Е. Морозов, Н. Химич Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы
Москва 2015.
1. Основные сведения о налоговых проверках
Налоговая проверка — это действие налоговой инспекции (ИФНС) по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов ИП и организации. В ходе этого действия идет сравнение данных, полученных в результате проверки, с данными налоговых деклараций, представленных в ИФНС.
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 Налогового Кодекса РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки подразделяются:
1.1 Камеральные налоговые проверки
Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых проверок прописана в ст. 89 НК РФ. Целью камеральной проверки является:
● контроль за соблюдением налогоплательщиком нормативных правовых актов о налогах и сборах;
● выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
● взыскание сумм налогов по выявленным правонарушениям;
● привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
● подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
1.2 Выездные налоговые проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов. Процедура проведения выездных налоговых проверок прописана в ст. 89 НК РФ.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке:
● первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика;
● регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
● хозяйственных и иных договоров;
● актов о выполнении договорных обязательств;
● внутренних приказов, распоряжений, протоколов;
● любых предметов, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
● производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;
● инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества.
Общие правилапроведения налоговых проверок:
● налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года;
● налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду;
● налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика;
● налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой формы.
Основные правила проведения налоговых проверок:
● налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
● запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Из этого правила есть два исключения:
1. когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
2. когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
2. Общие принципы поведения предпринимателей при проверке
2.1 Установление личности проверяющих и объём их полномочий
Вежливым и корректным предложением: «Пожалуйста, предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобная просьба действует отрезвляюще, дает сигнал чиновнику, что он не самый главный и тоже должен отчитываться. Если же документов вам не предъявляют, то можно смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.
Что нужно делать обязательно:
● Зафиксируйте, запишите, если есть возможность — сделайте ксерокс, предъявленных документов.
● В процессе общения старайтесь быть немногословными и избегайте конфликтов.
● Никогда ничего не подписывайте, не прочитав.
● Если прочли и не согласны с прочитанным не подписывайте, пока не будут внесены исправления.
● Перед тем, как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах.
Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:
1. полное и сокращенное наименования либо фамилию имя отчество налогоплательщика;
2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3. периоды, за которые проводится проверка;
4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. В этом случае документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях).
2.2 Отмечайте ошибки сотрудников ФНС
Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если Вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу.
Незаконны также требования предоставлении документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.
Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика согласна статье 87 НК РФ. Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.
2.3 Собирайте козыри, но не спешите их выдавать
В редких случаях ошибочные действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов нужно обжаловать сразу. Лучше придержите их в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении собственных ошибок. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицам) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата.
3. Права налоговых органов по проведению проверок
Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли, обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа.
В случае если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, а, следовательно, в соответствии со статьёй 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.
Налоговый инспектор имеет право проверять только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т. п.
Следовательно, налоговый инспектор, не уполномочен проверять санитарные книжки, давать правовую оценку таким документам, как сертификаты и т. п.
На налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы за нарушения закона РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчётов и/или расчетов с использованием платежных карт".
Налоговый инспектор имеет право не только на истребования документов, но и на их выемку (изъятие) на основании письменного мотивированного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
В большинстве случаев требования представителей контрольных органов и силовых ведомств выдать им подлинные документы, связанные с деятельностью фирмы, являются необоснованными и незаконными.
Чтобы во время проверок вовремя сориентироваться и указать проверяющим на неправомерность их действий, предпринимателю лучше держать под рукой несколько законов, освещающих данные вопросы. Это Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
В соответствии с НК РФ, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.
Выемка может производиться принудительно, если лицо, у которого производится выемка, отказывается добровольно выдать документы или предметы. Выемку нельзя проводить в ночное время. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Все изымаемые документы и предметы должны быть предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки.
Прежде всего должностное лицо налогового органа обязано предъявить соответствующее постановление и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.
О производстве выемки (изъятия) документов и предметов составляется протокол. В нем или в приложениях к нему перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы. При этом должны быть точно указаны их количество, наименование и индивидуальные признаки. То есть вы обязательно должны потребовать, чтобы каждый изымаемый документ, или отдельная страница были пронумерованы, и им был присвоены определенные названия. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Приказом от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ ФНС России утвердила 15 форм, по которым инспекторы должны составлять тот или иной документ, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, при камеральных и выездных проверках компаний.
Обратим особое внимание на бланк уведомления о вызове налогоплательщика (приложение № 1 к приказу № ММ-3-06/338@). Его инспекторы будут направлять компании, если им понадобится получить какие-либо пояснения. В частности, в ходе камеральной проверки. Основанием для этого служит подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ. Уведомление должно вручаться представителю компании под роспись. В противном случае его можно считать неполученным. Но если подпись поставлена, пренебрегать уведомлением не стоит. Лучше прийти в назначенный срок в инспекцию. Дело в том, что, проигнорировав данный документ, компания автоматически становится кандидатом на выездную проверку. А кроме того, появившись в инспекции, вы получите шанс объяснить, почему компания работает с убытком или из-за чего бухгалтерская прибыль превышает налоговую. Такие пояснения также помогут избежать выездной проверки.
