«Чему не учат в вузе, но без чего вам не получить хорошей работы. 16 ваших конкурентных преимуществ»

828

Описание

Прочитав эту небольшую книгу вы узнаете: • Как думает работодатель • Что отличает зрелого специалиста от «зеленого» • За что сотрудник получает зарплату • Сколько вы стоите • Где ваше место в компании • И многое другое, что даст вам преимущество в карьере.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Чему не учат в вузе, но без чего вам не получить хорошей работы. 16 ваших конкурентных преимуществ (fb2) - Чему не учат в вузе, но без чего вам не получить хорошей работы. 16 ваших конкурентных преимуществ 2182K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Андрей Плетенев

Андрей Плетенев Чему не учат в вузе, но без чего вам не получить хорошей работы 16 ваших конкурентных преимуществ

© Андрей Плетенев, 2015

© Вероника Олеговна Ахматова, иллюстрации, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Почему вам необходимо это знать

Я был студентом 2 раза (один раз очно, второй заочно), поэтому мне хорошо знаком хронический недосып, скучные «бесконечные» лекции, сессии, еда в столовках, общажный быт, стипендия. Ради чего мы переносим все это, да еще и тратим годы жизни? По сути мы инвестируем в свое будущее. Мы говорим себе: «OK. Можно потерпеть все это. Зато потом меня ждет отличная работа и хорошие деньги, на которые я устрою свою жизнь.» Если вы действительно после выпуска намерены занять хорошее «место под солнцем», вам обязательно нужно знать вещи, которые написаны здесь. Те, кого не заботит успешное будущее (или кто уверен, что это будущее гарантировано дипломом) могут не читать дальше.

В течение последних 18 лет по роду работы я очень часто сам проводил собеседования о приеме на работу со студентами, а также участвовал в качестве наблюдателя в большом количестве таких встреч. Я делился своими наблюдениями со знакомыми директорами и бизнесменами. Они говорят о том же. Бросается в глаза, насколько студенты, приходящие «устраиваться на работу», не готовы к этому. И дело тут не в знаниях и умениях. Дело в том, что, куда бы вы не приходили: в компанию, организацию или учреждение – решение о вашем приеме принимает не безликая организация, а конкретный человек (даже если в собеседовании их участвует несколько). Будем называть его далее «работодатель». У этого человека и других людей, с которыми вы беседуете (если они занимаются этим профессионально), в голове есть четкая картинка того, чего они ждут от сотрудника. Назовем это их ожиданиями. В вашей голове как правило тоже есть некая картинка будущего «Я на работе». Она составлена под влиянием ваших желаний, устремлений, а также того, что вы слышали от других или читали. По сути собеседование – это процесс, когда вы и работодатель пытаетесь понять, впишется ли другая сторона в их картинку.

Теперь самая важная вещь: КАРТИНКА В ГОЛОВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ – ПОЧТИ ВСЕГДА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВАШЕЙ.

У инопланетян более реалистичное представление о жизни на Земле, чем у студентов о будущей работе. Ниже у вас будет возможность проверить себя и убедиться в этом. Те, у кого все совпадет, могут спать спокойно: у вас уже есть преимущество перед остальными, вам следует позаботиться только о своем уровне как специалиста. Тех, у кого не совпадает (а таких большинство) ожидают следующие варианты развития событий (они будут периодически повторяться):

1. Это несовпадение выяснится во время собеседования и вас не возьмут

2. Это выяснится в работе. С вами попрощаются.

3. С вами не попрощаются, но будут терпеть и ждать, пока вы все поймете. Платой за это терпение будет то, что вы не будете иметь хорошего зарплатного роста.

4. Вы сами уйдете. (Зачем вам работа, где все не так, как вы представляли? Вас почему-то не ценят).

Как можно этого избежать?

A. Устроиться «по знакомству». (Впрочем, те, кто так планируют свою карьеру, вряд ли дочитали до этого места).

B. Если у вас много времени, можно потратить месяцы и годы, тыкаясь из одной конторы в другую (Варианты 1,2,4). В конечном итоге вы либо осядете на варианте 3), либо опытным путем поймете, что на самом деле нужно работодателю и у вас «все попрет».

