Международной Консалтинговой Группы
Business Solutions International,
Тренер-бренд, тренер-консультант международного уровня с опытом успешной работы в 13 странах. Специализация: управление продажами и маркетингом. Член Гильдии Маркетологов России. Ведущий российский специалист по работе с возражениями. Входит в 10 лучших тренеров России по продажам и список 25 лучших молодых тренеров США (Emerging Training Leaders) по версии Training Magazine. ЗОЛОТОЙ ТРЕНЕР СНГ 2014 года. Входит в Золотую Дюжину бизнес-тренеров по продажам. Успешный опыт работы тренером-консультантом с 1996 г. (около 30,000 часов, более 2,500 тренингов, более 40,000 участников) в России, Украине, Казахстане, Армении, Азербайджане, Молдове, Грузии, Узбекистане, Канаде, Латвии, США.
Совладелец ряда компаний (США, Россия, Украина, Казахстан). Значительный опыт практической работы как руководителя (Украина, Россия, США), успешный опыт реализации международных проектов. Президент Международной Консалтинговой Группы Business Solutions International. Опыт в продажах и ведении переговоров с 1993 г.
Имеет опыт разработки и внедрения изменений и развития бизнеса в компаниях разных форм собственности и масштабов бизнеса, опыт построения систем продаж, разработке стратегии и системы маркетинга (с использованием технологий London Business School и The Chartered Institute of Marketing). Опыт тренинга и индивидуального коучинга для продавцов, менеджеров по продажам, торговых представителей, руководителей отделов продаж, коммерческих директоров, руководителей и владельцев бизнеса.
Кандидат экономических наук (специализация: внедрение изменений), МВА Университета Нью-Брунсвика, Канада. Дополнительное профессиональное обучение в Канаде, США, Великобритании, Польше, Венгрии, Украине, России. Сертифицированный провайдер бизнес-симуляций EcoSIM. Автор более 150 статей, автор/соавтор многочисленных методических разработок, тренингов, учебных материалов, 8 книг, 5 видеотренингов, 4 аудиотренингов, в том числе бестселлеров «Книга Директора по Сбыту», «Шпаргалка проДАж», “Бизнесхаки: Полезные советы для руководителей”, «Мобилизация персонала», «Продажи: Школа Тигра», «Антискидка», «Охота на прибыль», «Говорит Клиент», «Чтобы…». Автор модуля «Управление отделом сбыта» в обучающей мультимедийной программе «Портфель директора».
Задать вопросы автору можно:
bz@solutions2b.com
Skype: bzhalilo
+7 (915) 125-23-12
Блоги Бориса Жалило
-xecutive.ru/blog/Salesx1024/
/
Самые новые актуальные материалы, наработки и мысли, фото из прошедших мероприятий можно увидеть на странице Бориса Жалило в Facebook:
Подписаться на канал Бориса Жалило на YouTube:
Тренинг Бориса Жалило Дифференцированное управление
Вы руководитель? А Вы задумывались о том, что Вы руководите людьми, а все люди разные? И если выстроить в ряд 10 человек, подойти к каждому и сказать одну и ту же фразу, или сделать одинаковое действие по отношению к ним, реакция будет разной?
А значит, странно предполагать, что одни и те же руководящие указания, формулировки задач, способы делегирования, обучения, контроля, одни и те же инструменты мотивации и контроля просто не могут сработать с разными подчиненными…
И управленческий инструментарий НЕОБХОДИМО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ, то есть использовать РАЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ для РАЗНЫХ ПОДЧИНЕННЫХ?
Хотите получить понятный, практичный и простой в использовании инструментарий, с помощью которого Вы сможете:
– Добиваться всего, чего Вы хотите от подчиненного, подразделения, бизнеса;
– Повысить КПД каждого сотрудника, подразделения и бизнеса в целом;
– Снизить количество управленческих ошибок, тем самым снизив затраты и потери;
– Уменьшить риски невыполнения и другие риски, исходящие от персонала;
– Существенно облегчить управление подчиненными?
Поскольку инструментарий для Вас несомненно интересен, ждем Вас на авторском тренинге успешного практика и гуру менеджмента Бориса Жалило
В программе тренинга:
1. Как определить типы и особенности мышления, мотивации и поведения Ваших непосредственных подчиненных? Практикум для отработки сигналов для определения;
2. Как спрогнозировать поведение и реакцию подчиненных в различных ситуациях? Особенности поведения в обычных и конфликтных/стрессовых ситуациях. Чего ожидать и чего не ожидать от каждого из типов?
3. Что учитывать при постановке задач и контроле для минимизации рисков и существенного повышения КПД сотрудника, подразделения и бизнеса в целом? Примеры ошибок и возможных последствий;
4. Как адаптировать способы и формат донесения информации до подчиненных, постановки задач и делегирования, обучения, инструментарий мотивации и стимулирования? Типичные ошибки в управленческом инструментарии, возникающие при этом риски и негативные последствия, а также способы их устранения;
5. Стратегии поведения с подчиненными в различных управленческих ситуациях. Практикум по анализу и проработке управленческих ситуаций участников;
6. Анализ своей практики управления, причин возникающих проблем в работе с подчиненными, доступные решения с помощью инструментария дифференцированного управления; Система самооценки и управленческого развития с помощью предложенного инструментария;
7. «ПроДАжа» и внедрение изменений с учетом особенностей каждого типа;
8. Как тип руководителя влияет на особенности поведения и результативность работы подчиненных? Адаптация управленческого инструментария к особенностям своего типа;
Желающие принять участие в Программе Бориса Жалило «Дифференцированное Управление» могут зарегистрироваться
+7 (495) 727-57-53 (Россия, Москва), bz@solutions2b.com либо 2b@solutions2b.com
Сноски
1
Стейкхолдер (англ. stakeholder) – лицо или группа лиц, которым небезразлично (они заинтересованы в положительном или отрицательном результате) то, что мы делаем, и которые при этом могут как-то повлиять на ход и результаты того, что мы делаем (помочь или помешать).
(обратно)
Комментарии к книге «Вредные советы для руководителей. Тайная школа руководителей-подрывников, работающих в тылу врага», Борис Анатольевич Жалило
Всего 0 комментариев