Добавим, что помимо уведомления о вызове налогоплательщика заслуживают внимания следующие формы (в скобках приведен номер соответствующего приложения к приказу № ММ-3-06/338@):
● протокол допроса свидетеля (№ 3);
● протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов (№ 4);
● поручение об истребовании документов (информации) (№ 6);
● постановление о производстве выемки документов и предметов (№ 7);
● протокол выемки документов и предметов (№ 8);
● постановление о назначении экспертизы (№ 9);
● протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав (№ 10).
Согласно статье 93 НК РФ «Истребование документов», должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать необходимые для проверки документы. Но проверяемому не нужно предоставлять эти документы немедленно. Он должен направить или выдать их налоговому органу в десятидневный срок. Согласно статье, документы должны быть представлены в виде заверенных копий, некоторые из них достаточно заверить печатью предприятия за подписями руководителя и главного бухгалтера, а часть копий заверяются у нотариуса. Отказ предоставить запрашиваемые документы или «непредставление их в установленные сроки» является правонарушением.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен в статье 6.1 НК РФ. В соответствии с этой статьей течение срока, исчисляемого днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Вместе с тем, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Указанные в требовании документы могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя (при этом проставляются отметка о принятии и ее дата) либо направлены им в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке требуемых документов по почте днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
ПК РФ также содержит положения, регулирующие проверки контролирующими органами. Если необходимо изъять документы, имеющие значение для уголовного дела, и, если известно, где они находятся, производится выемка на основании постановления следователя.
Иногда фирма передает документы одному уполномоченному органу и ждет результатов проверки, а потом оказывается, что на основании этих бумаг организацию или предпринимателя привлек к ответственности другой орган. В подобных ситуациях, поскольку права предпринимателей нарушены, они также могут обращаться за судебной защитой.
Бывали случаи, когда в изъятых бумагах возникали подтирки, исправления, появлялись сведения, которых раньше не было, а затем на основании этих документов предприниматели привлекались к административной и уголовной ответственности.
Часто требования о предоставлении подлинных документов, сведений заявляются представителями государственных органов, не имеющих на это права. Проверяющие вводят в заблуждение представителей компании, и те добровольно выдают документы. Если в результате неправомерного изъятия документов вы понесли убытки, то, заявив иск к госоргану, большую сумму компенсации вы вряд ли получите, но можете попытаться возместить хотя бы часть потерь.
4. Особенности проверки органами полиции
Любая предпринимательская деятельность, так или иначе, всегда связана с риском того, что руководством или отдельными сотрудниками компании могут быть совершенны действия, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При наличии данных о правонарушениях различного рода в сфере финансовой, предпринимательской, хозяйственной или торговой деятельности, а также сведений о нарушении действующего законодательства органам полиции предоставляются право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.
Права оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями регламентируются Законом РФ от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
Проверка полицией должна проводиться в присутствии двух понятых и представителя организации, в которой проводится проверка. Копии постановления вручаются представителям и понятым, также им вручаются копии описей и протоколов, составленных в результате проверки.
При отсутствии понятых и представителей проверяемой организации проверка производится при участии органов местного самоуправления или представителей исполнительной власти, производится осмотр складских, производственных, торговых и других служебным помещений, а также мест хранения или использования имущества организации.
Представители органов полиции также имеют право на осмотр средств транспорта, который должен проводиться в присутствии владельца транспортного средства и двух понятых. Следует учесть, что в неотложных случаях досмотр может производиться и в отсутствии владельца транспортного средства.
Сотрудники полиции имеют право ознакомиться и изучить документы граждан и организаций на денежные средства и материальные ценности, а также могут временно изъять их, но в этом случае обязательно составление описи документов и протокола. Изъятие производится, если имеются основания полагать, что документы могут быть изменены либо подменены, сокрыты или уничтожены. Органы полиции могут изымать документы на срок, не превышающий семь суток, а в случае, если изъятие приводит к приостановке деятельности проверяемой организации, документы могут быть изъяты на срок не более двух суток.
Полномочия сотрудников полиции позволяют им требовать проведения ревизий и проверок хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации, производить изъятие образцов продукции или сырья, из которого она изготавливается, а также опечатывать различные помещения, места хранения документов, кассы и т. п. Также как и в случае с изъятием документов опечатывать помещения можно на срок не более семи дней или сорока восьми часов, если это приводит к приостановке деятельности организации.
Следует помнить, что органы внутренних дел имеют право проверить вашу организацию или вас, если имеются данные о правонарушениях с вашей стороны, либо если правонарушение, например, невыдача чека, была замечена сотрудником милиции лично.