C. Постараться вытянуть из работодателя его ожидания. К сожалению, многие работодатели считают, что это вещи «само собой разумеющиеся» и «все и так их должны понимать». Из тех, кто все же захочет это сделать для вас, далеко не каждый работодатель может вытащить из себя и четко описать все свои ожидания. Если бы это было просто, такой список висел бы в каждой конторе на видном месте. Это примерно то же самое как объяснять, как нужно ходить. Все это умеют, однако попробуйте описать словами. У вас сразу возникнут затруднения. Вы начнете задумываться над тем, как именно вы держите баланс, переносите центр тяжести, делая шаг, наступаете сначала на носок или пятку? В конце концов, вы «плюнете» и у вас получится что-то вроде: «просто переставляешь ноги и все».

D. Попытаться изменить ожидания работодателя, объяснив ему, что картинка в его голове – неправильная. Расскажите ему свое видение. Будьте готовы объяснить ему, почему вы лучше него знаете, как строить бизнес.

E. Расспросить друзей, кто уже работает. Каждый расскажет вам свое понимание того, как надо работать. Кто-то скажет дельные вещи, а кто-то «научит» вас, хотя сам понимает не больше вашего. От такой «помощи» вы получите не больше пользы, чем от блюда, в котором часть ингридиентов отравлена, притом неизвестно, какая именно.

F. Прочесть это «пособие».

Ваши конкурентные преимущества

Я не буду писать о необходимости развития в профессиональной области. Во-первых, это и так всем понятно, во-вторых, получение этого преимущества требует много времени и усилий. Я расскажу о том, что вы можете сделать прямо сейчас. Для получения этих преимуществ вам нужно только правильное понимание, осознание и изменение привычного взгляда.

Это иногда непросто сделать, но я вам в этом помогу.

Итак, далее идет секретная информация. Вы не найдете ее в учебниках и уж точно вас не научат этому в ВУЗе. Курсивом выделена типичная позиция студента. Если он остается на этой позиции, то, даже работая, он остается для работодателя «зеленым». А за «незрелое» никто не любит платить. Подчеркнутым выделена позиция зрелого специалиста, которого работодатель ценит и которому готов платить хорошие деньги. Перейдете ли вы от одной позиции к другой и если «да», то как скоро – зависит от вас.

За что сотрудник получает зарплату

«Зеленому» этот вопрос покажется странным. Стипендию платят за то, что я учусь. Зарплату платят за то, что я работаю. За это положено платить. Платят всем. Если бы мне не платили, нафига я бы вообще ходил на работу. Правда, некоторые еще думают, что им платят за то, что они умные и замечательные.

«Зрелый» знает, что компания платит ему деньги за ту пользу, которую он приносит сейчас и может принести завтра. Другими словами, работодатель, глядя на вас, оценивает, заработаете ли вы для него больше денег, чем он на вас потратит. В противном случае, даже если вы умный и талантливый, зачем вы ему нужны? При этом, когда он думает о затратах на вас, в его мысленной картинке присутствует не только ваша зарплата, премии, больничные, расходы на содержание вашего рабочего места и т. п. Там есть и стоимость ваших будущих ошибок и стоимость его собственного времени и времени специалистов, которые будут вас учить. Чему учить? Читаем дальше..

Сколько вы стоите

«Зеленый» считает, что он достаточно крут. Он прошел непростой конкурс и учился много лет. Много знает и умеет, он умный, замечательный и рассчитывает на высокую зарплату. После выпуска он должен быть буквально «нарасхват». Работодатели в очередь должны стоять к нему еще с 3 курса, чтобы заполучить его. И если не стоят – это объясняется только их нерасторопностью.

Эти ожидания формируются:

A. Тем, что студенту говорили в ВУЗе (он ведь учился на перспективной и востребованной специальности): «в стране не хватает таких специалистов»

В. Тем, что иногда сам ВУЗ является престижным и студент не отличает достижения ВУЗа от своих собственных

С. Сравнением себя с однокурсниками (он успешен по сравнению с ними и многое делает лучше их)

D. Тем, что он много читает

E. Просто его желанием, т. е. ему нравится так думать. Приятно иметь высокую самооценку и думать, что главное иметь амбиции, тогда можно получить все и сразу. И неприятно думать, что для этого нужно много и кропотливо работать. (Из всех этих слабых оснований, это – самое слабое).

Это уровень неосознанной некомпетентности. Если вы застрянете на этой позиции, вы не будете развиваться и, скорее всего, будете долго искать работу. После того, как вы ее найдете, вас может постигнуть разочарование. Вы обнаружите, что «ничего не знаете и не умеете». Звучит ужасно, да? Но это – правда. Это происходит потому, что:

A. Вы начинаете сравнивать себя не со студентами, а с другими сотрудниками, у многих из которых за плечами не один год опыта, тонны «съеденной соли» и стаи «отрытых собак». И когда он видит, как его коллега за 5 минут успешно справляется с задачей, с которой он до этого тщетно бился несколько дней и при этом выясняется, что задача эта – типовая.. Наступает просветление.

B. В ходе работы вы открываете для себя новые пласты знаний. При этом ваши собственные познания кажутся вам все меньше на фоне того нового объема, который вам открывается. Это все равно, что стоять с ведром воды возле лужи. Кажется, что у тебя много воды. Но, если дойти до реки, понимаешь, какой каплей являются твои 10 литров.

C. Знания и навыки, которые дают наши ВУЗы являются скорее неким общекультурным базисом нежели тем, что нужно в реальной работе. А те знания, которые имеют реальную ценность, даются без привязки к их реальному применению.

С одной стороны – это бъет по самооценке. Чем больше она завышена – тем больнее этот удар. Но с другой стороны – это выход на уровень осознанной некомпетентности, т. е. шаг к развитию. Чем раньше вы это поймете – тем лучше для вас.

Зрелый специалист, пришедший в компанию, не приходит с необоснованной самооценкой, а осторожно «калибрует» себя по сравнению с другими специалистами и постепенно понимает свою реальную стоимость в компании. Эта стоимость пропорциональна той пользе, которую он приносит компании по сравнению с другими сотрудниками.

Кто платит мне деньги

По мнению «зеленого», это директор, бухгалтер или кассир. В общем – компания. Все как в студенчестве – там ведь стипендию платит ВУЗ, а точнее государство.

В случае ВУЗа: стипендия – это не деньги государства, это – деньги налогоплательщиков, т. е. нас с вами. Государство только распоряжается ими. Так же в компании. Зарплата – это не деньги компании, это деньги довольных клиентов. Компания распоряжается этими средствами. (см. За что компания получает деньги).

Где мое место в компании

«Зеленый» после трудоустройства обычно использует привычную за годы учебы окопную тактику: «Приняли, теперь сиди тихо и не высовывайся, будь не хуже других и не особо напрягаясь дотянешь до диплома/пенсии (нужное подчеркнуть)». Хорошее место – это, как говорится, «поближе к кухне, подальше от начальства». Корни этого лежат в тоталитарном прошлом нашей страны (которое, по сути, еще не вполне прошло :)

«Зрелый» понимает, что сразу после того, как он пришел в компанию, к нему все присматриваются: что за человек? Начинается испытательный срок. Работодатель в первую очередь хочет убедиться, что не ошибся (а такое бывает, и в этом случае – он исправит ошибку). Поэтому специалист проявляет себя во всей красе, блещет всеми своими способностями и талантами не на словах, а на деле и по праву занимает свое место в компании. При этом бывает так, что на собеседовании специалиста недооценили, а за время испытательного срока у него в компании появляются перспективы, о которых он даже не думал. Я знаю людей, которые несколько раз сменили свою профессию в рамках одной компании, причем не вынужденно, а именно потому, что раскрывали свои способности. Место в компании – это не кресло или табуретка, это место в процессе, которым компания зарабатывает деньги.

Страшное слово «ответственность»

«Зеленый» не знает толком, что это такое. Ведь школа и ВУЗ приучают к тому, что нужно просто посещать занятия и выполнять задания. Иногда он боится ее как огня. Она ассоциируется с тем, что «получишь по шапке». «Моя хата с краю» – это индикатор «незрелого» подхода.