Данные о правонарушениях должны быть официальными, ни в коем случае не анонимными. Они обязательно должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части Районного Управления Внутренних дел, а письма и заявления регистрируются в журнале секретариата. На основании зарегистрированных данных о правонарушениях сотрудникам органов внутренних дел дается право на проверку полицией конкретной организации, с обязательным указанием мотивов, которые привели к проверке. Следует подчеркнуть, что направление дается на проверку именно конкретной организации, если направление отсутствует, то составленные во время проверки протоколы не имеют юридической силы.
Если же сотрудник полиции лично зафиксировал правонарушение, он обязан принять меры к его устранению. В этом случае направление не требуется.
Сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, принимать меры, допустимые законом, такие как, например, административное задержание.
Полиция имеет право проверять такие документы, как удостоверение личности (паспорт), лицензии, свидетельство о регистрации деятельности предпринимателя, правоустанавливающие документы (патенты и пр.), кассовый журнал, сертификаты, накладные и тому подобную документацию.
Сотрудники внутренних органов, проверяющие наличие документов, не имеют право давать им правовую оценку. Они обязаны по выявленным нарушениям составить акты и передать их в соответствующие органы (например, Госсанэпиднадзор или налоговая инспекция), которые уполномочены к принятию мер по данным правонарушениям. Например, проверка наличия у предпринимателей санитарных книжек не входит в полномочия сотрудников полиции, такое право предоставляется, согласно действующему законодательству, только сотрудникам Роспотребнадзора.
Полиция может изъять документацию на денежные средства, материальные ценности, финансовые и кредитные операции. Такое право предоставляется им только в тех случаях, когда объектом правонарушения является сама документация.
Сотрудники полиции не имеют права изымать лицензии, регистрационные свидетельства, гигиенические заключение на сырье или товар, сертификаты соответствия и т. п.
Также сотрудники полиции имеют право наложить на должностное лицо административное взыскание (штраф) за продажу товара без соответствующих документов или без применения ККТ, и незаконную торговлю товарами, реализация которых ограничена, либо запрещена. За такие правонарушения можно получить штраф от трех до четырех тысяч рублей.
Как можно заметить, что сотрудники полиции обладают довольно обширными полномочиями.
Будьте бдительны и соблюдайте следующие процедуры при проведении проверки предприятия:
● При появлении сотрудников полиции на предприятии проверьте у каждого из них удостоверения полицейского, установленного образца.
● Перепишите установочные данные сотрудников полиции (ФИО, должность, подразделение и номер удостоверения).
● Удостоверения полицейского сотрудники полиции обязаны предъявить представителю юридического лица.
● Потребуйте от сотрудников полиции предъявить в письменном виде распоряжение руководителя органа полиции о проведении проверки предприятия.
● Сотрудники полиции обязаны предъявить соответствующее распоряжение представителю предприятия, а также обязаны предоставить представителю предприятия копию указанного документа.
● Ни при каких обстоятельствах не оказывайте сотрудникам полиции при проведении проверки силового противодействия, так как по звонку полиции могут быть вызваны сотрудники отряда специального назначения, которые вправе применять, в т. ч. физическую силу, что они с удовольствием и сделают.
● Более того, в случае оказания противодействия сотрудникам полиции при исполнении служебных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
● По требованию сотрудников полиции предоставьте в их распоряжение все необходимые документы, предметы, материалы и др. для проведения проверки.
● Сотрудники полиции в целях проверки вправе изъять документы (их подлинники), предметы, материалы. Изъятие документов должно быть оформлено протоколом. Копию протокола изъятия получите в распоряжение предприятия.
● В случае изъятия подлинников документов снимите копии изымаемых документов для предприятия.
● Сотрудникам полиции по их требованию предоставьте возможность осмотреть все интересующие их помещения.
● Сотрудники полиции вправе провести опрос или допрос работников предприятия по существу проводимой проверки.
● При этом каждый работник предприятия может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.
● По результатам проведения проверки предприятия, при достаточных на то основаниях, обжалуйте действия сотрудников полиции руководителю органа, проводившего проверку или в прокуратуру.
5. Регламент проведения проверок
5.1 Общие положения
26 декабря 2008 года был подписан Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — № 294-ФЗ), который вступил в юридическую силу с 1 мая 2009 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 294-ФЗ его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В отличие от ранее действовавшего Федерального закона № 134-ФЗ, который использовал лишь понятие мероприятий по контролю, новый Закон вводит новое понятие — "проверка". В соответствии со статьей 2 № 294-ФЗ под «проверкой» понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 9 № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
5.2 Проведение плановых проверок
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее — проверяющими органами) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом все указанные планы должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах проверяющих органов в сети Интернет либо иным доступным способом.
Федеральный закон № 294-ФЗ исчерпывающим образом закрепляет основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок. Им является истечение трех лет со дня:
● государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
● окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
● начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Важной особенностью нового Федерального закона № 294-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом № 134-ФЗ является также и то, что плановые проверки не могут проводиться чаще, чем один раз в три года. (За исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ: в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
5.3 Проведение внеплановых проверок
Предметом внеплановой проверки являются контроль за:
● соблюдением юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
● выполнением предписаний проверяющих органов;
● проведением мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
● обеспечением безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основаниями для проведения внеплановой проверки согласно статье 10 Федерального закона № 294-ФЗ являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в проверяющие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
● возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
● причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
● нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
5.4 Особенности документарных и выездных проверок
Помимо указанной классификации, все проверки Федеральным законом № 294-ФЗ в зависимости от предмета и места проведения разделены на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.
Предметом документарной проверки в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Предметом выездной проверки в силу статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
● удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
● оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Однако в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющего органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Согласно Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной федеральным органом исполнительной власти форме.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в проверяющий орган.
Важным нововведением Федерального закона № 294-ФЗ является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений установлен в части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним, например, относятся отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т. п.
5.5 Малозначительность административного правонарушения
КоАП РФ предусматривает такое понятие, как малозначительность правонарушения (ст. 2.9. КоАП РФ). Предполагается, что правонарушение было совершено, но к неблагоприятным последствиям оно не привело, признаками общественной опасности не обладает. В этом случае арбитражный суд освобождает виновника правонарушения от предусмотренной административной ответственности и выносит устное замечание.
По поводу квалификации правонарушения в качестве малозначительного и порядка применения последствий такой квалификации ВАС РФ дает разъяснения в Постановлении Пленума от 02.06.2004 г. № 10.
ВАС РФ указывает, что квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного возможно в исключительных случаях (надо сказать, что на практике суды охотно применяют ст. 2.9. КоАП РФ; доля отказов в удовлетворении требований административных органов по этому основанию велика).
Малозначительность имеет отношение к объективной стороне правонарушения, т. е. арбитражными судами оценивается степень угрозы общественным отношениям от совершенного правонарушения. Если такой угрозы не существует, то и правонарушение может быть признано малозначительным. При этом никакого правового значения не имеет личность (характеристики) субъекта правонарушения, в том числе его имущественное состояние или бедственное положение.
Не имеет значения и то, что правонарушитель добровольно устранил последствия правонарушения, возместил ущерб. Все указанные обстоятельства могут лишь привести к смягчению наказания по п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Правонарушение с формальным составом (то есть с таким, при котором ответственность не ставится в зависимость от наступления тех или иных последствий) также может быть квалифицированно как малозначительное.
Если арбитражный суд отказывает административному органу в удовлетворении его требований по причине малозначительности правонарушения, он должен мотивировать такой вывод. Доказать малозначительность можно только в суде первой и апелляционной инстанции. Кассационная инстанция доводы о малозначительности правонарушения не рассматривает, это не входит в ее компетенцию.
Отметим, что на практике, при разбирательстве административного дела проще доказать малозначительность правонарушения (по мотиву отсутствия последствий), чем доказывать отсутствие состава правонарушения. Административный орган, участвующий в деле, обязан привести суду факты неблагоприятных последствий, вызванных правонарушением, или указать на наличие угрозы наступления таких последствий.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судебные расходы подлежат взысканию с правонарушителя.
6. Требования налоговых органов к применению ККТ
Вы должны запомнить на всю свою сознательную жизнь, что все вопросы регулирования — приобретения и применения кассовых аппаратов рассмотрены в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Необходимо также знать все дополнения и изменения, связанные с этим законом и, конечно, его четкое исполнение позволит вам исключить огромное количество проблем и ненужных волнений
Также вы должны понимать, что это — не техническая проблема: чек пробил — не пробил. Это за собой влечет комплекс сложных взаимоотношений: ККТ — кассир-операционист (продавец); кассир-операционист (продавец — покупатель; кассир-операционист — менеджер (администратор); кассир-операционист (продавец) — налоговая инспекция и т. д. А в каждом таком тандеме в жизни возникает свой сценарий, свои проблемы, свои решения. И они не всегда позитивные или правильные, как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения взаимоотношений. В итоге это влияет на продажи, прибыль и соответственно, успеху или неуспеху вашего бизнеса. Какие же проблемы существуют дальше?
ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
● быть зарегистрирована в налоговом органе;
● быть исправна, обеспечивать печать кассовых чеков, содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные законом;
● эксплуатироваться в фискальном режиме;
● иметь эксплуатационную документацию
Представители налоговых органов, Роспотребнадзора и другие должностные лица многих государственных учреждений, увидев у Вас кассовый аппарат, с большим желанием придут к Вам с требованием на проверку. У них «слюнки бегут», понимая, что они могут неплохо поживиться на Ваших проблемах при применении ККТ. Ведь сладко и безопасно пнуть тех, кто не может дать сдачи.