Компания не может работать, если никто ни за что не отвечает. Ответственность – это понимание того, на что и как влияют твои действия (или бездействие). Тот, кто ни за что не отвечает, по сути говорит, что он ни на что не влияет. Зачем компании люди, которые ни на что не влияют? Они не просто бесполезны, они – вредны. Ведь, не думая, к чему это приведет, он может делать что угодно или напротив – не сделать то, что необходимо. Тем самым он может легко зачеркнуть усилия остальных. Напротив, чем больше сотрудник влияет на работу компании, тем больше его ценят. (см. «За что сотрудник получает зарплату»).

На что я влияю

«Зеленый» не влияет ни на что. Его дело маленькое. Что сказали, то и сделал. Главное сделать свою часть «хорошо», ну в меру возможностей конечно. Он мыслит примерно так: «Мое дело – это „капля в море“. Как с выборами: „Голосуй – не голосуй..“ Что изменит один голос на фоне миллионов?»

«Зрелый» постоянно расширяет свою «сферу влияния». Он сует свой нос везде. Его касается все, что происходит в компании (причем не в ущерб его основной работе). Он не только высказывает свое мнение, но и старается помогать тому, что считает полезным и противостоит тому, что считает вредным для его общих с компанией целей или интересов. Чем дольше он занимает такую позицию, тем большее количество людей в компании прислушиваются к нему. В том числе – руководство. Оно ценит таких людей.

Что такое «хорошо»

Сделать хорошо – значит сделать «как сказали». Хорошо – это, чтобы ко мне не было претензий. Это – опять же выработанный в ВУЗе подход: дотянуть до «троечки», т. е. минимально «удовлетворительного» результата. Лишь бы отвязались. Ведь это удовлетворяет всех. Потому что главная задача студента – дотянуть до диплома. «Удовлетворительно» – «Mission accomplished», «Next level». «А больше нам не надо, напряжно это».

У «зрелого» нет цели «дотянуть» до пенсии с одной и той же зарплатой. И в компании не получится убедить менеджера, что ты «учил». Более того, менеджеры этого не любят. «Хорошо» – это когда твой сегодняшний результат не просто «удовлетворяет», а лучше вчерашнего.

Хотел как лучше

Когда «зеленый» берется за дело, у него бывает 2 крайности:

1. Уходит от требуемого результата «вширь», увлекаясь тем, что интересно. Например, представим, что требуется выкопать яму, чтобы посадить дерево. «Зеленый» начинает копать и замечает у края ямы что-то непонятное. Он хочет это вытащить, чтобы посмотреть, но предмет не поддается. «Зеленый» начинает копать в эту сторону, чтобы освободить его, но предмет оказывается большим, и копать приходится много. В результате оказывается, что вся земля в стороне изрыта, а дерево посадить нельзя, т. к. яма для него не достаточно глубокая и слишком широкая. А времени и усилий потрачено столько, сколько хватило бы на посадку 5 деревьев.

2. Уходит от требуемого результата «вглубь». Потому что это – «правильно». Если брать тот же пример, то «зеленый», зная, что хорошая яма должна полностью скрывать корни, начинает их измерять в сантиметрах и точно подгонять яму. Так же он примеряет в яму дерево и, если боковой корень не входит, он подравнивает стенки ямы. Он проводит лабораторный анализ грунта и, если он недостаточно плодороден, откапывает и заменяет его. Он подсыпает в яму удобрение и обрабатывает ее от вредителей. В результате у него получается идеальная яма для дерева. Но тратит он так же время, за которое можно было посадить целую рощу. А деревья, посаженные его коллегами в обычные ямы, растут рядом и прекрасно себя чувствуют.

Проблема в том, что в обоих случаях компания несет затраты (время, соответственно деньги, возможно, другие ресурсы), не покрывающие результат. Это происходит потому, что по сути «зеленый» думает не о том, для чего это нужно, а просто увлекается процессом.