В первую очередь, они будут трясти Вас как грушу, обнаружив малейшие факты неисправности или неприменения ККТ.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ на Вас будут наложены административные штрафы в следующих размерах:
● на граждан — в размере от 1500 до 2000 рублей;
● на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
● на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей.
Но самое интересное, что Вы попадаете на замечательный крючок налоговой инспекции и в базу данных как недобросовестный руководитель-бизнесмен. Будьте уверены, что выездная налоговая проверка в самое минимальное время Вам будет обеспечена.
Поэтому нужно не просто знать все возможные случаи неприменения ККТ, но и понимать, что Ваши сотрудники в любой момент могут совершить ошибку, и данная ошибка, как Вы уже поняли, может оказаться непоправимой. Что же зависит от Вас? Прежде всего, научить своих продавцов всем правилам применения ККТ и, самое главное, контролировать самому или с помощью своих заместителей или начальников отделов. Причем контролировать постоянно все вопросы подготовки кассиров-операционистов и, естественно, применения ККТ. Самое интересное, что поскольку проверять ККТ представители государственных органов могут практически каждый день, то поверьте нам, «веселая жизнь» Вам гарантирована.
Как мы уже отмечали ранее, взяв на заметку Вашу ККТ и, соответственно, Вашу фирму, проверяющие будут делать к Вам рейды неоднократно. Поэтому итоговая сумма различных штрафов будет колебаться от 60000 до 200000 рублей, ну а минимальные штрафы при выездных проверках Вам известны. В каждом регионе они разные, но к миллиону рублей Вас «подвинут» всегда. Это уже проверено временем.
Итак, каким образом и когда могут возникать проблемы, рожденные вашими сотрудниками. Естественно, они возникают тогда, когда:
● Вы и Ваши сотрудники не изучили закон 54-ФЗ;
● когда отнеслись к выбору обслуживающей организации несерьезно;
● не направили кассира-операциониста (продавца-кассира) на комплексное обучение (отличие комплексного обучения кассира-операциониста от простого обучения, «как нажимать кнопки», — объясним далее в следующих разделах);
● не разработали у себя необходимый комплект документаций, приказов, инструкций и т. д.;
● не изучили особенности действий руководителя и кассира-операциониста при проведении проверок;
● на фирме отсутствует «Инструкция и методические рекомендации» по ведению форм строгой отчетности КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-6, КМ-8, КМ-9;
● закончился договор на техническую поддержку;
● у кассира отсутствует удостоверение об обучении работе на ККТ и др.
Однако есть «волшебные таблетки», которые могут предотвратить подобного рода «заболевания». Мы все прекрасно понимаем, что лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить.
Поэтому по опыту применения ККТ успешными бизнесменами Вам необходимо обязательно приобрести соответствующую документацию и провести комплекс мероприятий для подготовки к внезапным налоговым проверкам.
7. Привлечение к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ
Итак, статья 14.5 КоАП РФ: «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
● на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
● на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
● на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей.
2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
● на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
● на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
● на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей.
Ответственность за отсутствие установленной информации об изготовителе
Продавец обязан довести до сведения потребителя:
● наименование своей организации;
● место нахождения;
● режим работы;
● основные характеристики товаров как на ценнике, так и в прайс-листах.
В практике такие нарушения встречаются достаточно редко и происходят исключительно из-за халатности руководителя.
Ответственность за неприменение ККТ
К ответственности за неприменение ККТ привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель). Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться не только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (Письмо ФНС России от 13.06.2006 № ММ-6-06/597).
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 5960/04).
Под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
● фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
● использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
● использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
● использование контрольно-кассовой машины без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
● использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствует пломба либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
● пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям — более сложный вопрос. ККТ считается неисправной если:
● выдает чек с нечетким шрифтом;
● не все обязательные реквизиты указаны на чеке;
● неправильно установлена дата и неточное время;
При этом проверяющие ссылаются на Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904). Согласно п.8 вышеуказанного Положения, неисправной считается ККТ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные п.4 настоящего Постановления.
Если ККТ печатает время на чеке, не совпадающее со временем совершения торговой покупки (оказания услуг), то такая ККТ также считается неисправной. Это вытекает из статьи 2, 4 и 5 Закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Отклонение времени не должно превышать пять минут, то есть все организации, в том числе и организации, которые реализуют товары через интернет-магазины, обязаны выдавать покупателям чеки непосредственно в момент оплаты.
8. Особенности проверок административных правонарушений по статье 15.1 КоАП РФ
8.1 Существо нарушений по статье 15.1 КоАП, административная ответственность
В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» влечет наложение административного штрафа:
● на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей;
● на юридических лиц от 40000 до 50000 руб.
Под нарушением порядка с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций понимается осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов.