Любую вещь можно улучшить. Поэтому улучшением можно заниматься бесконечно. Проблема только в том, что ресурсы – конечны. Кроме того после определенного результата каждое дополнительное усилие дает все меньшую отдачу. Правильно оценить этот порог – умение зрелого специалиста. Он понимает разницу между «лучше» и «полезнее». Делая что-либо он думает о результате и о том сколько ресурса он уже потратил и еще собирается потратить.

Как быть самостоятельным

Обычно в затруднительных ситуациях «зеленый» впадает в одну из двух крайностей:

A. Пытается все разрулить сам, никого не спрашивая, т. к. полагает, что его вопросы будут истолкованы как некомпетентность («Разве ты этого не знаешь?!»).

B. При малейшем затруднении все у всех спрашивает, облегчая себе работу и пытаясь понравиться опытным специалистам, предоставляя им роль «гуру».

«Зрелый» понимает, что:

вариант (А) ведет к тому, что дело может быть провалено или на него уйдет непомерно много ресурсов (времени, денег и т. п.) Это как раз покажет не только вашу некомпетентность, но и неумение работать в команде.

Вариант (B) быстро всех достанет, т. к. по сути это перекладывание своей работы на других.

«Зрелый» умеет поддерживать здравый баланс. Он прилагает разумные усилия для того, чтобы самостоятельно решить проблему, но только в рамках отведенного ему ресурса (его он узнает у своего руководителя). Если он видит, что, копаясь самостоятельно, он выйдет за рамки ожидаемых сроков, денег и т. п., или, если он понимает, что для этой проблемы должно существовать типовое решение, он спросит об этом у коллег. При этом коллеги оценят то, что он обратился к ним за помощью, а не стал изобретать велосипед.

Кто меня научит

Представление «зеленого» похоже на детский стишок : «Я бы в ….. пошел, пусть меня научат» © Маяковский. Вместо многоточия можно подставлять практически любую профессию, кроме «армии». Имеется в виду, что в школе и ВУЗе вырабатывается подход: меня должны научить. Действительно, преподаватели за то и деньги получают, чтобы учить. У кафедры, факультета, да и ВУЗа в целом есть показатели успеваемости, за которые они отвечают. К тому же от количества студентов зависит количество их ставок. Поэтому учат, дотягивают всех. А студент со своей стороны понимает, что большинство этих знаний ему в жизни не понадобятся.

«Зрелый» осознает, что его знания и навыки – это его капитал, который по сути и создает его ценность. Накапливать этот капитал заинтересован в первую очередь он сам. И «преподаватели» здесь другие. Знают и умеют многое, но сами за тобой бегать не будут. Лучшие специалисты потому и лучшие, что сами постоянно учатся. Не только друг у друга, но и книжки читают, в семинарах, тренингах, конференциях участвуют. В хороших компаниях и книги могут быть и обучающие мероприятия, но в любом случае – это лишь возможности. Как их использовать – зависит от тебя.

Научился. Что дальше?

Застрявший в сознании «студента» сотрудник, набив первых шишек, и набрав определенный опыт, начинает сносно без особых нареканий выполнять свою работу. У него возникает ощущение, что он знает и умеет «все что нужно». Это очень опасное состояние, потому что останавливается развитие. А поскольку «зеленый» больше не расширяет границы своих знаний и навыков – он лишь укрепляется в мысли, что «больше и знать-то нечего». По сути он начинает терять конкурентоспособность по сравнению с теми, кто не остановился в развитии. Ведь мир вокруг компании постоянно меняется. Для того чтобы быть успешной, компании нужно тоже развиваться соответственно этим изменениям. И, если сотрудник при этом прекращает развиваться, он перестает соответствовать потребностям компании.

«Зрелый» знает, что «достаточность» знаний и умений – это иллюзия. Он вспоминает себя пару лет назад, когда ему казалось, что он достиг если не совершенства, то вполне «нормального» уровня. Глядя на себя прежнего с сегодняшней позиции, он понимает, как ошибался. Точно так же будет происходить и дальше. Не бывает состояния «научился».

Что такое компания

В глазах «зеленого» это директор или собственник. Может быть, еще менеджеры. Короче – начальство. «Они ведь нанимают меня, говорят, что делать, платят деньги. Стало быть они и есть – компания.» «Грамотный» еще может похвастать термином «юридическое лицо». «В общем компания это кто угодно, но не я, это – «они».