Организации и/или предприниматели вправе рассчитываться друг с другом наличными деньгами в рамках одного заключенного между ними договора, если сумма расчетов по нему не превышает 100000 рублей (Пункт 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У). При этом срок действия договора и количество расчетных документов (один или несколько) по нему значения не имеют (Пункт 2 Приложения к Письму ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т). Запрет на наличные расчеты свыше 100000 рублей распространяется на обязательства (Пункт 2 Официальных разъяснений ЦБ РФ от 28.09.2009 № 34-ОР):
● предусмотренные договором, а также вытекающие из него;
● исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
Иногда, желая уклониться от установленного лимита, компании заключают, к примеру, несколько дополнительных соглашений к основному договору, полагая, что это некие отдельные договоры и по каждому из них можно рассчитываться в пределах 100000 рублей. Но если общая сумма расчетов (по договору и по дополнительным соглашениям) превысит лимит, вы нарушите порядок работы с денежной наличностью и можете быть оштрафованы.
Стотысячное ограничение можно обойти, заключив с контрагентом несколько однородных договоров (к примеру, договор поставки на каждую отдельную партию товара), сумма каждого из которых не будет превышать установленный лимит расчетов наличными. Однако если цель "уклонение от лимита" будет слишком явной, вас все равно оштрафуют.
Наличие нескольких одинаковых договоров, заключенных с одним контрагентом в течение непродолжительного периода времени, по которым планируются или уже производятся расчеты наличными на общую сумму свыше 100000 рублей, непременно привлечет внимание налоговых органов и повлечет наложение штрафа. Так, в одном случае организация в один день заключила шесть (договоров займа по 100000 рублей. каждый и в тот же день выдала контрагенту наличные деньги по этим договорам. Неудивительно, что и налоговые органы, и суд посчитали, что формальное подписание нескольких договоров не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение самостоятельных договоров. Фактически стороны заключили одну сделку на общую сумму, превышающую установленный предел расчетов наличными деньгами (Постановление ФАС ВВО от 18.03.2008 по делу № А28-9126/2007-60/18).
Беспокоиться не о чем, если договоры заключены в разные дни, на разные суммы, объемы и сроки поставки тоже различные, расчет по договорам производился в разные дни, есть поставки другим лицам (в том числе и по безналичному расчету).
Если вы попались на превышении лимита наличных расчетов, можете попробовать сослаться в суде на малозначительность совершенного правонарушения (Статья 2.9 КоАП РФ). Если суд с этим согласится, вы отделаетесь устным замечанием (Пункты 17, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10; Постановление ФАС ВВО от 18.02.2010 по делу № А28-16681/2009; Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2008 по делу № А60-4932/2008-С6).
Еще один вопрос, который интересует многие организации и предпринимателей: какая сторона признается виновной при расчетах наличными деньгами сверх установленного лимита? С одной стороны, в Письме ЦБ РФ от 24.11.1994 № 14-4/308 сказано, что меры ответственности применяются к тому контрагенту, который заплатил наличными по одному договору более 100000 рублей. И хотя приведенный документ уже не применяется, арбитражные суды, рассматривая подобные ситуации, как правило, приходят к аналогичному мнению (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2007 по делу № А79-6155/2007, от 22.09.2008 по делу № А79-1817/2008 и ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 по делу № А72-3587/2008). С другой стороны — во избежание неприятностей принимать от покупателей и заказчиков наличные сверх установленного лимита мы также не советуем.
8.2 Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
Кроме соблюдения лимитов при наличных расчетах, организации и предприниматели, имеющие дело с наличностью, должны выполнить определенные действия по ее оприходованию в день поступления денег, а именно (Пункты 13, 22–24 Порядка):
● оформить приходные кассовые ордера на поступившие в кассу деньги;
● внести соответствующие записи в кассовую книгу (Форма № КО-4).
Один из показателей правильного оприходования наличных денег — соответствие показаний Z-отчетов ККТ или заполненных приходных кассовых ордеров записям в кассовой книге. Разница между этими показаниями обязательно насторожит налоговиков. И если они обнаружат, что фактически деньги были получены, а записи в кассовой книге нет либо она сделана с опозданием хотя бы на 1 день, штрафа не миновать (Письмо УФНС России по г. Москве от 29.06.2007 № 22–12/61982).
Многие суды также согласны с тем, что неотражение в кассовой книге денежной выручки в день ее получения свидетельствует о ее неоприходовании (Постановления ФАС ДВО от 18.01.2010 № Ф03-8062/2009; ФАС ВСО от 10.11.2009 по делу № А33-441/2009; ФАС ВВО от 14.07.2009 по делу № А79-2727/2009; ФАС СКО от 25.08.2009 по делу № А53-20063/2008-С44). Но иногда суды закрывают глаза на незначительную задержку (1–2 дня) в оприходовании выручки, если она обусловлена, к примеру, удаленностью торговых точек от головного офиса организации, и признают правонарушение малозначительным (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2009 по делу № А56-13469/2009). Малый размер неоприходованной суммы (до 1000 рублей) также может стать поводом для признания нарушения малозначительным (Постановления ФАС ВВО от 18.12.2009 по делу № А82-8103/2009; ФАС ДВО от 09.10.2009 № Ф03-5330/2009; ФАС УО от 04.06.2009 № Ф09-3840/09-С1).
Некоторые суды идут еще дальше, полагая, что даже если записи в кассовой книге не были сделаны либо сделаны с опозданием, то нарушения, именуемого "неоприходование", нет, при условии, что на поступившие деньги:
● (или) выписан приходный кассовый ордер (Постановления ФАС ПО от 16.01.2009 по делу № А12-13980/2008; ФАС ЗСО от 12.08.2008 № Ф04-4789/2008(9355-А03-6));
● (или) выбит чек ККТ (Постановление ФАС ПО от 23.12.2008 по делу № А12-14717/2008).
И при этом нет расхождений с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка". Но некоторые суды не принимают это во внимание, указывая, что обязанность по оприходованию выручки в кассовой книге не может быть изменена путем заполнения иных документов (Постановление ФАС ВВО от 21.04.2009 по делу № А31-4657/2008-15)
В ряде случаев суды признают это нарушение малозначительным (Постановления ФАС ПО от 19.06.2009 по делу № А12-20715/2008; ФАС ВВО от 26.08.2008 по делу № А82-1507/2008-28; Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу № А11-1016/2009).
8.3 Несоблюдение порядка хранения денежных средств
Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств квалифицируется как нарушение «Порядка ведения кассовых операций…» и влечет применение мер административной ответственности в виде наложения штрафа:
● на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей,
● на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей;
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс организаций установлены в Приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. С 2012 года требования к оформлению кассовой комнаты больше нет. Организации и ИП больше не обязаны оборудовать кассовые комнаты, и, значит, их не будут штрафовать за отсутствие таковых. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
8.4 Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
Лимит остатка кассы — это та сумма наличных денег, которую вы можете оставлять в кассе на конец рабочего дня.
С 1 июня 2014 года действует новое Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Указание отменяетПоложение ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373П «О порядке ведения кассовых операций». Теперь лимит остатка денег в кассе не обязателен для субъектов малого предпринимательства и всех ИП.
Если предприятие планирует следить за лимитом по кассе, то необходимо вновь утвердить этот лимит. Руководитель должен издать в произвольной форме распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 3210-У. Лимит кассового остатка определяется исходя из полученной ранее выручки, пика наличных затрат или предполагаемых объемов выручки (для только что открытых предприятий). В лимит кассового остатка не включают суммы наличных денег на выплаты работникам предприятия (зарплата, стипендия, отпускные и прочие выплаты) — их можно хранить в кассе сверх установленного лимита, но выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.
Хранение в кассе даже мизерной суммы сверх установленного лимита, а также нецелевое расходование свободной налички (Постановление ФАС ЦО от 29.08.2008 по делу № А09-1519/08-20) являются нарушением правил работы с денежной наличностью, за которое вас могут оштрафовать. Однако если налоговый орган выявил превышение лимита остатка кассы за тот день, когда:
● у вас еще не наступила обязанность по сдаче сверхлимитных сумм в банк (например, банк для вас установил срок сдачи выручки один раз в 5 дней (Пункт 2.4 Положения № 14-П));
● у обслуживающего банка был выходной, а по договору с банком наличность сдается в следующий за выходным рабочий день;
● по каким-то причинам инкассаторы не приехали забирать выручку, то в этих случаях никакого нарушения нет (Постановления ФАС ЗСО от 04.03.2010 по делу № А03-13992/2009, от 18.08.2009 № Ф04-4939/2009(12817-А03-31), от 27.11.2007 № Ф04-8160/2007(40412-А70-7); ФАС СЗО от 17.08.2007 по делу № А56-50165/2006).
Независимо от того, по какой причине произошло превышение лимита остатка кассы, а также на какую сумму он превышен, суд вполне может признать данное нарушение малозначительным, справедливо полагая, что существенной угрозы общественным интересам оно не представляет (Постановления ФАС ВВО от 18.02.2010 по делу № А28-17847/2009, от 25.11.2008 по делу № А28-9474/2008-269/34; ФАС ЦО от 29.06.2009 по делу № А64-79/2009; ФАС ПО от 05.06.2007 по делу № А55-16312/2006-43).
Правонарушение, трактуемое по ст. 15.1 КоАП РФ, не является длящимся, поэтому за него могут наказать лишь в течение двух месяцев с момента совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Например, если ваша организация выплатила другой наличными по одному договору, скажем, 150000 руб. полгода назад и проверок не было, то сейчас ее оштрафовать уже не смогут, нет оснований.
Также в соответствии с новым порядком индивидуальные предприниматели должны лишь формировать расчетно-платежные ведомости и платежные ведомости в случае выплаты зарплаты или иных вознаграждений физическим лицам в наличной форме. Организации же по-прежнему должны вести кассовую книгу и составлять кассовые документы при работе с наличностью.