«Зрелый» знает секрет: «юридических лиц – не существует». Все, что происходит – результат решения, действия или бездействия обычных людей – «физических лиц». Эти физические лица – это он сам и остальные. Если люди, работающие в компании, имеют общие цели – их обычно называют «команда». Если у них только общие интересы – можно назвать это «коллектив». Но в любом случае – это «мы».

За что компания получает деньги

«Зеленый» особо не задается этим вопросом. Это как бы не его дело. Важно, чтобы он получал свои деньги, а как их зарабатывает компания – это ее проблемы. Но, если ему задать этот вопрос, он ответит без запинки: компания производит товары или услуги и продает их.

В голове зрелого специалиста это выглядит так: компания получает деньги за то, что решает проблемы клиентов и удовлетворяет их потребности. Отсюда следует очень простой вывод: если компания не решает проблемы клиентов и не удовлетворяет их потребности, денег у компании не будет, какие бы товары и услуги она не производила. А поскольку специалист знает, на что он влияет, делая что-либо, он время от времени задает себе вопрос: «Как то, что я делаю, помогает решать проблему клиента?» Еще больше его зрелость показывает вопрос: «Что нужно делать, чтобы лучше удовлетворить его потребности.»

Как всех понять

Когда «зеленому» дают задание или объясняют что-то – он не задает лишних вопросов. Он с первых слов «все понимает», может даже не слушать до конца. Ведь у него действительно возникает иллюзия, что все понятно, к тому же он боится выглядеть несмышленым: «Еще подумают, что я туплю…» Если потом выясняется, что сделано не то что нужно – он искренне верит, что это проблема того, кто объяснял: «Лучше объяснять надо.»

«Зрелый» знает: то, что имеет в виду один, и то, как его понимает другой – это зачастую, как говорят в Одессе: «две большие разницы». Поэтому специалиста перед тем как он взялся за дело можно отличить по уточняющим вопросам, например: «Правильно ли я понял, что …?». Опытный менеджер знает, что больше всего задач переделывается не потому, что они были сделаны плохо, а потому, что были не поняты как следует. А любая переделка – это потеря эффективности. Поэтому он будет рад, что сотрудник заботится о точном понимании. Выходит, он хочет выполнить задание лучшим образом.

Зачем нужен менеджер

Менеджер нужен для того, чтобы решать мои проблемы. Например, если мне нужен новый стул или повышение в зарплате или если что-то не получается. Также это человек, который за все отвечает. Например, если мы накосячим, от директора прилетает ему. До нас долетают уже только брызги или вовсе ничего. Правда, если мы сделаем что-то круто, он ходит тоже довольный, как будто он это делал. Еще он занимается тем, что делает всякие скучные отчеты про нашу работу. Еще – это человек, который не дает «спокойно работать». Ему постоянно что-то от меня нужно. Это однобокое понимание напоминает историю о том, как слепые ощупывали слона. Тот, кто держал в руке хвост – считал, что слон похож на веревку.

«Зрелый» специалист смотрит на предназначение менеджера не только со «своей колокольни» (зачем он мне), а шире (зачем он компании), поэтому видит «всего слона»: Менеджер определяет и не теряет из виду цель. Поэтому он смотрит вперед и планирует, что нужно дальше. Он объединяет усилия всех участников команды, задействуя возможности каждого. Он вдохновляет, когда трудно. Он следит за ситуацией и помогает «не сбиться с курса». В общем он нужен для того, чтобы несколько человек могли достигать общего результата.

Зачем взаимодействовать в команде

Лучше всего спокойно работать одному, когда никто тебя не трогает. Каждый должен делать свое дело. Я свое делаю, а что делают другие – это меня не касается.

Когда люди, работающие над общим результатом думают только каждый о своем персональном результате, с общим результатом возникают проблемы. Это как в случае с костюмом: один пришивал левую брючину, другой – правую, третий – пуговицы. А в результате: костюм – не получается. Одна брючина короче другой, а пуговицы пришиты крепко, хорошо, но не там.