Стоит отметить, что отмена обязанности ИП составлять ПКО/РКО и вести кассовую книгу не означает, что индивидуальный предприниматель не вправе формировать данные документы. Это лишь означает, что проверить и наказать за отсутствие этих документов или их неправильное ведение уже не могут. Если в целях ведения деятельности ИП удобно использовать данные кассовые документы, то он вправе их составлять и на их основе вести налоговый учёт.
9. Что нужно сделать чтобы избежать штрафов
По опыту работы бизнесменов для исключения всяких ненужных проблем с полицией и налоговыми инспекторами у Вас в обязательном порядке должны быть разработаны следующие инструкции, приказы и документы:
● должностная инструкция кассира-операциониста;
● трудовой договор кассира-операциониста с Предприятием;
● приказ «Об обязательном применении ККТ при осуществлении денежных расчётов с населением»;
● приказ «Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники на Предприятии»;
● приказ «Об установлении ответственности кассира-операциониста за нарушение правил применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением и за нарушение порядка ведения кассовых операций».
Обычно трудовой договор и должностные инструкции есть практически на всех фирмах, а вот об остальных приказах почему-то руководитель не думает. А ведь эти приказы не только дисциплинируют сотрудников и устанавливают четкие рамки применения ККТ и деятельности кассиров-операционистов (продавцов). Самое главное, что если вдруг на вас будут наложены штрафные санкции, то в соответствии с законами вы сможете взыскать с виновных свои потери.
Самая большая проблема — неуверенность людей. Многих пугают количество проверяющих органов и характер проверок, опасаются дальнейших инициатив правительства по изменению налогообложения. Однако страх и неуверенность можно относительно легко предупредить или вообще устранить. Каким же образом?
Опытные бизнесмены, которые заботятся о том, чтобы все сотрудники их предприятий были всегда готовы к любым видам проверок, разрабатывают следующие документы:
● «Рекомендации по заполнению бланков форм строгой отчетности КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-6, КМ-8, КМ-9»;
● методику «Практическое пособие руководителю как избежать штрафов из-за ошибок кассиров (продавцов)»;
● методические материалы «Характерные ошибки кассиров (продавцов) и как их не допустить при применении ККТ».
Приведём примеры содержания отдельных разработанных документов. В частности, в «Правилах эксплуатации контрольно-кассовой техники» имеются следующие разделы:
1. общие положения;
2. правила эксплуатации ККТ;
3. подготовка ККТ к работе;
4. работа кассира-операциониста в течение смены;
5. особенности безналичного расчёта;
6. окончание работы на ККТ;
7. взаимодействие с ЦТО;
8. правила техники безопасности и т. д.
Естественно, если вы организуете обучение ваших кассиров-операционистов (продавцов) в соответствии с указанными правилами, то маловероятно, что они смогут случайно допустить какую-либо ошибку. Но, повторяем, контроль знаний и их работы должен проводиться регулярно и системно.
Вы видите, что в разработанных документах указаны жизненно необходимые инструкции и приведены конкретные примеры из опыта работы передовых бизнесменов при применении ККТ.
Соответственно, изучив соответствующие разделы и ошибки, которые допускают многие кассиры-операционисты в своей работе, вы с большой долей вероятности сможете организовать работу своего бизнеса при применении ККТ таким образом, чтобы ваши кассиры работали безошибочно.
А если в дополнение ко всему этому вы будете:
● регулярно проводить комплексное обучение кассиров-операционистов (продавцов);
● не реже одного-двух раз в год проводить аттестование их деятельности;
● не менее трех-четырех раз в год использовать услугу «тайный покупатель» для контроля деятельности своих сотрудников;
● периодически проводить конкурс кассиров-операционистов, то мы по своему опыту работы гарантируем, что возможность различного рода ошибок ваших подчиненных уменьшится в десятки раз. Мы это четко оценили за полтора десятка лет работы с кассирами-операционистами, как своими, так и наших клиентов;
Вы можете попытаться самостоятельно разработать все эти документы, сверхсложного в этом ничего нет. Но, конечно, лучше обратиться к профессионалам, которые на этом «собаку съели». Они вам представят не только несколько вариантов указанных документов, но и подкорректируют их с учетом специфики вашего бизнеса. А это — очень немаловажно! Стоят разработанные методики и документы недорого, а сэкономить вам могут десятки и сотни тысяч рублей.
10. Оформление результатов налоговой проверки
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения налоговой проверки должен быть составлен акт по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
11. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и/или через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
● о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
● об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Виды обеспечительных мер (запрет на отчуждение (передачу в залог):
● имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
● недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
● транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
● иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
● готовой продукции, сырья и материалов.
● приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК.
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:
● банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
● залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
● поручительство третьего лица, оформленное в порядке.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
12. Порядок обжалования решения налогового органа
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном налоговым кодексом и законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном налоговым Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, если есть основание полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации.
Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.
Комментарии к книге «Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы», Николай Васильевич Химич
Всего 0 комментариев