Итоги

Из вышесказанного видно, что студенту или сотруднику с сознанием «зеленого» не избежать следующих проблем:

1. Непонимание сути работы компании и неправильное позиционирование себя в ней. Как следствие – проблемы с трудоустройством, стабильностью и карьерным ростом.

2. Недопонимание с руководством по поводу заработной платы.

3. Непонимание целей и порученных задач, как следствие – невысокие результаты. Отсюда – нарекания руководства.

4. Отсутствие влияния на то, что происходит в компании и на мнение руководства. Как следствие – невозможность решения вопросов, которые для вас важны.

5. Проблемы в общении и в отношениях с коллегами.

6. Недостаточный рост профессиональных компетенций

Теперь, когда вы это знаете, у вас есть несколько возможностей:

1. Ничего не менять и строить карьеру, думая только о профессиональных навыках.

2. Повысить свою конкурентоспособность, добавив к профессиональным навыкам «умение работать».

Конечно, я понимаю, что говоря об этом, охватил не все вопросы. Например, после чтения, многие спрашивают: Как найти хорошую работу (что еще нужно учитывать, кроме материальной стороны)? Что нужно учитывать при подготовке к собеседованию и как вести себя во время встречи с работодателем? Что делать, если я отлично работаю, а меня не повышают? Как быть, если не удается поладить с начальством или коллегами? Как понять, что ты достоин повышения и как об этом говорить с начальством? Эти темы подробно рассматриваются в моем Курсе построения карьеры. Если вы зарегистрировались здесь: , то часть материалов курса, вы получите бесплатно.

Если остались другие вопросы или если вы хотите дополнить то, что здесь написано, вы можете связаться со мной. Мои контакты здесь:

Глава для скептиков

Всегда есть люди, которые не согласны с чем-либо. Специально для них написана эта глава. Здесь я отвечу на некоторые комментарии, которые могут возникнуть при чтении.

Комментарий: Здесь описан идеальный сотрудник. В жизни такого не бывает.

Ответ: Согласен. Это и являлось целью: показать к чему нужно стремиться, если хочешь стать лучше. Кому-то это удается в большей степени, кому-то в меньшей. От каких-то из «студенческих» стереотипов люди избавляются в первые дни работы, а какие-то живут с ними всю жизнь. И это всегда заметно и отличает одних сотрудников от других. Говорю это вам как руководитель.

Комментарий: Мои знакомые работают в конторе N и их точка зрения во многом совпадает с той, которая описана здесь, как «студенческая». При этом они уже давно не студенты, а опытные сотрудники и получают хорошую зарплату.

Ответ: У меня тоже много таких знакомых. Они даже не догадываются, какой потенциал они не используют, насколько больше у них перспективы, если их позиция в компании станет более «зрелой».

Комментарий: У нас в компании есть определенный фиксированный уровень зарплаты для моей должности, и от того, как я отношусь к работе моя зарплата не изменится.

Ответ: Открою еще один секрет: если вы работаете не в гос. предприятии, то жесткого ограничения зарплаты нет. И я знаю примеры, когда даже в госучреждениях руководители находят возможность повышать и поощрять сотрудников, несмотря на разрядную сетку. Решение о том, какую зарплату вам платить, всегда принимает человек. И если ваше отношение к работе отличается в лучшую сторону от остальных, кто получает ту же зарплату (причем не разово, а систематически, что показывает именно позицию, а не «показуху»), тогда вы – стоите с ними на разных уровнях. Это неизбежно будет отражаться на зарплате.

Комментарий: Главное – это прокачивать свой основной профессиональный скилл. Если ты крут в профессиональных навыках, другие закроют глаза на то, что твоя картина мира – «студенческая». У тебя будет и хорошая работа и высокая зарплата.

Ответ: Профессиональный скилл, безусловно, важен. Но я сталкивался со случаями, когда квалифицированного специалиста не принимали на работу именно потому, что его подход к работе не устраивал работодателя. Сталкивался и с обратными примерами, когда работодатель «закрывал глаза». Последствия для компании в таких случаях каждый раз были печальны. В общем – это вопрос качества менеджмента в компании. Если в компании не умеют подбирать и оценивать людей, ее перспективы, так же как и ваши – весьма сомнительны. Как это определить еще при знакомстве с компанией? Простой совет: если вам на собеседовании задают только вопросы по специальности и не пытаются понять что вы за человек – не идите туда.

Комментарий: Вы все время пишете о работе по найму, как будто у студента нет других альтернатив.

Ответ: Я пишу здесь о специфике работы по найму потому, что львиная доля студентов после ВУЗа выбирает именно этот путь. Несколько слов о найме и предпринимательстве:

Сейчас очень модно мнение, что найм – это кабала и правильный путь каждого, это собственный бизнес. Многие авторы пишут статьи на тему: «как хорошо быть свободным предпринимателем» и призывают всех организовывать собственный стартап. Я не агитирую за тот или иной путь. Каждый сам его выбирает в нужный момент. И у того и другого есть свои плюсы и минусы. Я сам много лет работал в компаниях, не принадлежащих мне, а сейчас у меня 2 бизнеса. Но, по моему мнению, подавляющее большинство студентов не готово к тому, чтобы сразу успешно вести собственный бизнес. Не просто «стартовать», а бежать дальше, обгоняя других и «не сдохнуть». И те, кто раздувает в них эти амбиции, на мой взгляд, оказывают им медвежью услугу. Работа в найме дает хорошую подготовку (как тренировки спортсмену), и многие начинают свое дело именно на основе опыта, полученного в компании. Кроме того, те, кто клянут найм, почему-то не упоминают о 2 вещах: 1) Предпринимательство – это тоже профессия. К ней надо иметь способности, знания и опыт. Так же как не каждый может стать музыкантом, не каждый может стать предпринимателем. 2) Есть много вещей (начиная от карандашей и закачивая космическими кораблями), которые можно сделать, только объединив труд многих людей. Все не могут быть собственниками.

Твое мнение

Выскажи свое отношение к этому материалу:

Если тебе понравилось, перейди по этой ссылке и поделись с друзьями: .

Если не понравилось – оставь мне свой отзыв здесь:

Благодарности

Хочется поблагодарить всех тех, кто помогал в подготовке этого материала. В первую очередь Александра Калинина (SibEDGE), чья идея легла в основу данной мини-книги. Спасибо Веронике Ахматовой за забавные иллюстрации, Илье Плетеневу и Татьяне Григорьевне Плохотнюк за то, что не позволили мне слишком отклониться от русского языка. :) Так же благодарю Виктора Сороковикова, Евгения Иванова, Павла Паутова, Дениса Ионова, Нурсултана Шантаева и многих других специалистов и студентов, которые дали полезные комментарии по первому варианту книги.

Об авторе

Я бизнес-тренер. Я считаю своим делом помогать другим людям развиваться. Я веду различные тренинги и семинары по личной эффективности. Например, курс: Как найти свое призвание Полный каталог моих дистанционных программ обучения здесь:

Бесплатные материалы к другим моим обучающим программам доступны здесь: -produkty/besplatnye-materialy

Если вы хотите общаться со мной в соцсетях, или хотите опубликовать материалы книги, вы найдете мои контакты здесь:

Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники или кандидаты на работу прочли эту брошюру, разместите на своем сайте эту ссылку для ее получения:

Оглавление

  • Почему вам необходимо это знать
  • Как можно этого избежать?
  • Ваши конкурентные преимущества
  • За что сотрудник получает зарплату
  • Сколько вы стоите
  • Кто платит мне деньги
  • Где мое место в компании
  • Страшное слово «ответственность»
  • На что я влияю
  • Что такое «хорошо»
  • Хотел как лучше
  • Как быть самостоятельным
  • Кто меня научит
  • Научился. Что дальше?
  • Что такое компания
  • За что компания получает деньги
  • Как всех понять
  • Зачем нужен менеджер
  • Зачем взаимодействовать в команде
  • Итоги
  • Глава для скептиков
  • Твое мнение
  • Благодарности
  • Об авторе Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Чему не учат в вузе, но без чего вам не получить хорошей работы. 16 ваших конкурентных преимуществ», Андрей Плетенев

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства